Конспект ОУД учит бережно относиться к культурным ценностям и понимать «язык предметов» (строить рассказ от имени экспоната, активизировать речь, воображение.) Знакомит детей с казахскими ювелирными украшениями. Расширяет представления детей о национальной одежде, музыкальных инструментах, их назначении. Закрепляет знания о музеях нашего города, их экспонатах, стимулировать к повторным посещениям музеев. Воспитывает умение соблюдать правила поведения в музее, любовь и уважение к традициям и обычаям казахского народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект ОУД "Путешествие в музей" »
Путешествие в музей.
Цель: Учить бережно относиться к культурным ценностям и понимать «язык предметов» (строить рассказ от имени экспоната, активизировать речь, воображение.) Познакомить детей с казахскими ювелирными украшениями. Расширять представления детей о национальной одежде, музыкальных инструментах, их назначении. Закреплять знания о музеях нашего города, их экспонатах, стимулировать к повторным посещениям музеев. Воспитывать умение соблюдать правила поведения в музее, любовь и уважение к традициям и обычаям казахского народа.
Предварительная работа: посещение музеев города, рассматривание иллюстраций, картин, чтение художественных произведений, беседы о музыкальных инструментах, слушание казахских мелодий, применение техники чеканки в продуктивной деятельности детей.
Материал:
Приветствие.
Д: Сәлеметсіздерме, қонақтар. (вместе)
Армысың шуғылылы алтын күн. (1 реб)
Армысың мейірімді жер ана. (2 реб)
Бәріміз кундей жарқырыйық. (3 реб)
Бәріміз тату дос болайық. (4 реб)
Утренний круг.
Игра-активизация
Күшті болайық – будем сильными;
Ақылды болайық – будем умными;
Тату тәтті болайық – будем дружными.
Қамқорлы болайық – будем заботливыми;
- будем воспитанными.
Беседа в кругу
- Балалар, шеңбер жасайық
- Ребята, мы посетили некоторые музеи нашего города. Что такое музей? (Музей – это место, помещение, где собирают и берегут старинные вещи: посуду, одежду, картины, заботятся о них, показывают людям.)
- Как вы думаете, для чего нужны музеи? (Музеи нужны для того, чтобы мы могли лучше узнать об истории, культуре, о традициях народов, населяющих нашу Родину.) Дұрыс!
- В каких музеях города вы были? (Мы были в краеведческом музее и Резиденции Аблай – хана.
(Воспитатель приглашает детей к выставке фотографий с музеев краеведческого и Резеденции Аблай – хана. Дети рассматривают выставку)
- Какие экспонаты вы видели? (Называют запомнившиеся экспонаты)
- Ребята, скажите, а кто вас знакомил с экспонатами в музее? (Экскурсовод)
- Ну а сегодня я вас приглашаю в мини – музей нашей группы, в котором собраны разные экспонаты. А я, с вашего позволения, буду экскурсоводом. (правила поведения в музее).
1. Не трогать экспонаты руками.
2. Не говорить громко, не шуметь.
3. Внимательно слушать экскурсовода и не перебивать его.
Для того чтобы оказаться в музее, нужно произнести волшебные слова. Давайте их скажем.
Топни, хлопни, повернись,
И в музее окажись. На каз. Яз.
(Воспитатель – эксскурсовод приглашает детей в первый зал музея, где представлена одежда казахского народа)
- Қараңдар, балалар! Как вы думаете, как называется этот зал? (Зал национальной одежады)
- Обратите внимание, какие красивые вещи мы с вами видим. А я вам сейчас предлагаю поиграть в игру «Волшебные превращения». Ребята, давайте представим себе, что было бы, если бы экспонаты вдруг ожили и заговорили. Чтобы они могли рассказать о себе? Хотите поиграть в эту игру? (...) Ну а для этого давайте произнесем слова превращения:
Топни, хлопни, повернись,
В экспонат превратись.
(Дети стоят полукругом возле нацирнальных костюмов, ребенок, который рассказывает о каком – либо экспонате, выходит в круг)
- Наши экспонаты уже заговорили. (Воспитатель-экскурсовод показывает указкой на платье)
(Мен көйлекпің. Я легкое приталенное платье с оборками на подоле и на рукавах. Моя хозяйка, красивая, добрая, вежливая, всегда одевала меня на праздники, на тои, где гости любовались мною.)
- Интересно платье рассказало о себе? (…) Я вижу и камзол хочет о себе рассказать. (Воспитатель-экскурсовод показывает указкой на камзол)
(Мен қамзолмын, я камзол. Меня шили из ярких тканей, украшали золотой или серебряной нитью, красивыми орнаментами)
- Әдемі қамзол! Как замечательно он о себе рассказал! Ну а мы продолжим. Наша указка готова подсказать о какой части одежды мы сейчас расскажем. (Воспитатель-экскурсовод показывает указкой на головной убор)
(Мен саукелемін. Я шапочка украшенная перьями филина, жемчугом, золотыми нитями, бусинками из драгоценных камней. Моя хозяйка, в день свадьбы, одевала меня на голову и была самой красивой, самой прекрасной невестой)
- Ақылды! Остался последний предмет женского национального костюма, о котором мы еще не рассказали. (Воспитатель-экскурсовод показывает указкой на ичиги)
(Мен мәсімін. Меня всегда надевают на ноги Благодаря мне, у моей хозяйки ноги были всегда в тепле)
- Жарайсыңдар! Мы рассказали о женском национальном костюме. А теперь моя указка будет показывать на мужской национальный костюм, а вам нужно будет назвать предметы одежды. (Воспитатель-экскурсовод показывает указкой на одежду, дети ее называют: жейде – рубаха, шапан (жилетка), шалбар – штаны, қалпақ (тюбетейка) - шапка).
- Замечательно! Вот как вы много знаете о предметах казахской национальной одежды. Не зря ведь говорится в казахской пословице «Листья украшают дерево, а человека -одежда».
- Ребята, а теперь я приглашаю вас во второй зал. (Дети проходят во второй зал к музыкальным инструментам)
- Посмотрите, ребята, что это за инструменты? (Это музыкальные инструменты). Верно.
- И мы находимся в зале музыкальных инструментов. Музыка всегда сопровождала жизнь кочевого народа. Казахский народ был очень изобретательным, он делал свои музыкальные инструменты из любого материала – из камыша, дерева, кожи.
Рассматривание 2 муз инстр.
Игра «Узнай, что звучит» (По звуку дети определяют название музыкальных инструментов)
- Қараңдар, балалар! Мынау не? (Бұл домбра)
- Балалар, из каких частей состоит домбра? (Домбра состоит из корпуса, длинного грифа и двух струн)
- А что вы знаете о домбре? (Домбра – самый распространенный струнный казахский музыкальный инструмент. Домбру можно было встретить в каждой юрте, она относилась к числу самых обязательных предметов в жизни казахов)
- Дұрыс! Ақылсыңдар, балалар.
Стихотворение о домбре.
Музыки нет без домбры, доброты
Песни не спеть без казахской домбры
Слышишь, волшебные звуки домбры
Нет без домбры на земле красоты.
(Воспитатель берет в руки домбру) – Какая красивая домбра! Поиграем с ней? (…)
Игра «Домбра»
(Дети встают в круг передают друг другу домбру, произнося хором слова:
Ты плыви домбра по кругу
Друга выбери подругу
И к кому домбра придет
Пусть тот слово назовет.
Задания:
1. Женский свадебный головной убор? (Саукеле)
2. Мужские штаны? (Шалбар)
3.
4.
Именно в музыке лучше всего раскрывается душа казахского народа
В музыке казахского народа отражены любовь к Родине, к родной природе. Музыка о родной земле помогала человеку давала силы, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь.
- Я приглашаю вас в третий зал нашего музея.
(Дети проходят в зал ювелирных украшений)
- Қараңдар, балалар! Что вы видете? (Кольца, браслеты, подвески....)
- Кто знает как это называется одним словом? (Ювелирные украшения)
-Да, действительно, мы с вами попали в зал ювелирных украшений.
- Мынау не? (Это амулет-тумарша) Для чего носили амулеты? (Амулеты носили для защиты от болезней, )
- А это что за ювелирные украшения? Мынау не? (Это серьги - тана) Что вы знаете о серьгах? (Серьги носили девочки с раннего возраста с 2-3 лет, это были простые серьги, позже, когда девочки подрастали, они надевали серьги с множеством подвесок и вставок из цветных камней.)
- Жаксы! А это что? (Это шолпа – украшение для кос, его носили девушки с непокрытой головой.) Вес этого украшения 1,5 кг.
- Ребята, какое украшение надевали на пальцы? (На пальцы надевали кольца и перстни) Что вы знаете об этом виде украшений? (Перстни и кольца носили по 3-4, они являлись повседневнем украшением, которое должна была иметь каждая женщина. Поскольку считалось, что в противном случае пища, изготовленная ей будет нечмстой.) У казахов по этому поводу сохранилась поговорка «Тамақ адал болу үшин, қолда жүзик болу керек» (Чтобы пища была чистой, на руке должен быть перстень)
-Традиционным ремеслом казахов являлось ювелирное искусство, которое чаще всего передавалось по наследству от отца к сыну.
- Как называли людей, которые занимались изготовлением ювелирных изделий? (Ювелиры - зергеры) Слово зергер с персидского означает золото.
- Из чего зергеры делали ювелирные украшения? (В основном из серебра, реже из золота)
- Почему в основном из серебра? (Потому что блеск серебра и его цвет казахский народ сравнивал с лунным светом, с Луной. Серебро они рассматривали как частицу ночного светила и наделяли его волшебными свойствами.) И в воду для купания ребеннка бросали серебряные монеты, говоря «Баланың күні куместей жарық болсың» (Пусть дни ребенка будут светлыми как серебро)
- Мы с вами поговорили о том, какое значение предавал казахский народ ювелирному искусству. Чем украшали ювелирные изделия? (Драгоценными камнями и орнаментами)
- А вы бы хотели своими руками создать ювелирные изделия как зергеры? (...)
- Я сегодня приглашаю вас в мастерскую зергеров. (Дети проходят за столы)
- Одним из видов ювелирной техники является чеканка. Чеканка – это процесс создания рисунка, но не на бумаге, как мы с вами привыкли, а на металле. Это может быть серебро, золото. Для создания рисунка используются специальные инструменты – молоточки. Ну а мы сегодня в своей мастерской золото и серебро заменим фольгой, а инструментом будет шарикавая ручка.