Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Зимние узоры» по декоративному рисованию.»
Задачи:
закреплять умение использовать знакомые танцевальные движения в импровизированном танце;
развивать воображение, внимание, мышление;
познакомить с новым музыкальным произведением “Зима” А.Вивальди;
воспитывать интерес и любовь к искусству через поэтическое слово и классическую музыку;
закрепить понятие “соло” и “ ансамбль”;
закрепить знания детей о геометрических фигурах и симметрии.
Материал:
палочки с лентами;
фланелеграф;
портрет композитора А. Вивальди;
музыкально-дидактическая игра “Сколько нас поет?”;
цветные квадратные карточки (5 х 5см);
карточки с графическими изображениями лиц (весело, грустно, печально, спокойно и т. д.);
аудиокассета с записью музыкального произведения “Зима” А. Вивальди;
материал для аппликации, образец снежинки (аппликация из геометрических фигур).
Ход занятия
Входят дети. Свободно располагаются в зале. Музыкальный руководитель предлагает поздороваться пением (слово “здравствуйте” пропевается по 1-3-5 ступеням любой гаммы) .
Музыкальный руководитель:
Под голубыми небесами, великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет. И речка подо льдом блестит.
(А.С. Пушкин)
Как приятно смотреть на падающие снежинки. Каждая будто свой танец исполняет, кружась в воздухе. Вот и я вам сейчас предлагаю на время превратиться в снежинок. И пусть каждый из вас придумает и исполнит свой танец. Но это будет не просто танец, а танец-игра, слушайте внимательно музыку, когда она начнет звучать все тише и тише, вы тоже должны будете медленно завершить свой танец. С окончанием музыки пусть каждый из вас покажет, в какой же фигуре застыла его снежинка-балеринка (проводится музыкальная игра “Снежинки-балеринки”).
Ребята, скажите, а зима – это хорошо или плохо? (Ответы детей). Давайте с вами постараемся разобраться: зима – это все-таки хорошо или зима – это плохо?! (Словесная игра “Хорошо – плохо”, ТРИЗ).
Вот мы с вами и пришли к выводу, что зима – это хорошо. Сейчас я приглашаю вас, ребята, занять свои места. Вам я опять предлагаю поиграть. (Проводится музыкально-дидактическая игра “Сколько нас поет?”: “соло” и “ансамбль”).
Мы с вами готовимся к самому любимому и волшебному празднику. К какому? (ответы детей). И, конечно, вы успели разучить новые новогодние песни. Давайте сейчас их повторим. Но сначала надо привести в порядок ваше дыхание (дыхательная гимнастика: упражнение “Ежик” и “Чайник”). Теперь, когда дыхание ровное, приготовим голос, распоемся (упражнение “Музыкальная лесенка” – легато, “ Бубенчики” – стаккато, “Зима настает – мы ждем Новый год” – на одном звуке. Упражнения выполняются с движением руки). Ваш голос и дыхание мы подготовили для пения. Осталось встать и выправить осанку (дети исполняют одну песню хором, другую – хором с солистами. Обратить внимание на характер исполнения песен, четкое пропевание окончаний слов, правильное интонирование).
Мне хочется прочесть еще один отрывок из стихотворения:
Белый снег пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится.
(И. Суриков)
Добрые, прекрасные стихи о зиме, веселые, радостные песни… И не хватает немного волшебства… Я предлагаю вам окунуться в волшебный мир музыки Антонио Вивальди (показ портрета композитора). Вивальди – итальянский композитор, который жил очень давно – 400 лет назад. Он был известным композитором, музыкантом, дирижером. В детстве он учился играть на скрипке у своего отца. Когда же он стал взрослым, то объехал с концертами очень много стран и городов. Он сочинил большое количество музыкальных произведений, и одно из них мы с вами сегодня послушаем. Оно называется “Зима” (слушание фрагмента из музыкального произведения “Зима”). Какой вам показалась эта музыка? (Ответы детей). Какая она по характеру? (Ответы детей). Скажите, какой основной инструмент вы услышали именно в этом музыкальном фрагменте? (Ответы детей). Кто мне скажет, все–ли произведение звучало в исполнении одной скрипки или скрипичного ансамбля? (Ответы детей). Правильно. В этом произведении есть части, исполняемые как соло инструментом, так и ансамблем скрипок. Давайте поиграем. Возьмите карточки и приготовьтесь к слушанию. Когда будет играть скрипка-соло – покажите оранжевую карточку, а когда будет играть ансамбль – покажите синюю карточку. (Слушание, работа с карточками-квадратиками).
Вы мне говорили, что эта музыка добрая, волшебная, изящная, воздушная, сказочная… А у вас не появилось желание потанцевать под эту музыку? (Ответы детей). А чтобы танец получился действительно зимний я вам раздам палочки с белыми лентами. Не делайте “сугробики”, не сбивайтесь в кучки, танцуйте, располагаясь по всему залу, стараясь передать в движении все волшебство и изящество мелодии (исполнение импровизированного танца с лентами).
Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои.
(Н. Некрасов)
И к вам, ребята, он скоро заглянет, чтобы посмотреть, все ли в порядке и как вы готовитесь к встрече Нового года. Я предлагаю вам не терять зря времени и сделать по своему проекту снежинки из геометрических фигур. Главное в снежинке – симметрия, то есть каждый лучик должен быть похож на другие. Обязательно в начале работы определите середину вашей снежинки. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат на блюдце? (Ответы детей). Работа всегда спорится, когда звучит приятная музыка. Приступайте к работе (включается аудиозапись с произведением А. Вивальди “Зима”. Дети выполняют аппликацию, каждый – свою. Перед окончанием работы детей выкладываю свою демонстрационную снежинку).
Ребята, ваша работа подходит к концу, давайте, разложим все ваши снежинки вокруг моей и полюбуемся такими разными и непохожими вашими аппликациями. Этими чудесными снежинками вы сможете украсить свою группу к Новому году.
Наше занятие закончено. До свидания. (Дети уходят в группу, взяв с собой снежинки–аппликации).