Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по познавательному развитию "Солнце, воздух и вода"»
Конспект занятия по валеологии для детей старшей группы для детей с нарушением зрения «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья»
Цель: Учить детей заботиться о своем здоровье: знать и выполнять несложные приемы оздоровления (закаливание водой, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальминг, пальчиковая гимнастика, контрастотермия, самомассаж, кинезиологические упражнения). Развивать желание закаляться и воспитывать любовь к водным процедурам.
Ход занятия.
- Ребята, когда вы заходите в группу, что вы говорите? (Здороваемся). Давайте поздороваемся со всеми.
Здравствуй, серенький волчок! (сжимание ладоней в кулак, с поворотами)
– ЧОК – ЧОК – ЧОК! ЧОК – ЧОК – ЧОК!
Здравствуй, маленький сверчок!( соединение пальцев обеих рук)
– ЧОК – ЧОК – ЧОК! ЧОК –ЧОК – ЧОК!
Здравствуй, чёрненький грачонок! (летательные движения руками)
– ОНОК – ОНОК – ОНОК! ОНОК – ОНОК – ОНОК!
Здравствуй, шустренький зайчонок! (показ ушек руками на голове)
– ОНОК – ОНОК – ОНОК! ОНОК – ОНОК – ОНОК!
Здравствуй, шумная детвора!
– УРА! УРА! УРА! (руки вверх)
А вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: «Здравствуйте, то есть пожелали всем здоровья. Русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь – здоровья не получишь». Мы с вами со всеми здоровались, а сейчас поздороваются наши пальчики.
Большим пальцем двух рук одновременно касаться указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца, проговаривая: «Здравствуй, (название пальца) пальчик!» Затем касаться поочередно: большой левой руки с большим правой руки и т.д., пропевая названия пальцев от низкого звука к высокому до мизинца и обратно.
- Со всеми поздоровались? А зачем надо здороваться?
- А что такое здоровье? (Ответы детей).
Да, здоровье - это самое главное в жизни. Когда кто-то чихает, то мы говорим: «Будь здоров!» Когда человек болеет, то он не может нормально учиться и работать, у него всегда плохое настроение, он ничего не успевает делать вовремя. Но здоровье зависит от самого человека. Каждый должен научиться заботиться о своем здоровье. А как можно укрепить свое здоровье? (Ответы детей).
- А у меня есть картинки, с помощью которых вы узнаете, что нам поможет заботиться о своем здоровье .Я их сейчас вам буду показывать, а вы – называть, но не просто а во время гимнастики.
Повороты
Нужно встать лицом к окну комнаты, расставить ступни ног на 30 см. перенести вес тела на левую ногу и повернуть голову и плечи к правой стене. Выполнять эти движения следует ритмично, во время поворотов отрывать пятку от пола. (Во время поворотов показываю поочередно картинки: солнце, вода, воздух)
- Мы с вами играли и наши глазки устали. Запомните это упражнение, и будете пользоваться им, когда почувствуете, что ваши глазки устают.
Пальминг-ладонь
Начинаем пальминг, снимаем очки, бережно кладем их на стол. Готовим ладони к упражнению, потирая, их друг о друга, чтобы они были теплыми, мягкими, нежными, ласковыми. Закрываем руками глаза, в течение 1 мин. Сидеть с закрытыми глазами под спокойную музыку.
- Ребята, скажите, какую первую картинку вы увидели, когда делали повороты?(солнце)
Тренажер "Солнышко" Вначале объясняю детям, что им нужно делать. Затем начинаю поочередно сжимать одну и затем вторую ладонь. Дети видят только одно солнышко на ладонях. Таким образом, переводят точку взора держа голову неподвижно, контролирую выполнение задания, глядя в глаза детям вначале держим руки в стороны и 10-15 секунд поочередно сжимаем и разжимаем ладони. Затем ставим руки в положение в сторону-вверх /одна рука/ и другая в сторону - вниз. Рука как бы показывают диагональ прямоугольника. 10-15 секунд выполняем движения, затем меняем положение рук и снова проводим тренаж. Затем поставим одну руку перед собой, стоя перед ребенком, Раскрытая ладонь сжимается и убирается на 40-50 см к нам и снова раскрывается. Ребенок видит объект, постоянно перемещающийся в глубину от него и к нему. (выполняется под спокойную музыку).
Массаж биологически активных зон «Солнышко»
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало,
Гладит грудку,
Гладит шейку,
Гладит носик,
Гладит лобик,
Гладит ушки,
Гладит ручки,
Гладит детские макушки.
Загорают дети! Вот!
- А где можно загорать? Для чего надо загорать? А что еще можно делать на море? Ребята, какую картинку вы увидели второй? (капля) А капля это что? (вода). Вода помогает нам закаляться, стать здоровыми. Как можно закаляться водой? (Ответы детей) Ребята, а часто ли вы моете руки в детском саду? (Ответы детей).
Мы намылим наши ручки, Раз, два, три. Раз, два, три. (кругообразные движения руками)
А над ручками, как тучки, Пузыри, пузыри. (хлопанье пузырей вверху над головой)
- А какие закаливающие процедуры с водой вы проводите? (Ответы детей).
Динамическая пауза с закаливанием
Закаляемся водой, (Разуться, босиком встать в обруч, лежащий
Принимая ножные ванны. на полу и выполнять упражнения для ног:
Утром в таз воды прохладной. - перекаты в носка на пятку
Нам ступни поставить надо. – поочередное шевеление пальцами ног
Ненадолго, на чуть-чуть: - быстрое топтание
Завтра тоже не забудь! - стоять неподвижно (10 с.)
А затем свои ступни полотенцем разотри! (растирание ног о ковер до тепла)
И главное помните, что постепенно делая воду прохладной, вы вскоре позабудете про болезни.
Контрастотермия: предлагаю детям подойти к столам, на которых находятся комплекты состоящие из: 1 тарелки со льдом, 1-й - с теплой водой. Дети попеременно опускают руки в емкости с теплой водой и со льдом, затем водят льдинкой по ладоням проговаривая стихотворение:
Мы научимся сегодня
По ладони лед катать.
Это очень нам поможет
Не болеть - здоровым стать!
(Дети вытирают руки.)
- Какая картинка у нас осталась? (ветер) А их чего ветер состоит? (Из воздуха) А как же воздух нам помогает закаляться?
Комплекс утренней гимнастики
Утром форточку откроем,
Свежий воздух пригласим.
Зарядка нас взбодрит, настроит,
И прибавит новых сил.
Вот, поэтому ребятки,
Будем делать мы зарядку.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели – встали,
И на месте побежали.
- А еще воздух поможет нам правильно дышать.
Упражнение на дыхание «Подыши одной ноздрёй»
Поочередно закрывать одну ноздрю указательным пальцем и делать продолжи тельный вдох, через другую делать продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
- Помогают быть здоровым и подвижные игры на свежем воздухе. Какие игры вы знаете? Еще можно танцевать под музыку
Ритмопластика с кинезиологическими упражнениями под музыку
1. Упражнение «Перекрестные шаги»
Поочередное соединение правой ноги и левой руки , левой ноги- правой руки, как будто ритмично идете под музыку. Голова остается на месте.
Вместе весело шагать по просторам, По просторам, по просторам И, конечно, припевать лучше хором, Лучше хором, лучше хором.
2. Упражнение «Сова».
Спой-ка с нами, перепёлка-перепёлочка, Раз иголка, два иголка будет ёлочка, Раз дощечка, два дощечка будет лесенка, Раз словечко, два словечко будет песенка.
Схватить и сжать правое плечо левой рукой, повернуть голову и посмотреть назад через плечо, глубоко вдохнуть и развернуть плечи, посмотреть через левое плечо и распрямить плечи. Опустить подбородок на грудь и глубоко вдохнуть. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.
3. Упражнение «Заземлитель».
Правую ступню вправо, а левую прямо вперед. Выдох, согнуть правое колено; вдох – выпрямить правое колено. Во время упражнения плотно прижимать руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделать трижды, а потом повторить с левой ноги.
В небесах зари полоска заполощется, Раз берёзка, два берёзка будет рощица, Раз дощечка, два дощечка будет лесенка, Раз словечко, два словечко будет песенка.
- Ребята, мы много сегодня говорили о здоровье и я вижу на ваших лицах улыбки, это значит, что у вас все хорошо. Будьте веселыми, радостными и здоровыми детьми и никогда не болейте! Будьте здоровы!!!!