Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Перелетные птицы» средняя группа»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме:
«Перелетные птицы» средняя группа
воспитатель: Минеева М.М.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что»; продолжать учить составлять краткую описательную загадку о птицах. Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.
Коррекционные: развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.
Воспитательные: воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Материалы: карточки с изображением птиц, пуховые и маховые перья птиц, веер.
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход занятия.
1. Кинессиология - упражнение «Сова» - положите левую руку на правое плечо и сожмите плечо левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Опустите подбородок на грудь и глубоко вздохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое движение, положив правую руку на левое плечо.
2. Мотивация
Воспитатель:
- Ребята почтальон принес нам письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)
3. Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи»
Воспитатель:
- Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?
4. Словарная работа
Педагог при помощи толкового словаря знакомит детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение.
Воспитатель:
- Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Проходите в научную лабораторию.
- Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.
5. Д/и «Угадай, что за птица» (1 задание)
Игра: «Не сорока, не ворона и не чайка» (дети стоят в кругу)
Педагог говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает каждому ребенку картинку с изображением птицы:
- Выберите иллюстрации, на которых изображены птицы Якутии
7. Игра «Назови лишнюю птицу» (3 задание) (дети сидят на стульях)
(На фланелеграфе выставлены картинки с изображением птиц: ласточка, грач, кукушка, соловей, гусь.
Воспитатель:
- Какая птица лишняя? Почему?
- А почему, остальных птиц называют дикими? (Живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище).
- Какую пользу приносят дикие птицы? (уничтожают насекомых).
Воспитатель:
- Ребята закройте глаза (картинки с птицами педагог переставляет местами, вместо гуся ставит ворону)
Воспитатель:
- Какая птица лишняя? Почему?
- Зачем перелетные птицы улетают в теплые края? (нечем питаться, негде жить, холодно.)
Воспитатель:
- Закройте глаза (педагог картинки с птицами переставляет местами, вместо вороны ставит орла)
- Какая птица лишняя? Почему? (орел хищная птица, он охотится за мышами и другими животными).
8. Игра с мячом “Продолжи предложение, найди причину”(4 задание).
Воспитатель:
- Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.
Педагог читает предложения, дети заканчивают их.
- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).
- Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)
- У цапли длинные ноги, потому что…(она ходит по болоту)
- У орла большое гнездо, потому что…(он большая птица)
- Все люди любят слушать соловья, потому что…(он красиво поет)
- Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)
9. Упражнение: «Загадка» (5 задание).
Воспитатель:
- Выберите картинку с изображением птицы и загадайте про нее загадку своим товарищам (дети по очереди выходят к столу, где лежат картинки с птицами, берут одну и загадывают про нее загадку).
Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (Грач)
Я не строю своего гнезда, и подкидываю свои яйца в гнезда других птиц (Кукушка)
Я пою лучше всех птиц (Соловей)
Я черненькая, маленькая, стою свои гнезда из травы и глины под крышами домов. (Ласточка)
Я могу подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (Скворец)
Я одна из самых полезных птиц, уничтожаю мух и комаров. Когда хожу по земле, то потряхиваю своим длинным хвостиком. (Трясогузка)
Свои гнезда я вью в ямках на земле. Люди говорят, если рано утром не слышно моего голоса – это к дождю или плохой погоде. (Жаворонок).
10. Упражнение «Почему птицы летают» (6 задание).
Воспитатель:
- Проведите эксперимент и определите, почему птицы умеют летать.
- Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни - мягкие, маленькие, другие – жесткие, длинные).
- Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое), где они расположены? (на теле птицы)
- А другое - называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте)
- Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним, какой воздух? (невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге).
- Возьмите карандаш. Какой он легкий как перо или тяжелее?
- Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш упал)
- Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? (нет, они падают).
- Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью, воздух может ненадолго удержать?
- Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как карандаш?
- Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).
На примере веера педагог показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают.
Воспитатель:
- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.
- Покажите на веере, как это происходит.
- Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?