Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ: Гласные и согласные звуки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Белочка» Киселевский городской округ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
НА ТЕМУ:
Гласные и согласные звуки
Подготовила: учитель-логопед детский сад №5 «Белочка» высшей квалификационной категории Дмитриева Ирина Владимировна
2020г.
Цель: обучение детей умению дифференцировать гласные и согласные звуки
Задачи:
Учить дифференцировать звуки и находить их местоположение в словах.
Закрепить усвоенные представления детей о единицах речи русского языка (предложение, слово, слог, звук);
учить проводить звуковой анализ слова;
Упражнять в умении подбирать слова на заданную схему.
Развивать слуховое внимание и фонематический слух;
воспитывать умение действовать по инструкции;
Ход занятия
Организационный момент
- Добрый день, ребята! Посмотрите, кто пришел к Вам сегодня в гости? Вы его узнали? (демонстрирует картинку Лунтика из мультфильма «Лунтик») Конечно же, это Лунтик! Он, как и Вы, ребята, собирается скоро в школу. Кузя приготовил для Лунтика задания, чтобы проверить, готов ли он к школе. Но, Лунтик боится, что один с заданиями не справится. Ну что, ребята! Вы готовы помочь Лунтику? (Да) Приготовься и ты Лунтик слушать внимательно и запоминать!
Деление звуков на гласный и согласный
- До того как пойти в школу, мы должны научиться слышать все звуки в слове и определять, какой звук гласный или согласный. Итак, давайте, произнесем звукА! (Дети пропевают звук А). Голос выходит свободно? (Да!). Верно, голос выходит свободно, значит звук гласный. Произнесем звук Н! (Дети произносят) Голос выходит свободно или что-то мешает ему? (Ответы детей). Голос встречает препятствие в виде зубов и языка, значит звук согласный. (Далее педагог произносит звуки О, Ш, М, У, З, Ы, Э, Д – дети определяют, звук гласный или согласный)
2. Игра «Определи, какой звук и подними кружок нужного цвета»
- Ребята, и ты, Маша, должны запомнить, что гласные звуки мы обозначаем красным цветом, голос выходит свободно, поется, ничто ему не мешает (показывается картинка-схема). Согласные звуки мы обозначаем синим цветом (если слышим твердо) или зеленым (если слышим мягко), голос встречает преграду в виде зубов, губ, языка (показывается картинка-схема)
Предлагаю сыграть в игру. Я буду называть звуки, а вы – определять звук гласный или согласный и поднимать нужный цвет (Педагог называет звук – дети поднимают кружочки соответствующего цвета)
3. Называние гласных звуков
- Итак, давайте еще раз назовем гласные звуки. Их не так много. (Дети называют гласные звуки А, О, У, Ы, Э, И)
4. Задание «Назови картинку и наклей кружок нужного цвета»
- Ребята, мы умеем различать гласные и согласные звуки. И сейчас мы готовы помочь Лунтику выполнить одно из заданий Кузи. (Педагог достает плакат с картинками и самоклеящиеся кружки синего и красного цвета). Вы должны определить, с какого звука начинается картинка, и наклеить рядом кружок нужного цвета. Если слово начинается на гласный звук – клеим рядом красный кружок. Если с согласного – клеим кружок синего цвета. (Первые несколько картинок дети выполняют совместно с педагогом, затем каждый ребенок подходит к мольберту, громко называет картинку, и наклеивает нужный кружок)
- Молодцы, ребята! Вы справились. Переходим к следующему заданию.
5. Игровое упражнение «Засели картинки в нужные домики»
Педагог достает два картонных домика с красной и синей крышей, а также картинки. В центре домика на месте окошек сделаны прозрачные карманы для вставки картинок.
- Ребята, перед Вами домик с красной крышей и домик с синей крышей (Педагог крепит их на мольберте). А также картинки. Вам нужно будет определить с какого звука (гласного или согласного) начинается слово на картинке и заселить её в нужный домик. Называть картинку будем тихо, про себя.
6. Физкультминутка
7. Звуковой анализ слова ДОМ
- Переходим к следующему заданию от Кузи. (Педагог достает плакат и три кружочка: два синих и красный) Здесь написана загадка.
Фундамент вместо ног,
Тело из кирпича,
Голова с чердаком,
А зовётся это…
- Нам нужно выложить слово ДОМ, используя эти кружочки. Итак, какой 1 звук слышится в слове ДОМ (Правильно Д) Д – это какой звук (Согласный). Значит, вкладываем кружок какого цвета (Синего) Какой звук идет дальше (Звук О) О – это какой звук (Гласный). Значит, выкладываем кружок какого цвета (Красного). Что у нас получилось (ДО). Какой звук идет дальше (Звук М). М – это какой звук (Согласный). Значит, вкладываем кружок какого цвета (Синего) Назовите согласные звуки в слове ДОМ (М и Д). Назовите гласный звук в слове ДОМ (О). Молодцы!
8. Подведение итога.
- Ребята, Вы выполнили все задания от Кузи. Давайте ещё раз напомним Лунтику, какие звуки бывают? (Гласные и согласные) Каким цветом обозначают гласные звуки? (Красным) Назовите гласные звуки (А,О, У, Ы, Э, И). Какие слова, начинающиеся на гласный звук, вы запомнили? (Ответы детей). А на согласный звук? (Ответы детей). Ребята, Вы сегодня все были молодцы! Вы выполнили все задания и помогли нашему Лунтику! Теперь Лунтик сможет пойти в школу вместе с вами!