с особенностями моды разных времён; отличительными особенностями фасонов и конструкций женских (длина, детали, использование кринолинов и др.) и мужских (фасоны, отделка, штаны, обувь и др.) платьев разных времён;
с материалами, из которых изготавливали одежду (только натуральные материалы);
Повторить:
виды натуральных тканей.
Учить:
изготавливать драпированные детали из ткани на картонной основе;
выполнять рельефные изображения из ткани на картонной основе (драпировка).
Совершенствовать умения:
использовать известные ученикам средства художественной выразительности, конструктивные приёмы для изготовления сложных составных изделий;
Метапредметные
Самостоятельно:
организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда;
осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли;
использовать полученные умения и знания об обработке текстиля, бумаги и картона для выполнения практических работ;
исследовать свойства тканей натурального и искусственного происхождения, выбирать ткани для своих работ в зависимости от их свойств и происхождения;
анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий из тканей, комбинированных изделий;
формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, выбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения;
планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;
выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;
обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки.
С помощью учителя:
наблюдать и сравнивать конструктивные особенности изделий, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, технологические приёмы, делать выводы о наблюдаемых явлениях;
открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи с помощью наблюдений и рассуждений, упражнений (приёмы оклеивания картонной основы тканью с формированием сборок и складок, способы изготовления силуэтов фигур человека и др.);
знакомиться с историей костюма, культурой народов России и мира;
обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки.
Личностные
Поощрять интерес к культурным традициям, истории моды народов мира, народным традициям России, своего региона, края;
стимулировать дружеские отношения, взаимопонимание, готовность к взаимопомощи при работе всем классом и по группам;
поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения обучающихся к своим результатам, полученным знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология».
Учебные (предметные) проблемы урока
Что общего в мужской и женской одежде разных времён? В чём их различия? Почему в давние времена для изготовления одежды использовались только натуральные материалы? Как изготовить рельефную одежду? Можно ли по одежде узнать, современная она или историческая?
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний обучающихся.
Что такое мода? (Мода это профессия, ежедневная творческая работа.)
На какие группы делятся ткани? (натуральные и искусственные)
Почему модельеры не отказываются от натуральных тканей?
Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (это произошло очень давно, но одежда служила для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека)
Промежуточное обобщение. Подготовка к восприятию нового материала.
Что общего в мужской и женской одежде разных времён? (называлась платьем)
В чём их различия? (по платью можно было определить, к какому сословию относится человек - бедный или богатый)
Почему в давние времена для изготовления одежды использовались только натуральные материалы?
Посмотрите на картинки и скажите, как все эти вещи могут быть связаны с темой нашего занятия?
Открытие нового знания и умения
В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно, и смотреть повелительным взором. Попробуйте изобразить такого человека.
Игровое упражнение «Изобрази»
Попробуйте изобразить такого человека. (Дети встают и проходят важной походкой, повелительным смотря по сторонам).
Платье (женское) эпохи Возрождения объёмно, его фалды – широкие и симметричные, лиф и юбка платья пропорциональны и гармонируют между собой, в их сочетании соблюдается идеал «равновесия отдельных частей человеческого тела». Лиф платья – зашнурованный с маленьким овальным вырезом. Но у платьев были и достаточно глубокие декольте, распространённым становится так называемое «бродячее декольте», которое при движении могло съехать с одного плеча на другое, переместиться на спину.
Именно в эпоху Возрождения (мужское) появляется длинный плащ с вшитыми рукавами и широким воротником. Со временем подобный плащ стал эмблемой учёных и пожилых людей. И по сей день его используют как официальную одежду для различных университетских церемоний. Впрочем, это совершенно не случайно, ведь именно в эпоху Возрождения появляется интеллигенция – врачи, юристы, учёные. Именно в эпоху Возрождения появляется возможность зарабатывать на жизнь исключительно умственным трудом.
Люди с разным достатком одевались по-разному.
— Обратите внимание на то, что многие женские и мужские исторические платья имеют драпировку – сборки, складки. Как её можно изготовить на рельефных изображениях (картонной основе)?
Обучающиеся предлагают свои решения.
Пробное тренировочное упражнение
Изготовление драпировок из ткани на картонной основе. Сначала апробируются предложения обучающихся. Осваиваются два способа:
сборка ткани с прибавками и оклеивание картонной основы;
наклеивание драпируемой ткани на картонную основу – нанесение клея ПВА и формирование драпировки (складок) на клеевой основе.
Промежуточное обобщение
— Как изготовить рельефную одежду?
Физкультминутка
Выполнение задания
Выбор темы. Распределение обязанностей. Выполнение задания.
Дети выбирают платье, которое хотели бы выполнить.
Учитель показывает, как выполняется работа.
Итоговое обобщение
— Что нового вы узнали на уроке? Можно ли по одежде узнать, современная она или историческая? (Не всегда, так как современные модельеры часто используют исторические традиции в своих моделях.)