Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная.
Материалы:конверт с приглашением, кукла Маша –рукавичка, деревянный домик, два мольберта, картинками с буквами (для обозначения мест за столом, куда сядет ребенок), картинки трёх домиков разной величины, карточка с графическим изображением слога, картинки животных, карточки со схемами слов (4 «окошка»), карточки для выполнения графического задания, карточки для обозначения звуков (красные, зеленые, синие), мяч, мешочек с подарками (магнитные закладки).
Раздаточный материал:карточки со схемами в конвертах, карточки для выполнения графического задания, карточки для обозначения звуков, фломастеры.
Предварительная работа.
Чтение стихотворения «Какие бывают слова».
Разучивание с детьми стихов о гласных, согласных звуках и словах.
Знакомство с игрой «Верни мне гласный звук».
Выполнение аналогичных графических заданий.
Ход НОД.
Дети заходят в группу, садятся на стульчики, расставленные полукругом.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними без слов – жестами и мимикой.(Дети приветливо улыбаются и машут руками, приветствуя гостей.) Нас по приглашению в таком красивом конверте пригласила в гости Маше из сказки «Маша и Медведь» и скоро мы отправимся.
Появляется кукла Маша.
- Здравствуйте ребятки! Я очень рада, что вы ко мне пришли на занятие. Вы упорно трудились, многим из вас удалось достичь больших успехов в изучении нашего родного и любимого русского языка.
И сейчас предлагаю нашим гостям показать, что вы узнали нового за время наших встреч, чему научились. Сегодня на занятии мы будем много разговаривать, играть, выполнять разные задания, которые я приготовила вам.
Но сначала вспомним наше правило, как нужно себя вести на занятии:
Один, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Воспитатель: Первое задание от Маши: постарайтесь найти в комнате такой предмет, который никак не называется. (Дети не могут найти такой предмет и воспитатель подводит их к выводу: всё, что нас окружает, имеет своё название.) Сейчас Лена расскажет стихи, а мы послушаем.
Ребёнок. Всему название дано:
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету. (А. Шибаев)
- Всё-всё имеет название, т.е. называется определенным словом. Слов на свете очень много.
- Второе задание от Маши. Подумайте, а какие слова бывают?
(Громкие, тихие, добрые, красивые, тёплые, страшные и т.д.)
Давайте вспомним стихотворение «Какие бывают слова». Я буду читать стихотворение, а вы будет добавлять нужные слова.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть слово колючее – ёжик,
Есть слово промокшее – дождик,
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица,
Есть слово пушистое – снег,
Есть слово весёлое – смех.
Какие слова вы добавляли? (Дети называют слова.)
Воспитатель: - Слова можно делить на слоги. Третье задание от Маши: как узнать сколько в слове слогов, каким способом? (Дети рассказывают.) А как мы слог обозначаем в схеме? (Ответы детей.) Верно, слоги обозначаются маленькими дугами, вот так... (Воспитатель показывает карточку с графическим изображением слога).
- Теперь подошло времяприсесть за столы. Буква на столе –Это первая буква вашего имени. Найдите своё место за столом.(Дети садятся за столы.)
Воспитатель обращает внимание детей на мольберты, на них висят картинки трёх домиков.
Воспитатель: - Посмотрите, у Маши есть три домика. В первом живут слова с одним слогом, во втором домике - слова, состоящие из двух слогов, в третьем домике – слова, состоящие из трёх слогов.
На ваших столах лежат конверты от Маши, в них домики со схемами. Четвёртое задание от Маши. Я показываю картинку, а вы делите слово на слоги и показываете домик с нужным количеством слогов. (Дети выполняют задание).
Физкультминутка
Мы руками – хлоп, хлоп.
Мы ногами - топ, топ.
Мы глазами – миг, миг.
Мы плечами – чик, чик.
Раз – сюда, два – сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки к верху все подняли.
Теперь садимся тише, тише.
Притихнем, словно в норках мыши.
Воспитатель: - А теперь послушайте вопросы от Маши.
Слова звучат. Из чего они состоят? (Слова состоят из звуков.)
А какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)
Расскажите Маше о гласных звуках, что это за звуки? (Гласные звуки можно тянуть, петь.)
У нас Ясмина знает стихотворение о гласных звуках.
Ребёнок. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке ребёнка качать.
Воспитатель: - А согласные звуки можно пропеть? (Нет.) Почему? (Мешают язык, губы, зубы.)
Кирилл расскажет стихотворение о согласных звуках.
Ребёнок. А согласные…
Согласны шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
- Согласные звуки какие бывают? (Твёрдые и мягкие.)
С гласными звуками мы хорошо знакомы. Сколько в русском языке гласных звуков? (Шесть.) Назовите. ( , , , , ,. )
Игра «Верни мне гласный звук»
Мяч лови и мяч бросай,
Гласный в слове называй.
(Мак, дом, кит, дым, жук, шар, сам, сом, сын, гусь, сок, мир, лак, лук, сок, нос, бык, стол, шум, соль.)
После игры дети садятся на места.
Воспитатель: - Гласных звуков шесть. А сколько букв гласных? (Десять.)
А чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.)
Давайте вспомним буквы гласные. Маша приготовила вам карточки.
На столах лежат карточки, переверните их. Что вы видите? (Буквы.)
Задание такое: обведи в кружок только гласные буквы. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель: - Отгадайте загадку от Маши.
Воспитатель выставляет картинку «Снег».
Назовите первый звук (последний).
Какой гласный звук можно услышать в слове снег. Назовите. ( )
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным цветом.)
В слове этом четыре звука. Нам нужно выложить четыре цветных кружка на карточку. На первый квадрат - синий кружок, на второй - синий кружок, на третий – красный, а на последний – синий.
(Дети выполняют задание.)
Давайте разделим слово снег на слоги. Сколько слогов в слове? (Один.)
Как узнали? (Ответы детей.)
Придумайте предложение со словом снег.
Воспитатель: - Наша встреча с Машей подошлак концу. Что мы сегодня делали? Чем занимались?
Маша приготовила вам подарочки, они лежат в этом чудесном мешочке.
Воспитатель подводит итог занятия, даёт оценку деятельности детей.