Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «В гостях у Гнома ¬эконома».
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «В гостях у Гнома ¬эконома».
Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическоевоспитание - сравнительно новое направление в дошкольнойпедагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.
Одним из важнейших задач является ознакомление детей с представлениями о экономике. Потребность в этом формируется обусловленными переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «В гостях у Гнома ¬эконома».»
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе
«В гостях у Гнома эконома».
Актуальность. Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства
зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическоевоспитание - сравнительно новое направление в дошкольнойпедагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.
Одним из важнейших задач является ознакомление детей с представлениями о экономике. Потребность в этом формируется обусловленными переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.
Цель:Дать детям первоначальные сведения об экономике. Задачи: Способствовать формированию экономического сознания; формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости; воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами; дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
Ожидаемые результаты.
В конце занятия планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
Материалы и оборудование: Презентация, сигнальные карточки с надписями «доход»+ и «расход» -; паровозы «хочу» и «надо»; картинки с изображением желаний и потребностей; чёрный ящик, шоколадные монеты. Ход: Здравствуйте ребята!
Собрались все дети в круг, я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
Дети рассаживаются на стульчики.
Ребята, нас сегодня пригласили в гости, а кто попробуйте догадаться. Загадка про Гнома: Слайд №2
Кто с фонариком веселый носит синий сюртучок; Вместо шапки удлиненный, красный-красный колпачок? Заповедные тропинки по утрам, кто подметает? И грибы по две корзинки в чаще леса собирает? На полянке старый дом… Кто живет в нем, детки?.. (Гном)
Гном-эконом: Здравствуйте, ребята! Я веселый, добрый Гном, добрый Гном -эконом, Люблю денежки считать и хозяйство возглавлять. С вами рядом я живу, с экономикой дружу.
Воспитатель: Да, это гном и у него очень странное имя – Гном-эконом.
Ребята, а что такое экономика?(Ответы детей)
Экономика – наука о ведении хозяйства в семье, и в стране.
Гном эконом приглашает вас познакомиться с его друзьями, с семьей экономистов.
Что такое семья? (Ответы детей) Вы согласны? Итак, давайте знакомиться!
Слайд №3.Ребята- это папа-экономист. Посмотрите и скажите, где и кем он работает? (На стройке. Он строитель)За свою работу он получает зарплату.
Слайд №4. Это мама-экономистка. Где и кем работает мама? (Мама работает в больнице, она детский доктор- педиатр) За свою работу она получает зарплату.
Слайд №5. Бабушка и дедушка – экономы уже нигде не работают, т. к. старенькие. Но они получают пенсию, потому что работали, когда были молодыми.
Слайд №6.Знакомьтесь, это старший брат. Брат не работает, т. к. учится в институте. Учеба тоже труд, за него он получает стипендию. Стипендия – это тоже деньги. Что получает брат за свой труд?
Слайд №7. Его сестра нигде не учится и не работает. Она еще маленькая и ходит в детский сад. Никаких денег она еще не получает.
Воспитатель: Сейчас мы проверим, внимательно ли вы меня слушали: Сколько всего человек в семье? (ответы детей) Как называются деньги, которые родители получают за свой труд? Что получают бабушка и дедушка? Что такое стипендия? Кто в семье ее получает? Молодцы! Вы справились!
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живем
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить
(отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока, (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька!
(спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Гном-эконом: Бюджет семьи – это схема доходов и расходов. Подумайте, на какие нужды в вашей семье в первую очередь расходуют месячный бюджет. Это то, на что мы тратим деньги: Слайд №11: -товары первой необходимости (еда, вещи, обувь);
Слайд №12: -коммунальные услуги (оплата за квартиру, свет, газ, телефон) и др.
Слайд №14. Гном-эконом: ребята, давайте поиграем в игру «Доход-расход»
Возьмите пожалуйста сигнальные карточки (+ и -) плюс –это доход семьи, минус- расход.
Я буду проговаривать события, а вы должны определить, что это – доход или расход семьи?
Нужно поднять соответствующую сигнальную карточку и объяснить свой выбор: папа получил зарплату (доход);+ бабушка заболела (расход); - выиграли в лотерею (доход); + потеряли кошелек (расход); - продали часть урожая помидор (доход); + нашли 100 руб. (доход); + порвались штаны (расход); - заплатили за воду (расход); + купили арбуз (расход). –
Гном-эконом: Я знаю, что у многих детей есть дома копилка. Что бы вы купили на накопленные деньги.
Игра «Копилка желаний».Дети передают из рук в руки копилку и произносят свои желания. (Если хватает времени)
А теперь давайте поиграем в «Хочу и надо».
Хочу – это значит желание (без этого предмета я смогу прожить), а надо – это потребности (не смогу прожить, если не приобрету).
Правила: определить, к какому понятию («хочу» или «надо») относится изображенный на карточке предмет, и приложить к нужному паровозику (хочу или надо) свой вагон.
Слайд № 15. Гном-эконом приготовил для вас подарок: черный ящик.
Надо отгадать, что в нем находится.
Подсказка: Их делают из бумаги и металла. У одних людей их много, а у других мало. В разных странах их называют по-разному.
Воспитатель: Правильно, это деньги.
Воспитатель: Ребята, давайте мы расскажем, что мы знаем о деньгах, а поможет нам песня «Деньги-лепесточки». (Дети поют и танцуют)
Песня «Деньги-лепесточки».
1. Что такое деньги? Знают даже дети. Да и как же этого не знать?
Деньги, как цветочки, разные листочки, но на них не надо рисовать! (2р)
2. Для чего нам деньги? Тоже знают дети. Да и как же этого не знать!
А чтобы по рынку нам бродить с корзинкой, спелую малину покупать. (2р)
3. Где берутся деньги? Тоже знают дети. Да и как же этого не знать!
Книжечки с замочком, то есть кошелечки их оттуда просто доставать. (2р)
4. Почему листочки, деньги-лепесточки брать без спросу детям не велят.
Мы расспросим маму, мы расспросим папу, и они нам это объяснят. (2р)
Гном-эконом и я благодарим вас за работу. Вы – молодцы! До новых встреч!
Список литературы:
Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Говорим с детьми о финансах: пособие для родителей дошкольников. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020-32с.
Иволга Н. Когда я вырасту, я стану Сбербанкиром. –СПб.: Поляндрия, 2014, -36с.
Воронина М.М. Школа юного экономиста. –М., 2008- 312с.
Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008. – 169 с.
Кулакова М.В. Занимательная экономика от А до Я.-Н. Новгород, 1997.- 125с.