Просмотр содержимого документа
«Конспект по развитию речи в старшей группе "Домашние животные и их детеныши"»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: «Домашние животные»
Программное содержание:
Цель: Актуализация словаря по теме «Домашние животные».
Ход занятия
В: -Прежде, чем начать, давайте вспомним правила поведения:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подними.
В: Ребята, отгадайте загадку:
Что за зверь
Со мной играет:
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки! (Кошка)
В: Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в детский сад! У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. А кого вы узнаете, когда отгадаете загадки:
-Голодная мычит,
Сытая жует,
Всем ребятам молоко дает. (Корова).
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака)
Быстрее ветра я скачу,
''Цок-цок,'' – копытами стучу,
Я громко ''иго-го'' кричу,
Садись на спину – прокачу! (Лошадь)
Идет, идет, бородой трясет, травки просит:
«Ме - ме – ме, дайте вкусной мне». (Коза)
Ходит бочка, хвост крючком,
Роет землю пятачком. (Свинья)
Будто облако резвилось
И на травку опустилось.
Спинка вся в густых колечках,
Бродит по траве(Овечка)
В сарае, в клетке он живёт,
Морковку сладкую грызёт.
Ох и острые же зубки,
Он всегда в пушистой шубке,
Лопоухий, хвост как нолик.
Все узнали это…(Кролик)
Дети: К кошечке придут корова, собака, лошадь, коза, овца, кролик и свинья.
В: Как этих животных можно назвать одним словом?
Дети: Это домашние животные.
В: Почему они так называются?
Дети: Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает.
Объявление темы.
В: Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных.
Речевая игра: «Какой, какая, какие?»
В: Ребята опишите кошку и её гостей. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них. Кто это? Какая она или он?
Ответы детей: Это - корова. Она большая, белая с черными пятнами, дойная, рогатая.
Это - собака. Она большая, рыжая, умная, пушистая, добрая.
Это – коза. Она маленькая, белая с чёрными пятнами, рогатая, бородатая, бодливая, мохнатая.
Это –овца. Она маленькая, пушистая, кудрявая, шерстяная, белая.
Это – лошадь. Она большая, тонконогая, быстрая, коричневая, высокая, красивая.
Это – свинья. Она – толстая, розовая с чёрными пятнами, щетинистая.
Это - кролик. Он – маленький, пушистый, рыжий, ушастый, милый, шустрый, прыгучий.
Это – кошка. Она маленькая, пушистая, ласковая, усатая, полосатая, игривая, красивая.
В: Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинницу.
Дети: (образуют глаголы от звукоподражаний). Собака – (гав-гав) загавкала. Корова – (му-му) замычала. Коза – (ме-ме) замекала. Овца – (бе-е-е) заблеяла. Свинья- (хрю-хрю) захрюкала. А кошечка им в ответ – (мяу-мяу) замяукала.
В: Кошка приготовила угощенье для гостей. Как вы думаете кто что будет есть из гостей?
В: Кошка накормила гостей и решила с ними поиграть, и мы тоже с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика:
"Котята"
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
Сочинение сказки “Спор животных”.
В: Вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он – самое полезное. Мы сейчас с вами вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное, и попробуем сочинить сказку “Спор животных”.
Дети: (по цепочке придумывают сказку).
Собака сказала: “Гав-гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.
Кошка не согласилась: “Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.
В спор вмешалась корова: “Му-у-у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я – самое нужное домашнее животное.
Коза возмутилась: “Ме-е-е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я – самое нужное домашнее животное.
Овца заблеяла: “Бе-е-е. А я даю замечательную теплую шерсть. Я – самое нужное домашнее животное.
Лошадь, дослушав овцу, сказала: “Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное”.
Свинья, захрюкала «Хрю-хрю». Я даю мясо. Я самое полезное животное.
В: Ребята, так кто же по вашему самое нужное, полезное домашнее животное?
Дети: Все животные очень нужны, все приносят большую пользу человеку.
Игра “Что забыл нарисовать художник?”
В: Ребята, посмотрите внимательно на картинку. На ней изображены наша именинница и ее друзья-животные. Но вот беда, художник забыл нарисовать некоторые части тел животных. Давайте дорисуем и скажем, чего не хватает у каждого животного?
Дети: (дорисовывают недостающие части тела и говорят, чего у каждого из них не хватает). У кошки не хватает усов. У козы не хватает рогов. У собаки не хватает хвоста. У овцы не хватает одной ноги. У лошади не хватает хвоста. У кролика не хватает ушей.
В: Молодцы! Ребята, животным пора идти домой, так как их ждут детеныши. Как вы думаете какого животного, какой детеныш ждет?