Содержание данного конспекта поможет педагогам детских садов закрепить умения детей устанавливать взаимосвязь животных, растений с окружающей средой, знания детей о свойствах воды, хвойных и лиственных деревьях, ядовитых и съедобных грибах, лекарственных растениях, совершенствовать умение детей проводить опыты, делать выводы, закрепить знания о нефти, её достоинствах, недостатках, закреплять знания о правилах поведения в лесу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД "Путешествие по планете Земля"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Родничок»
КОНСПЕКТ НОД
образовательные области «Комуникация»
«Познание. формирование целостной картины мира,
расширение кругозора»
ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ»
Старший воспитатель:
ПУРТИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Закреплять умения детей устанавливать взаимосвязь животных, растений с окружающей средой.
Закреплять знания детей о свойствах воды, хвойных и лиственных деревьях, ядовитых и съедобных грибах, лекарственных растениях.
Совершенствовать умение детей проводить опыты, делать выводы.
Закреплять знания о нефти, её достоинствах, недостатках, закреплять знания о правилах поведения в лесу.
Развивающие задачи:
Развивать умение детей аргументировано отвечать на поставленные вопросы.
Продолжать развивать у детей связную, распространенную речь, познавательный интерес к окружающей среде.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к окружающей среде, желание заботиться о ней.
Воспитывать умение выслушивать товарищей, не перебивая.
Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей слова: планета, нефть.
Упражнять в построении полных, распространенных предложений.
Индивидуальная работа:
Помочь в проведении опытов.
Материал к занятию:
макет Земли, с черными пятнами: облака, вода, растения, животные и птицы;
для опытов: стаканчики с водой, трубочки, султанчики, полоски бумаги, баночки с водой, нефть, ложечки, чашки с отваром, целофанновый мешок, воздушный шарик;
магнитофон, кассета с записью «Эти глаза полны слёз…»
Предварительная работа:
проведение занятий о воде, нефти;
показ и проведение опытов;
чтение сказки о нефтяной рыбке, из книги «Почемучка»;
заучивание стихов о растениях, деревнях, зверях;
загадывание загадок;
проведение игры «Угадай правило».
Ход занятия:
Воспитатель:
Дети, на какой планете мы с вами живем?
Дети: На планете Земля.
Воспитатель:
А что растет на нашей планете? Кто живет? Что есть на Земле?
Дети: Растут цветы, грибы, ягоды, живут люди, текут реки, есть горы.
Воспитатель:
Но вот беда, смотрите, оказались черные пятна на нашей планете Земля.
(педагог обращает внимание детей на макет Земли с черными пятнами: на облаках, воде, растениях, животных)
Как вы, думаете, почему она такая?
Дети: Наверное, её засорили, она заболела.
Воспитатель:
Да, она больна. Ведь она такая же живая, как и мы с вами. У неё тоже есть глаза, и есть душа, как у человека.
Звучит магнитофонная запись:
«Эти глаза полны слез, ведь чего только люди не делали,
Со своей маленькой и хрупко планетой.
Её взрывали бомбами, её посыпали ядами,
Рубили леса, защищавшие озера, поившие её влагой.
Долго терпела Земля, она вздыхала, стонала,
Но не слышали люди её стонов.
И вот Земля закричала: «Спасите меня, я гибну!»
Воспитатель:
Вы хотите помочь Земле, спасти её от гибели? Превратить в зеленый рай, где щебечут птицы, журчит чистая водица.
Дети: Да, хотим помочь, мы дружные дети, дружба всегда нам помогала.
Воспитатель:
Тогда давайте превратимся в юннатов – это люди, которые стоят на защите природы, охраняют окружающую среду. Кто знает, что такое окружающая среда?
Дети: Это всё то, что окружает людей на Земле, вода и горы, небо и земля, растения
и города, фабрики и заводы. Это те места, где мы живем, отдыхаем, работаем.
Воспитатель:
Чтобы стать настоящим юннатом, необходимо много знать. Вот сейчас проверим, знаете ли вы все. Кто ответит, тот получит эмблему юнната.
Воспитатель задаёт вопросы детям:
Как называется домик для птиц, сделанный руками человека?
Что делает зимой черепаха?
Какой лесной зверь сушит на себе грибы?
Каких камней в море нет?
Как называется ядовитый гриб?
Почему нельзя разжигать костры?
Назовите лекарственные растения?
Что будет, если вырубить весь лес?
Зачем нужен чистый воздух?
Что нужно для жизни и роста растений?
Что необходимо соблюдать для того, чтобы земля не погибла?
Какую пользу приносят птицы?
Воспитатель:
Вот теперь вы стали настоящими юннатами. На нашей Земле, действительно, трудно дышать, отгадайте, чем она дышит:
«Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь, он невидимый и всё же,
Без него мы жить не можем»
Дети: Это воздухом дышит наша Земля, как и все люди, живущие на Земле.
Воспитатель:
Давайте проверим, есть ли воздух на нашей планете?
(воспитатель предлагает детям выполнить эксперименты)
Целофанновый мешок надуть, закрутить;
Надуть воздушный шарик;
Полоска бумаги, султанчик,
Стакан с водой, трубочка;
(выводы детей после проведения эксперимента)
Воспитатель:
Да, остался ещё воздух на Земле, но смотрите, сколько в нем микробов. Почему тяжело дышать на Земле?
Дети: Много пыли, выхлопных газов от машин, дыма из заводских труб.
Воспитатель:
Что надо сделать, чтобы воздух стал чище? Меньше было микробов?
Дети: Поливать дороги, чтобы пыль оседала; высаживать деревья, чтобы было больше кислорода; проветривать комнаты, протирать пыль.
Воспитатель:
Конечно, воздух должен быть чистым, потому, что всё живое дышит воздухом. Своими правильными ответами вы очистили воздух от микробов. (воспитатель убирает черные круги с макета Земли).
Вот земле стало уже лучше, она задышала свежим воздухом.
Воспитатель:
Как жарко на Земле, и очень хочется пить, но посмотрите, на земле нет ни одного моря, озера, речки. Они исчезли, почему?
Дети: Наверное, высохли от солнца, люди их засорили.
Воспитатель:
Какие состояния воды вы знаете?
Дети: Вода бывает в жидком состоянии; твердом – когда превращается в лёд.
Воспитатель:
Назовите свойства воды?
Дети: Вода без вкуса, без запаха, прозрачная, жидкая, бесцветная, может принимать
форму сосудов.
Воспитатель:
Предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо»
Дети, а когда вода – это хорошо?
Дети: Умываться, стирать, поливать цветы, мыть машину, нужна вода животным,
рыбам.
Воспитатель:
Когда вода – плохо?
Дети: Бывают наводнения, большие лужи после дождя.
Воспитатель:
Давайте проведем опыт, который покажет нам, какой вред приносит воде загрязнения. Но прежде нам необходимо подготовить свои руки.
Пальчиковая гимнастика «Сороконожка»
Две сороконожки бежали по дорожке.
Перебирают кончиками пальцев по ладоням;
Быстро бежали, друг друга догоняли.
Соединяют ладони вместе, постукивая кончиками пальцев один о другой;
Как догнали, крепко обняли.
Соединяют пальцы в замок;
Так, что мы их с трудом разняли.
С усилием пытаются разжать руки, затем растирают ладони.
(дети проводят опыт: в банку с водой добавляют нефть – работа за столами)
Воспитатель:
Что случилось с нефтью?
Дети: Она разлилась по всей воде, как будто накрыли крышкой.
Воспитатель:
Почему это плохо, когда нефть в воде? Вспомните сказку про нефтяную рыбку, которую мы с вами читали.
Дети: Нефть не дает возможность дышать рыбам, и водорослям, они погибают,
нефть не пропускает воздух.
Воспитатель:
Как люди научились очищать воду от нефти моря, реки?
Дети: Застилают соломой, потом собирают её и сжигают.
Воспитатель:
Но, вот мы очистили водоросли и водоемы от загрязнений.
(воспитатель убирает черные пятна с макета Земли).
Воспитатель:
Для чего все-таки нужна вода на Земле?
Ребенок читает стихотворение:
« Ни умыться, ни напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут:
Птица, зверь, и человек
И поэтому всегда всем нужна вода»
Воспитатель:
Вот теперь мы можем с вами напиться водицы, попробуйте, какая стала она после очистки – вкусная вода с ароматом свежей травы.
(воспитатель предлагает детям попить чай с отваром из шиповника).
Она сохранила свежесть травы, значит, здесь когда-то росли растения. Давайте их отыщем.
Посмотрите на черные прямоугольники, наверное, вместо них раньше росли растения. Но, чтобы их спасти, нам надо научиться – правильно вести в природе. Давайте юннаты напомним о правилах поведения в природе.
Дети:
Не рвать и не топтать цветы, грибы;
Красивыми растениями любоваться;
Не собирать их в букеты;
Не рубить деревья;
Не ломать веточки;
Не разжигать костры;
Не разорять гнезда;
Не оставлять мусор;
(воспитатель выставляет на мольберт соответствующие картинки)
Воспитатель:
А какие условия нужны для роста растений?
Дети: Свет, почва, вода, воздух, тепло.
Воспитатель:
Правильно, ребята! Вот мы очистили воздух, нашли воду, теперь очистим землю от загрязнения.
(воспитатель предлагает ребенку убрать черные прямоугольники).
Воспитатель:
Посмотрите, как весело стало на земле с растениями. Какие деревья растут на земле?
Конечно, надо беречь нашу Землю. На ней есть чистый воздух, вода, растут растения, деревья, но еще остались черные пятна. Под ними, наверное, скрываются животные, которые пострадали от человека. Что будем делать? Как спасти животных?
Дети:
Не ловить животных;
Не пугать их птиц и животных;
Не разорять гнезда;
Не кричать в лесу;
Не обижать даже самых маленьких жучков, паучков.
Воспитатель:
Физминутка «Белочка»
Давайте, уберем черные пятна, мы спасли птиц и животных.
Ребенок читает:
«Нор звериных, птичьего гнезда,
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живется с нами рядом»
Воспитатель:
Очистили мы с вами Землю от загрязнений. Посмотрите, на зеленой полянке какая радостная девочка, радуется она чистому воздуху – легко дышать, есть свежий воздух, прозрачная вода, растут растения, появляются животные, люди будут счастливы – ведь Земля стала живой.
Звучит магнитофонная запись:
«Есть одна планета – сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою – планету, ведь другой на свете нету,
Спасибо, дорогие юннаты! Вы спасли меня!»
Воспитатель:
Жить в земном мире этом хорошо зимой и летом,
Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницам.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг!
Дорогие юннаты! Я думаю, что вы будете защищать нашу планету от катастроф и бедствий, от загрязнения и наводнения.
Воспитатель:
Юннаты, кому сегодня было интересно на занятии спасать планету от загрязнений, возьмите в подарок – красный мак, а кто затруднялся или показалось очень трудно – возьмите синий василек.
Почему взяли красный мак? А почему ты взял – синий василёк?
(дети аргументируют свои ответы)
Как вы думаете, какие поступки мы сегодня с вами совершили?