kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект образовательной деятельности по рисованию "Знакомство с филимоновской росписью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спланированное занятие по рисованию поможет правильно провести занятие

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности по рисованию "Знакомство с филимоновской росписью"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тат. Каргалинская СОШ»










Конспект образовательной деятельности по


«Рисованию»


Тема: «Знакомство с филимоновской росписью»


Возрастная группа: подготовительная группа


Подготовила: воспитатель

Шарипова Л.Х


09.12.




2021 год



ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

«Знакомство с филимоновской росписью»


2.

Доминирующая

образовательная область

Художественно-эстетическое развитие


2.

Виды детской

деятельности


Художественно-творческая деятельность: рисование ( акварель); чтение художественной литературы; художественная творческая деятельность, коммуникативная, игровая.


3

Методы и приемы реализации содержания занятия


3.1

Общепедагогические методы и приемы


Методы формирования сознания: рассказ (монологическое, последовательное изложение материала)

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: практический (выполнение заданий, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность)

Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядный (рассматривание картинок, рассматривание филимоновской игрушки , ИКТ (презентация)

Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Верзилин Н. М., Перовский Е. И., Лордкипанидзе Д. О.)

словесные методы, наглядные методы; практические методы.

3.

Интеграция образовательных областей


Познавательное ,социально-коммуникативное, речевое. физическое.


4.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (5-6 и 6-7 лет)


5.

Цель

Продолжение знакомства детей с русским народным творчеством- «филимоновской росписью» .




6.

Задачи

Планируемые результаты


6.1

Составлять узор, элементы узора филимоновской игрушки (треугольники ,елочки и т.д.) и научить видеть красоту изделий; научить набирать краску на кисть определенным способом и проводить кисточкой мазок.

Дети узнают орнамент филимоновской игрушки ,умеют отличать от других видов народного промысла.


6.2

Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

Знают где зародилась филимоновскоя игрушка и могут рассказать о ней, описать цветовую гамму и орнамент.


6.3

Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, чувство гордости за умения народных мастеров.

Дети с удовольствием рассказывают о народных промыслах русских мастеров.


7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления



Затруднения

Способы преодоления



Технология построения орнамента с учетом цветовой гаммы.

Сопровождение создания модели орнамента (индивидуальное), напоминание, рекомендации по подбору цветов.


8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Литературный ряд: Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Искусство. Л.1975

Изобразительный ряд: Филимоновская народная игрушка. Наглядно-дидактическое пособие. Мозаика-Синтез, 2013 г.

Музыкальный ряд:

Материалы и оборудование: изобразительные материалы (акварель, гуашь, кисточки тонкие ,); ноутбук, экран, проектор, филимоновская игрушка, образцы росписи, непроливайки с водой, альбомный лист.






9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии и в режимные моменты

Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике






ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ


Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть


1.1


Введение в тему

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним народно прикладным искусством.


1.2

Мотивация деятельности детей

А с каким вы узнаете из стихотворения.


Есть под Тулой деревенька

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой называется оно.


Ребята, как вы думаете, с чем я вас сегодня хочу познакомить? (Филимоновская игрушка). Правильно. Эти игрушки делали мастера в деревне Филимоново. Местность в деревне богата глиной, поэтому – то и родился такой промысел – глиняные свистульки и игрушки.

А вот дети 2 группы нам написали записку ,что тоже хотят научиться орнаменту филимоновских мастеров, чтобы повесить на стенд для родителей.

В:А как мы с вами это сделаем как мы им поможем?


1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Д:Давайте мы для них нарисуем как мастера из Филимоново и подарим им наши рисунки !


II.

Основная часть:


2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Предлагаю вам поиграть и вспомнить какие мы виды декоративно-прикладного искусства знаем.


Дидактическая игра «Собери картинки».

Я предлагаю вам разделиться на пары и собрать картинки с элементами одной из росписей.

Отгадывание загадок.

- Отгадайте, о какой росписи говорится в загадках и найти соответствующие ей

картинки.

Веселая красная глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребетня

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня.

(Дымковская игрушка)

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

(Гжель)

Разные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там трава вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют…

(Хохломой)

У нас есть картинки, на которых изображена роспись, о которой мы ничего не говорили. Кто - то может сказать, что это за роспись?

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель: Чтобы узнать об этой росписи, я приглашаю вас на мастер – класс.


2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Рассказ - презентация о филимоновской росписи. Зародилась эта роспись в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. Послушайте . Жил – был дедушка Филимон. Пошел он в лес по грибы и по ягоды. Шёл – шёл и глину нашел. Глина была жирная, черная. Принес он её домой и стал лепить детям игрушки – свистульки, обжигал их в печи, затирал их наждачной бумагой. После обжига в печи игрушки становились белыми. Их расписывали красками. И научились лепить игрушки его сестрицы. Лепили они свистульки, и народ начал веселиться. Сегодня эти игрушки – гордость России. Хранятся в музеях, радуют нас.

В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Фигурки лепят вручную, затем несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски, разведенные на яйце.


2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Физкультминутка:

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

Давайте рассмотрим наши игрушки. Все они очень яркие, солнечные. Даже в холодный, зимний день излучают тепло. Это сказочные, декоративные, фигурки людей и животных.После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке.

Посмотрите, какие основные цвета преобладают в росписи игрушек.

Д: Красный, зеленый, желтый.

Желтый цвет мастера называют – лимонкой, зеленый - зеленка, красный – малинка.

Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки.

Д: Полоски, елочки, треугольники, веточки, листики, овальные пятна.

В: В орнаменте филимоновской игрушки нет четких геометрических форм, как в дымковской игрушке. Узоры расположены в веселом беспорядке разбросаны по фону, разновеликие, неровные, небрежно намалеванные, создают броский, праздничный декор.

И лишь лица у фигурок остаются белыми и небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

Филимоновские узоры бывают простые и сложные.

Простые состоят из цветных чередующихся полос.

Сложными узорами украшали фигурки людей.

Сложные узоры это: ветвистая «елочка», «солнышко».

Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растений. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией.

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

(пальцы в кулаке, большой палец оттопырен)

Приходили прямо к дому:

(имитация ходьбы пальцами, изображение крыши над головой)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(показ соответствующих пальцев)

А мизинчик малышок постучался на порог.

Пальцы в кулаке, оттопырен мизинчик.

Постучать мизинчиками друг о друга)

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

(сжимание и разжимание пальцев в кулак)


Отдохнули !А теперь приступим к работе (выкладываются элементы узоров на мольберт перед детьми, акцентировать внимание детей на основных элементах росписи филимоновской игрушки).На доске воспитателем прорисовываются элементы росписи.


III.

Заключительная часть


3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

В:Ребята с каким орнаментом мы свами сегодня познакомились?

Вы хотите познакомиться с другими орнаментами

Сегодня особенно старались

На этом наше занятие подошло к концу, наши игрушки получились яркие и веселые. Предлагаю устроить выставку филимоновской игрушки на нашем стенде , а ещё кому мы собирались помочь?

Д:Научить детей 2 группы рисовать орнамент!

В:Да,давайте отправим почтальона к ним с лучшими работами .Кто хочет быть почтальоном?

Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера филимоновской игрушки!


ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ



Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах




Лепка


Лепка из пластилина филимоновская свистулька

в группе









II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности


2.1

Ребенок сам

Демонстрирует знания в сюжетно-ролевой группе «Художники»

В группе

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Играет в игру «Четвертый лишний »

В группе











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Шарипова Линара Халиловна

Дата: 15.09.2022

Номер свидетельства: 613102

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект интегрированного занятия на тему  "Чудо Гжели" (Художественно-эстетическое развитие""
    ["seo_title"] => string(98) "konspiektintieghrirovannoghozaniatiianatiemuchudogzhielikhudozhiestviennoestietichieskoierazvitiie"
    ["file_id"] => string(6) "317106"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460278614"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства