Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, стремление их подкармливать.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за изменениями в жизни животных: исчезли бабочки, мухи, жуки, улетели птицы в теплые края, дети подкармливают птиц в кормушке, ищут следы объеденных шишек, раздавленных ягод, наблюдение за развитием цветочных ростков, помещенные в разную среду (вода, песок и где нет воды)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, стремление их подкармливать.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за изменениями в жизни животных: исчезли бабочки, мухи, жуки, улетели птицы в теплые края, дети подкармливают птиц в кормушке, ищут следы объеденных шишек, раздавленных ягод, наблюдение за развитием цветочных ростков, помещенные в разную среду (вода, песок и где нет воды)
Демонстрационный материал: предметные картинки животных (насекомые, грызуны, хищники), игрушки зайцев белого и серого цвета, разноцветные листы бумаги для моделирования фона, видео слайды, как в лесу люди помогают животным.
Раздаточный материал: на каждого ребенка - рыжая и серая белочка, лист бумаги с нарисованным осенним и зимнем деревом, клей, кисточка, салфетка.
Методы и приемы: словесные: вопросы к детям, рассказ, загадки, использование художественного слова, наглядные: рассматривание картинок, фото, работа со схемой, игровые: хороводная игра, дидактические игры, итог.
Ход:
Орг. Момент.
2мин. В. – я буду осенью, а вы за мной повторяйте и мне помогайте хороводная игра «Здравствуй осень» дети поют вместе с воспитателем и делают движения.
4-6 мин Дети стоят полукругом.
В.- Ребята, вам нравиться осень? (Да) У меня в руках букет из осенних листьев, на них нарисованы приметы осени, кто вспомнит приметы осени, получит листик. Дети по очереди прикрепляют к магнитной доске.
В.- И так вспомните и назовите приметы осени? (ответы детей)
Д. - Хмурые тяжелые тучи, солнце мало смеется
Д. - Желтеют листья на деревьях, на улице листопад.
В.- Почему листочки увядают осень и падают на землю? (холодно, дует сильный ветер). Ребята вспомните, мы свами наблюдали за развитием трех ростков, почему-то один из них увял? Воспитатель обращает внимание на эксперимент
Д.- Без воды растения засыхают и листики осенью без воды засыхают.
Д. - Люди собирают урожай.
В. – Вспомните, вы все лето ездили с бабушкой на дачу отдыхать, а сейчас осенью что вы делаете на даче?
Д. - На траве, листьях появляются первые заморозки.
В. – Вспомните, мы утром шли в детский сад и все кругом белым бело стало и на деревьях и на траве.
Д. - Люди надевают теплую осеннюю одежду.
В. Какие изменения происходят в нашей одежде?
12-15 мин Дети сидят за столы.
В.- Мы сегодня побеседуем, как животные готовятся к зиме?
В. – Сначала я хочу рассказать о самых маленьких животных на нашей планете - показываю и называю предметные картинки жук, бабочка, муравей. Снимаю экран.
В. – Как назовем их одним словом (насекомые).
В.- Вспомните ребята, почему летом, когда мы гуляли на улице, мы слышали жужжание комаров, мух, мы видели, как ползают муравьи, жуки. А сейчас выходим на прогулку и только слышим, как ветер шумит. Где насекомые, как вы думаете? (под корой деревьев, в старых пнях прячутся насекомые, заползают в землю в норки).
В.- Я сейчас возьму мел и нарисую символ, что я должна нарисовать, что бы было понятно, что насекомые спят? А вы на чем спите? Нарисую кроватку.
В. - Сейчас мы поговорим о животных, которые имеют крылья и перья? (птицы). Они тоже готовятся к зиме. Рассматриваем изображения ласточка, стриж, дятел - это перелетные птицы.
В.- Почему эти птицы улетают осенью и прилетают только весной? Вспомните, чем питаются птицы? (птицы улетают, потому что нет корма, пищи - насекомых).
В.- Подскажите какой символ мне нарисовать? А вы на чем летаете с родителями в теплые страны, к теплым морям? (самолет).
В.- Почему другие птицы, называю зимующие – воробьи, синицы, вороны – остаются рядом с человеком. Они прилетают в города, поселки – селятся ближе к человеку и ни куда в теплые края не улетают? (потому что клюют пшено, зерна, хлеб, ягоды). Вороны, голуби – держаться близко к дому человека и питаются остатками пищи (кашей, мясом, рыбой).
В.- Подскажите какой символ мне нарисовать? (домик).
В. - Но многие животные пугливые и не походят к человеку. Грызуны - белки, мыши, бурундуки, запасают на зиму корм: желуди, орехи, грибы, семена. И сами делают кладовые, а в голодное время и нос помогает отыскать свои запасы. Нарисую мешок.
В.- С наступлением холодов некоторые животные на зиму впадают в спячку. Чтобы пережить холодную зиму в спячке, что они должны осенью делать? (много есть, накапливать жир и толстеть). Открываем картинки - спит в берлоге бурый мишка, еж и даже лягушки и раки на дне озер и рек.
В.- Подскажите какой символ мне нарисовать? (кроватку).
.
В. - Но есть животные, которые зимой не спят, у них нет домика и они всю зиму бегают по лесу. Показываю лису, волка .
В - У этих животных есть особенность: мех этих зверей к зиме становиться толще и пушистее и лучше согревает в холодное время.
В.- Подскажите какой символ мне нарисовать? (шубу, пушистика).
В. - Отгадайте загадку «летом белый, зимой серый» (заяц). Показываю зайца и белку. А некоторые звери меняют свой цвет. Давайте узнаем, а почему?
4 мин Дети проходят к столу. Дидактическая игра « Прятки».
В. – Давайте проведем эксперимент, где зайцу лучше спрятаться, на каком фоне? Стоит модель: лето (полоса цветов от серого -зеленого до голубого - белого) зима. Беру серого зайца и начинаю двигать от белого цвета. Воспитатель спрашивают детей: « Видно зайца? (да) пока не подвожу серо-зеленому «а сейчас?» (нет). Ночью летом трава серая ни волк, ни леса не найдет серого зайца. Так же с белым зайцем начинаем прятать на зеленом фоне и заканчивая белым.
В. – И так, в какой шубке лучше ходить зайцу зимой?
В. – А зачем зайцу менять шубку, может он модник? (камуфляж, как солдаты, чтоб хищники не съели)
3 мин Дети подходят к столам. Дидактическая игра «Времена года»
В.- А сейчас вы сами будите прятать белочек в кроне деревьев. Перед вами два дерева осеннее, а другое зимнее. И две белочки – одна в рыжей шубке, другая в серой шубке,
В – Кто, догадался, как можно спрятать белок, чтобы ни хищники не смогли найти. Берем клей и приклеиваем белочек. Воспитатель обходит столы и обращается к ребенку: «У тебя белочки одинаковые, а чем они отличаются?», к другому: « Почему ….. ты эту белочку на это дерево посадил (а)?», к третьему: «Почему …… ты серу белку спрятал на зимнем дереве, а рыжую белку на осеннем?».
В. – Ребята, оставьте работы на столах. Подойдите к доске.
В.- Животные по-разному готовятся к зиме. Показываю на нарисованные значки.
В. Какие особенности помогают животным подготовиться к зиме? (дети называют: животные впадают в спячку, отправляются в теплые края, переселяются поближе к человеку, запасают корм, утепляют свои шубки и меняют их цвет)
1 мин Включается. телевизор. Дети смотрят видеосюжет, как взрослые помогают перезимовать в лесу животным.
В. – В лесу работают лесники и егеря. Они помогают перезимовать животным, выжить холодную стужу: делают зимовье, наполняют кормушки, вяжут веники, привозят сено и т. д.
1-2 мин
В. – Ребята, вы теперь знаете, что зверям и птицам трудно зимой, взрослые им помогают. А как мы с вами, можем помочь перезимовать животным? (рассуждения детей). А птицам? (рассуждения детей).
В.– Какое задание вам понравилось? (ответы детей)
В.– Что было вам трудным? (ответы детей)
В.- Что сегодня вас удивило? (ответы детей)
Ребята сейчас мы пойдем на прогулку возьмем хлеб и пшено и покормим птиц.