Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Как животные готовятся к зиме»»
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Как животные готовятся к зиме»
Цель: расширение знаний детей об осенних изменениях в природе и подготовке животных к зиме. Задачи: Образовательная: дать детям представления о разнообразии вариантов подготовки диких животных к зиме, о приспособлениях животных к изменениям природы Развивавшие: развивать любознательность, умение устанавливать причинно – следственные связи, мелкую моторику (д/и «спрячь белочку»). Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, стремление их подкармливать. Предварительная работа: наблюдение на прогулке за изменениями в жизни животных: исчезли бабочки, мухи, жуки, улетели птицы в теплые края, дети подкармливают птиц в кормушке, ищут следы объеденных шишек, раздавленных ягод, наблюдение за развитием цветочных ростков, помещенные в разную среду (вода, песок и где нет воды) Демонстрационный материал: предметные картинки животных (насекомые, грызуны, хищники), игрушки зайцев белого и серого цвета, разноцветные листы бумаги для моделирования фона, видео слайды, как в лесу люди помогают животным. Раздаточный материал: на каждого ребенка - рыжая и серая белочка, лист бумаги с нарисованным осенним и зимнем деревом, клей, кисточка, салфетка. Методы и приемы: словесные: вопросы к детям, рассказ, загадки, использование художественного слова, наглядные: рассматривание картинок, фото, работа со схемой, игровые: хороводная игра, дидактические игры, итог.
Ход:
Орг. Момент. В. – я буду осенью, а вы за мной повторяйте и мне помогайте хороводная игра «Здравствуй осень» дети поют вместе с воспитателем и делают движения. Дети стоят полукругом. В.- Ребята, вам нравиться осень? (Да) У меня в руках букет из осенних листьев, на них нарисованы приметы осени, кто вспомнит приметы осени, получит листик. Дети по очереди прикрепляют к магнитной доске. В.-И так вспомните и назовите приметы осени? (ответы детей) Д. - Хмурые тяжелые тучи, солнце мало смеется Д. - Желтеют листья на деревьях, на улице листопад. В.- Почему листочки увядают осень и падают на землю? (холодно, дует сильный ветер). Ребята вспомните, мы с вами наблюдали за развитием трех ростков, почему-то один из них увял?Воспитатель обращает внимание на эксперимент Д.- Без воды растения засыхают и листики осенью без воды засыхают. Д. - Люди собирают урожай. В. – Вспомните, вы все лето ездили с бабушкой на дачу отдыхать, а сейчас осенью что вы делаете на даче? Д. - На траве, листьях появляются первые заморозки. В. – Вспомните, мы утром шли в детский сад и все кругом белым бело стало и на деревьях и на траве. Д. - Люди надевают теплую осеннюю одежду. В. Какие изменения происходят в нашей одежде? Дети сидят за столы. В.- Мы сегодня побеседуем, как животные готовятся к зиме? В. – Сначала я хочу рассказать о самых маленьких животных на нашей планете - показываю и называю предметные картинки жук, бабочка, муравей.Снимаю экран. В. –Как назовем их одним словом (насекомые). В.-Вспомните ребята, почему летом, когда мы гуляли на улице, мы слышали жужжание комаров, мух, мы видели, как ползают муравьи, жуки. А сейчас выходим на прогулку и только слышим, как ветер шумит. Где насекомые, как вы думаете? (под корой деревьев, в старых пнях прячутся насекомые, заползают в землю в норки). В.- Я сейчас возьму мел и нарисую символ, что я должна нарисовать, что бы было понятно, что насекомые спят? А вы на чем спите? Нарисую кроватку. В. - Сейчас мы поговорим о животных, которые имеют крылья и перья? (птицы). Они тоже готовятся к зиме. Рассматриваем изображения ласточка, стриж, дятел - это перелетные птицы. В.- Почему эти птицы улетают осенью и прилетают только весной? Вспомните, чем питаются птицы? (птицы улетают, потому что нет корма, пищи - насекомых). В.- Подскажите какой символ мне нарисовать? А вы на чем летаете с родителями в теплые страны, к теплым морям? (самолет). В.- Почему другие птицы, называю зимующие – воробьи, синицы, вороны – остаются рядом с человеком. Они прилетают в города, поселки –селятся ближе к человеку и ни куда в теплые края не улетают? (потому что клюют пшено, зерна, хлеб, ягоды). Вороны,голуби – держаться близко к дому человека и питаются остатками пищи (кашей, мясом, рыбой). В.- Подскажите какой символ мне нарисовать? (домик). В. - Но многие животные пугливые и не походят к человеку. Грызуны - белки, мыши, бурундуки, запасают на зиму корм: желуди, орехи, грибы, семена.И сами делают кладовые, а в голодное время и нос помогает отыскать свои запасы. Нарисую мешок. В.- С наступлением холодов некоторые животные на зиму впадают в спячку.Чтобы пережить холодную зиму в спячке, что они должны осенью делать? (много есть, накапливать жир и толстеть). Открываем картинки - спит в берлоге бурый мишка, еж и даже лягушки и раки на дне озер и рек. В.- Подскажите какой символ мне нарисовать? (кроватку). В. - Но есть животные, которые зимой не спят, у них нет домика и они всю зиму бегают по лесу. Показываю лису, волка. В - У этих животных есть особенность: мех этих зверей к зиме становиться толще и пушистее и лучше согревает в холодное время. В.- Подскажите какой символ мне нарисовать? (шубу, пушистика). В. - Отгадайте загадку «летом белый, зимой серый» (заяц).Показываю зайца и белку.А некоторые звери меняют свой цвет. Давайте узнаем, а почему? Дети проходят к столу.Дидактическая игра « Прятки». В. – Давайте проведем эксперимент, где зайцу лучше спрятаться, на каком фоне? Стоит модель: лето (полоса цветов от серого-зеленого до голубого - белого) зима. Беру серого зайца и начинаю двигать от белого цвета. Воспитатель спрашивают детей:« Видно зайца? (да) пока не подвожу серо-зеленому «а сейчас?» (нет). Ночью летом трава серая ни волк, ни леса не найдет серого зайца. Так же с белым зайцем начинаем прятать на зеленом фоне и заканчивая белым. В. – И так, в какой шубке лучше ходить зайцу зимой? В. – А зачем зайцу менять шубку, может он модник? (камуфляж, как солдаты, чтоб хищники не съели) Дети подходят к столам. Дидактическая игра «Времена года» В.- А сейчас вы сами будите прятать белочек в кроне деревьев. Перед вами два дерева осеннее, а другое зимнее. И две белочки – одна в рыжей шубке, другая в серой шубке, В – Кто, догадался, как можно спрятать белок, чтобы ни хищники не смогли найти. Берем клей и приклеиваем белочек. Воспитатель обходит столы и обращается к ребенку: «У тебя белочки одинаковые, а чем они отличаются?», к другому: « Почему ….. ты эту белочку на это дерево посадил (а)?», к третьему: «Почему …… ты серу белку спрятал на зимнем дереве, а рыжую белку на осеннем?». В. – Ребята, оставьте работы на столах. Подойдите к доске. В.- Животные по-разному готовятся к зиме. Показываю на нарисованные значки. В. Какие особенности помогают животным подготовиться к зиме? (дети называют: животные впадают в спячку, отправляются в теплые края, переселяются поближе к человеку, запасают корм, утепляют свои шубки и меняют их цвет) Включается.телевизор. Дети смотрят видеосюжет, как взрослые помогают перезимовать в лесуживотным. В. – В лесу работают лесники и егеря. Они помогают перезимовать животным, выжить холодную стужу:делают зимовье, наполняют кормушки, вяжут веники, привозят сено и т. д. В.– Ребята, вы теперь знаете, что зверям и птицам трудно зимой, взрослые им помогают.А как мы с вами, можем помочь перезимовать животным? (рассуждения детей). А птицам?(рассуждения детей). В.– Какое задание вам понравилось? (ответы детей) В.– Что было вам трудным?(ответы детей) В.- Что сегодня вас удивило? (ответы детей) Ребята сейчас мы пойдем на прогулку возьмем хлеб и пшено и покормим птиц.