Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема «Свойства воздуха»»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
Тема «Свойства воздуха»
Цель: Обобщить представления детей о воздухе.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;
2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
3. Расширять словарный запас детей.
Развивающие:
1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность посредством экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;
2. Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;
3. Соблюдать правила поведения в лаборатории.
Методы и приемы: Словесный, наглядный, практический: опыты и эксперименты.
Оборудование и материалы: целлофановые пакеты на каждого ребенка, веера на каждого ребенка, пустые бутылки на каждого ребенка, стаканы с водой на каждого ребенка, трубочки на каждого, апельсин, лук, чеснок, контейнер большой, шарики по 1 на каждого ребенка, письмо от фиксиков.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, рада Вас всех видеть, давайте со всеми поздороваемся. (дети стоят в кругу)
(Игра на общение)
Станем рядышком, друг с другом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО! (Дети садятся полукругом на стульчики)
Воспитатель: Ребята, нам сегодня в детский сад пришла посылка. Давайте посмотрим, что же там?
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята, группы одуванчики! Пишут Вам фиксики, мы знаем, что вы очень добрые, дружные и любите эксперименты, поэтому мы предлагаем Вам отправиться сегодня в нашу научную лабораторию Фиксиков. И изучить то, что находится в шкатулке.»
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же находится в этой шкатулке (открывает шкатулку, она пустая)
Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.
Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас. Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Наша планета Земля со всех сторон окружена толстым слоем воздуха. А как вы думаете, для чего нужен воздух?
Дети: Мы им дышим
Воспитатель: Правильно. Сделайте глубокий вдох, выдох. А вы знаете, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней. Но сколько же человек может прожить без воздуха? Вот, попробуйте, зажмите нос. Трудно не дышать? Конечно, ведь без воздуха человек может обойтись всего 5 мин.
А кому ещё нужен воздух?
Дети: Рыбам, животным, растениям.
- Правильно, воздух нужен всем живым существам и объектам природы.
Вот мы с вами так долго говорим о воздухе, интересно, а где он – справа, а может быть сверху, но что-то и сзади я его не вижу. Легкий он или может быть тяжелый? А чем пахнет воздух?
Дети:
Воспитатель: Как много интересных вопросов у нас возникло. Ну что Вы согласны отправиться в лабораторию фиксиков, чтобы получить ответы на все наши вопросы?
Дети: Да
Воспитатель: Но в лаборатории надо соблюдать определенные правила: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Справитесь?
Дети: Да
Воспитатель: Станем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и считаем до 5.
Эксперимент № 1 «Есть ли воздух вокруг нас?»
Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух? Что же надо сделать, чтобы его увидеть? Может его надо раскрасить красками, или включить яркий свет? Предлагаю вам ребята, его поймать. И как же нам это сделать?
Предлагаю всем взять полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
Дети: он пуст.
Воспитатель: Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму. Как вы думаете, теперь он пустой?
Дети: в нём воздух.
Воспитатель: Правильно, мы поймали воздух. А если мы посмотрим через пакет с воздухом на свою руку. Мы ее увидим?
Дети: Да
Вывод: Воздух есть вокруг нас, но он бесцветный, прозрачный, поэтому мы его и не можем увидеть.
Эксперимент № 2 «Можно ли почувствовать воздух?
Воспитатель: Ребята, А как вы думаете, можно ли воздух почувствовать?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите веера. Помашите ими и скажите, что вы чувствуете?
Дети: воздух, холодок.
Воспитатель: А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете?
Дети: воздух, струю воздуха.
Воспитатель: Как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Можно ли почувствовать воздух?
Дети: Да
Вывод:- Как интересно - воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух запах?».
Воспитатель: Ребята, а чем пахнет воздух?
Ответы детей
Воспитатель: Хотите проверить ваши предположения? Предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете ученым нужен отдых?
Дети: Да
Воспитатель: Я Вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть
Физкультминутки про воздух
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево) Выходи гулять! («зовут») Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево) Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах) Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте) Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки) Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте) Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам) Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках) Самого кристального воздуха найду! («фонарики») (И. Лебедева)
Эксперимент № 4 «Есть ли воздух внутри нас»
Воспитатель: А вот интересно, есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Дети: Да
Воспитатель: А давайте проверим! Для этого нам понадобятся стаканчики с любой жидкостью и трубочки. Подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, спокойно. И посмотрим, что произойдёт.
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки? Но как они там оказались? В стакане же только вода была
Ответы детей.
Вывод: пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.
Эксперимент № 5«Как можно услышать воздух».
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли услышать воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.
У нас есть обыкновенные пластмассовые бутылки. Как вы думаете, что можно сделать с бутылкой, чтобы услышать воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Если мы подуем в бутылку
Вывод: можно услышать воздух
Эксперимент № 6 «Воздух легче воды»
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете воздух легче или тяжелее воды?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте проверим. У нас есть контейнер с водой и надутый шарик.Мы знаем ,что в шарике воздух.Опускаем шарик в воду ,и что мы видим?
Дети: шарик с воздухом не тонет.
Воспитатель: Правильно. Шарик с воздухом под воду опуститься не может. Потому что воздух легче воды. Это свойство воздуха люди используют в спасательных кругах. Спасательные круги надувают воздухом, чтобы круг всегда выталкивался на верхнюю поверхность воды.
Вывод: воздух легче воды.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.
- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)
На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)
- Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей)
Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.