1. Организацион-ный момент | Дети сидят вокруг мольберта. Логопед: …, поприветствуем друг друга. «Придумано кем-то, просто и мудро при встрече здороваться «Доброе утро». Логопед: Я сейчас буду вам загадывать загадки, а вы слушайте внимательно, чтобы их отгадать Две сестрички, две плетёнки. Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять - их надевать, чтоб не мёрзли пять и пять Я как зонт - не промокаю, от дождя вас защищаю. И от ветра вас укрою, ну, так что же я такое? Один вход, три выхода? Логопед: Ребята, эти загадки все о чем? | Приветствуют друг друга Дети внимательно слушают. - Это варежки - Это пальто или плащ - Это свитер. - Все загадки об одежде. | 5 мин |
2. Основная часть | Лексико-грамматические упражнения Логопед: - Посмотрите на себя и скажите мне, во что вы одеты. … во, что ты одета? - Ребята, а вы знаете, из чего сделаны ваши платья, Юбки шорты? - Из чего изготавливают ткань? - Где изготавливают ткань? - Как называют людей, которые работают на ткацких фабриках? - Когда ткань готова, что с ней делают? Почему наша одежда разноцветная? - Где шьют одежду? - Как, называют людей, которые шьют одежду? - Где ещё, можно шить одежду? 1. Игра «Правильная одежда» Логопед: Ребята, а летом, когда жарко и зимой, когда холодно, мы надеваем одинаковую одежду? - Хорошо, я сейчас вас проверю. (Логопед показывает символ лета- солнце) - Что это? - Когда, солнышко светит и греет так сильно, что становится жарко? - Хорошо, значит, здесь будет лето.(прикрепляет картину на доску) - А это что? - В какое время года выпадает снег? - Правильно, вот здесь будет зима .- А это что? - Когда, часто идут дожди? - Здесь будет осень и весна. - Ребята, а зимой можно на улицу надеть шорты? - А шубу можно? - Правильно, у каждого времени года есть своя одежда. (На столе разложены картинки с изображение одежды) - А теперь возьмите картинки и подарите каждому времени года свою одежду. - Теперь я проверю правильно или нет, вы подарили картинки. (Логопед проверяет правильность выполнения задания) - А что здесь у нас? - Значит, летом вы какую одежду носим? - А здесь что? - Значит, зимой, какую одежу мы носим? - Здесь, что у нас? - Ребята, а весной и осенью мы разве не одинаковую одежду носим? - Вот эту одежду- плащ, куртку, пальто ещё называют демисезонной. Её одевают между сезонами, между зимой и летом. -Значит, одежда какая? | Дети отвечают -Да, одежда сделана из ткани. - Ткань изготавливают из ниток. -На ткацких фабриках - Людей, которые работают на ткацких фабриках называют – ткачи. - Её раскрашивают. - На швейных фабриках - Портные и швеи В ателье и дома. - Нет - Это солнышко. - Летом солнышко печет больше всего. - Это снежинка - Зимой выпадает много снега. - Это туча с дождём. - Осенью и весной. - Нет, нельзя. Замерзнуть можно. -----------Можно, в шубе тепло. Дети раскладывают картинки с одеждой. -Лето. - Летнюю одежду. - Зима. - Зимнюю одежду носим. - Осень, весна. - Одинаковую. - Одежда для осени и весны – демисезонная. | 15 мин |
| 2. Игра «Сравни!» -(Логопед показывает рубашку) Логопед: - Ребята, что это? - А у рубашки только один рукав? - А это футболка.. Давайте, сравним, если у нашей рубашки длинные рукава, то у футболки …? - Если у нашей рубашки два…(Манжета), то у футболки нет…? - Если у нашей рубашки один... (Карман), то у футболки нет …? - Молодцы! А что ещё, у нашей рубашки есть, чего нет у футболки? - Ребята, что может случиться с рубашкой, если быть не аккуратным? - А если рубашка стала грязной, то, что с ней можно сделать? | - Это рубашка. - У рубашки два рукава. - У рубашки длинные рукава, у футболки короткие рукава. - У футболки нет манжет. - У футболки нет кармана. - У рубашки есть пуговицы и есть воротник, а у футболки их нет. - Она может испачкаться и порваться. - Постирать, высушить, погладить. | |
4. Физкульминутка | Логопед: Правильно, давайте постираем нашу одежду. (раздает кукольную одежду, расставляет тазики ) Давайте встанем на серединку комнаты. Я буду делать, а вы будете повторять со мной слова и движения. - ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА Ох, испачкалась одежда, Мы ее не берегли, Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли. Надо нам ее спасти. И в порядок привести. В тазик воду наливаем. Порошочку насыпаем. Всю одежду мы замочим. Пятна тщательно протрем, Постираем, прополощем, Отожмем ее, встряхнем. А потом легко и ловко Все развесим на веревках. Логопед: - Пока бельё сушится, давайте мы немного отдохнём. Полежим, погреемся на солнышке. | (Дети демонстрируют, как они стирают и развешивают бельё, на верёвке прижимая прищепками) (Дети ложатся на ковёр. Логопед включает, тихую спокойную музыку) | 3 мин |
4. Основная часть (продолжение) | Логопед: - Ой, кто- то стучит? - Ребята, Почемучка очень расстроена. Она недавно очень сильно испачкала одежду и решила сшить себе фартук. Она пошла в магазин и там, ей дали разные образцы ткани. Вот посмотрите и потрогайте. Это ситец, это капрон, это мешковина и болонья. - Они все разные и поэтому Почемучка не знает какую ткань лучше выбрать, чтобы одежда под фартуком не промокла и не испачкалась. Давайте поможем Почемучке узнать, какую ткань лучше выбрать - Ребята, посмотрите, под всеми тканями салфетки намокли? - Значит, фартук надо сшить из… - Давайте подарим нашей Почемучке фартук из болоньи. А фартук из болоньи, будет какой? - Правильно, а если мы платье сошьём из ситца, то какое платье будет? - А халат из шёлка? - А носки из шерсти? - Брюки из льна? Логопед: - Ребята, Почемучка принесла еще мешок с какими- то вещами. Давайте посмотрим. (Логопед достаёт вещи детей) - Это чья кофта? - Ребят, значит чья кофта будет? - Это чьи перчатки? - Ребята, это чьи перчатки будут? - Это чей шарф? - Ребята, чей это шарф? - Это чьё платье? - Ребята, это чьё платье? (Логопед в конце достаёт грязную и мятую рубашку) - Ой, ребята, а это чья рубашка? - Мятая, грязная, посмотрите без чего эта рубашка? - Разве можно так обращаться с одеждой? - А как нужно обращаться с одеждой? | (Логопед выносит игрушку Почемучку. Та что- то «шепчет» воспитателю на ухо) (Логопед даёт каждому ребёнку пощупать ткани. Дети повторяют названия разных тканей.) . (Проводится эксперимент: дети делятся на пары, воспитатель даёт каждой паре по 4 кусочка ткани, под каждую ткань кладётся бумажная салфетка и дети, капают воду на каждый кусочек ткани) -Нет, под болонью салфетка не намокла. - Болоньи. - Болоньевый фартук. - Платье будет ситцевым. - Шёлковый халат. -Шерстяные носки. - Льняные брюки. - Моя кофта. - Кофта Сонина. - Это мои перчатки. - Это Теонины перчатки - Это мой шарф. - Это Никитин шарф. - Это мое платье. -Это Аселино платье. - Не моя, не моя… - Без пуговиц, без воротника, без рукава. - Нет, нельзя. -Бережно, аккуратно. | 10 мин |