Просмотр содержимого документа
«Конспект " Кроет лист золотой влажную землю в лесу"»
«Кроет лист золотой влажную землю в лесу»
Образовательные области: познавательное развитие (ознакомление с природой, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи: расширять представления детей об изменениях в природе, развивать умение замечать приметы осени; познакомить детей с природным явлением – опаданием листьев, вызвать интерес к экспериментальной деятельности – выявить почему листья имеют зеленую окраску; воспитывать бережное отношение к окружающей природе; активизировать в речи детей относительные прилагательные, закреплять умение составлять рассказ, используя схему; составлять распространенные предложения; закреплять умение выразительно читать стихотворение наизусть, воспитывать поэтический вкус, закреплять умение рисовать схематично признаки осени, развивать творческое воображение.
Оборудование и материалы: фланелеграф, схема «Времена года», листья комнатных растений, салфетки, кубики, репродукции картин Левитана, И. Шишкина, альбомные листы, простые карандаши, воздушный шарик, письмо, корзинка с листьями и плодами деревьев.
Ход образовательной деятельности.
1. Мотивационно – ориентировочный этап Релаксация
Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
В месте за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Обратить внимание детей на воздушный шарик с письмом. Чтение письма:
Здравствуйте, ребята!
Я обращаюсь к вам с просьбой. Вы уже ходите в подготовительную к школе группу, много знаете и умеете. Я не знаю, что такое осень. Ведь живу я на Луне. Тут осени никогда не бывает. Помогите мне, пожалуйста.
Жду от вас ответа. Заранее вас благодарю.
Лунтик.
- Ребята, ответим на просьбу Лунтика? А как мы можем ему помочь?
Поисковый этап.
- Назовите осенние месяцы.
- Сентябрь называют рябинник. Как вы думаете почему?
- Октябрь – листопадник. Почему?
- Ноябрь – зимник. Почему?
Словесная игра (с мячом) «Осень какая?» (называть сравнительные прилагательные).
Дидактическая игра «С какой ветки детки? (корзинка с листьями и плодами деревьев).
Практический этап.
Словесное упражнение «Кто больше назовет признаков осени?» (за правильный ответ дети получают фишки-листики)
- Об осени поэты написали много стихотворений. Давайте вспомним стихотворение А. Фета «Ласточки пропали».
- А теперь, ребята, обратите внимание как художники увидели осень (рассматривание репродукций картин)
- Что вы видите на репродукции картины?
- Как бы вы назвали эти картины?
Составление рассказа (используется схема «Времена года», воспитатель записывает рассказ детей; прочтение записанного текста детям).
Словарная работа: демисезонная одежда.
Физкультминутка. «Дождик» (массаж спины)
Дождик бегает по крыше бом-бом-бом (поглаживание ладошками)
По веселой звонкой крыше бом-бом-бом (постукивание пальцами)
Дома, дома посидите бом-бом - бом (поколачивание кулачками)
Никуда не выходите бом-бом-бом (растирают ребром ладони)
А уйду, тогда, гуляйте бом-бом-бом (поглаживание ладошками).
- Дети, а вы задумывались, почему листья желтеют и опадают?
(проблемный вопрос)
Рассказ воспитателя.
Если бы листья не опадали, то деревья бы погибли, тому есть причины.
С листьев деревьев испаряется вода. Летом дерево берет влагу из почвы. Но с похолоданием, воды в почве уменьшается, а зимой из промерзшей земли извлечь воду невозможно. Поэтому деревья с листьями зимой из-за недостатка воды погибли бы, высохли бы.
Зимой после сильных снегопадов ветви сильно склоняются к земле под тяжестью снега, некоторые веточки ломаются. А если бы были ещё и листья, на ветках было бы ещё больше снега и ветки бы ломались. Сбрасывая листья, деревья защищают себя от повреждений под напором снега.
Опавшие листья перегнивают и служат подкормкой для растений. А ещё листья утепляют почву и корни растений от промерзания.
Экспериментальная деятельность. «Почему листья зеленые и почему меняют окраску?» Словарная работа : хлорофилл.
- Сейчас мы с вами выясним, почему листья зеленые.
- Ребята, возьмите листик положите на салфетку, закройте листик салфеткой, постучите по ней кубиком.
- Какого цвета стала салфетка?
- Оказывается в листьях есть зеленое вещество – хлорофилл, который и делает листья зелеными. Это вещество вырабатывается в листьях летом, потому что солнце светит, создает тепло. А с наступлением осени солнце уже так не греет, поэтому хлорофилл исчезает. Листья меняют окраску.
Пальчиковая гимнастика «Разотру ладошки»
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну,
Затем руки я помою, пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Творческая работа детей «Рисунки для Лунтика» (дети схематично рисуют признаки осени).