Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного занятия по познанию в средней группе "Что мы знаем о воде?"»
Конспект интегрированного занятия по познанию
в средней группе.
Тема «Что мы знаем о воде?».
Подготовила:
воспитатель Смирнова С.С.
МДОУ «Детский сад №112» г.Ярославля
Цель: Формирование у детей представлений о свойствах воды, её состояниии значении в природе.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей со свойствами воды, ее состоянии в зависимости от температуры воздуха (жидкое в нормальных условиях, твердое при охлаждении, газообразное при нагревании);
Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, прозрачная, окрашенная;
Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде, окрашивают воду;
Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека (среда обитания; без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д.).
Развивающие:
Развивать любознательность, мышление и речь детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал и оборудование: стаканы с водой (по количеству детей), блюдца со снегом и льдом, гуашь, соль, сахар, ложечки, игрушки.
Методы и приёмы: игровой (приход игрового персонажа – Капелька), практический (опыты), словесный.
Ход занятия (20мин):
I) Организационный момент. (1мин.)
II) Основная часть. (16мин.)
1) Беседа (7мин).
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, шумит. Что это?
Дети. Вода.
Воспитатель: Правильно, вода. К нам в гости пришла Капелька (показываю Капельку). А как вы думаете, где живет Капелька?
Дети. Капелька живет в чайнике, кастрюле, кране, реке, море, тучке, луже.
Воспитатель: Правильно, там живет наша Капелька со своими подружками другими капельками.
Опыт №1
Воспитатель: Капелька со своими подружками хотят показать вам волшебство. Подходите к столу. Возьмите стакан с водой и понюхайте воду. А теперь понюхайте сок. Есть ли запах у воды, у сока? Что можно сказать о воде?
Дети: Вода без запаха.
Воспитатель: Первое свойство воды – она без запаха.
Опыт №2
Воспитатель: Отпейте глоток сока из стакана. Какой сок по вкусу? Отпейте глоток воды. Какая вода по вкусу?
Дети: Вода без вкуса.
Воспитатель: Второе свойство воды – она безвкусная.
Опыт №3
Воспитатель: У нас на столе два блюдца. Что это, как вы думаете?
Дети. Соль и сахар.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с сахаром, если мы опустим его в воду. (Ребёнок опускает ложечку сахара в воду и перемешивает.) Что стало с сахаром?
Ребёнок. Сахар исчез, он растворился в воде.
Воспитатель: Верно, а вода в стакане окрасилась?
Дети. Нет, она осталась прозрачной.
Воспитатель: В другой стакан опустим соль и перемешаем. (Другой ребёнок опускает соль и перемешивает). Что произошло?
Ребёнок. Соль тоже исчезла, она растворилась в воде.
Воспитатель: А вода окрасилась?
Дети. Нет.
Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?
Дети. Потому что они в ней исчезают, растворяются.
Воспитатель: Третье свойство воды: вода растворяет в себе соль и сахар.
Опыт №4
Воспитатель: У вас на подносе лежат мелкие игрушки. Капелька по секрету мне сказала, что хочет поиграть с вами в прятки и спрятать в воде игрушки. Возьмите по одной игрушке и опустите в стаканы с водой. Получилось игрушкам спрятаться?
Дети. Нет, их видно.
Воспитатель: А почему их видно?
Дети. Потому что водичка прозрачная.
Воспитатель: Четвертое свойство воды: вода прозрачная.
Опыт №5
Воспитатель: Что же сделать, чтобы игрушек не стало видно?
Дети:Можно взять краски и окрасить воду.
Воспитатель: Давайте возьмём кисточки, обмакнём их в воду и в краску. Краски на кисточку наберём побольше и вымоем в стаканах с игрушками. (Дети выполняют.) Посмотрите, что случилось у вас с водой?
Дети: Вода окрасилась.
Воспитатель: Да, вода у вас окрасилась. У кого какого цвета стала водичка?
Дети: Цвета краски.
Воспитатель: А игрушки свои вы теперь видите? Почему?
Дети: Вода стала не прозрачной, игрушки не видны.
Воспитатель: Пятое свойство воды: при окрашивании вода становится не прозрачной.Вот видите, какой волшебницей может быть обыкновенная вода.
2) Физкультминутка (2 мин):
Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся)
3) Беседа (7мин).
Опыт №6
Воспитатель: Подходите к столу. Возьмите стакан с водой и пустой стакан. Перелейте воду из одного стакана в другой. Почему вы смогли перелить воду?
Дети: вода жидкая и льется.
Воспитатель: Первое состояние воды – она жидкая, ее можно перелить.
Опыт №7
Воспитатель: А что будет с водой, если ее нагреть в чайнике?
Дети: Вода станет горячей, закипит и пойдет пар из чайника.
Воспитатель: При кипении воды образуется пар, а при охлаждении пар превращается в воду. Второе состояние воды – парообразное.
Опыт №8
Воспитатель: Отгадайте загадку: «Сам не бежит, а стоять не велит»
Дети: мороз.
Воспитатель: Когда наступают морозы?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Что случается с рекой зимой?
Дети: Река зимой замерзает.
Воспитатель: Кто знает, что такое лед?
Дети: Лед – этозамершая вода.
Воспитатель:Возьмите с блюдца кусочки льда. Попробуйте его перелить. Попробуйте лед руками, какой он?
Воспитатель: А может снег и лед обратно стать водой?
Дети: Если снег и лед положить в тепло, то они превратятся в воду.
Воспитатель: Ставим блюдце со льдом и снегом на батарею. В конце дня проверим: превратится ли снег и лед в воду.
III) Итог занятия(3мин).
Воспитатель: Спасибо тебе, Капелька, что ты пришла к ребятам в гости и так много интересного рассказала им о воде. Ребята, скажите, что же вы узнали нового о волшебнице воде?
(ответы детей)
Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем?
Воспитатель: Какая нужна всем вода?Скажите, нужно ли беречь воду?
Дети:Воду нужна животным, растениям, человеку и всему живому на земле. Воду нужно беречь. Вода нужна чистая.
Воспитатель: Молодцы. А теперь попрощаемся с Капелькой.