— воспитывать глубокий действенный познавательный интерес к профессиям взрослых, уважительное отношение к людям труда.
Предварительная работа: чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?», предложение принести в группу фотографии родителей, занятых трудом на рабочем месте, или картинки, иллюстрации их профессий; индивидуальные беседы с детьми о профессиях их родителей; организация выставки профессий родителей.
Материал: иллюстрации с изображением сапожника, швеи, парикмахера; фотографии профессий родителей; листы бумаги с набросками людей различных профессий (в карандаше); цветные карандаши или краски.
* * *
Воспитатель (читает стихотворение Ю. Тувима «Все для всех»)
Каменщик строит жилища,
Платье — работа портного,
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова!
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, наточает?
Стало быть, так и выходит:
Все, что мы делаем, нужно,
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Много разных и нужных профессий существует на земле, и все они связаны между собой. Вот подумайте только, зачем бы были нужны продавцы, если бы никто не производил товары: пекари не пекли бы хлеб, мельник не молол бы муку, сельчане не вспахивали бы землю и не растили зерно; швея не сшила бы платье, если бы на фабрике не изготовили ткань. Существуют еще такие профессии, которыми люди овладевают для того, чтобы обслуживать других людей в разных ситуациях. Посмотрите на картинку. Здесь сапожник чинит туфли мальчику. У него очень много инструментов для починки обуви. Послушайте стихотворение Б. Заходера «Сапожник»:
Мастер, мастер,
Помоги —
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче гвозди —
Мы пойдем сегодня в гости!
Давайте-ка еще раз посмотрим на картинку и подумаем, что было до того, как мальчик пришел к сапожнику.
Все вместе размышляют о том, что было раньше, уточняют, какими инструментами работает сапожник, какую работу выполняет.
Какие еще есть профессии людей, которые обслуживают других? (Парикмахер, швея...). Верно, посмотрите на эту картинку. Здесь изображен часовщик. Он чинит часы, если они сломались и не идут. Этот человек ремонтирует сложные часовые механизмы. Все его инструменты маленькие, работа очень тонкая, он использует увеличительное стекло.
Парикмахер тоже обслуживает людей. Он делает прически, стрижки, укладки. Его инструменты: ножницы, расческа, фен и пр. Послушайте стихотворение «Парикмахер» («Детские стихи о профессиях»):
Папа к зеркалу садится:
— Мне подстричься и побриться!
Старый мастер все умеет:
Сорок лет стрижет и бреет.
Он из маленького шкафа
Быстро ножницы достал,
Простыней укутал папу,
Гребень взял, за кресло встал,
Щелкнул ножницами звонко,
Раз, другой взмахнул гребенкой,
От затылка до висков
Выстриг много волосков,
Расчесал прямой пробор.
Зашипело в чашке мыло,
Чтобы бритва чище брила,
Фыркнул весело флакон
С надписью «Одеколон».
О ком это стихотворение?
Дети отвечают.
Посмотрите сюда. (Показывает картинку.) Кажется, здесь девочка боится стричься. Как вы думаете, что ей нужно сказать и как успокоить? Еще нужно сказать, что старательные мастера-парикмахеры подстригут, побреют, сделают прическу так, что приятно смотреть. Это их работа.
А еще красивыми нас делает одежда. Как называется человек, который шьет одежду?
Дети отвечают.
Верно, швея. Закройщик выкраивает одежду, а швея шьет. Она все сделает для того, чтобы человек чувствовал в сшитой одежде удобно, комфортно, красиво. Послушайте стихотворение «Портниха»:
Для портнихи Виолетты
Дело есть зимой и летом.
Людям круглый год нужны
Платья, юбки и штаны.
Чтоб была обнова впору,
Все-все-все измерит споро —
Руки, талию и рост,
Шею, голову и хвост.
Тут же выкройку найдет,
Белым мелом обведет,
Раскроит, сошьет, погладит,
В платье манекен нарядит,
А потом сидит и ждет,
Что клиент за ним придет.
Существуют и другие профессии людей, которые обслуживают других. Узнайте дома у родителей о таких профессиях как можно больше и потом расскажете о них в группе.
Далее воспитатель обращает внимание на выставку картин и фотографий профессий родителей, предлагает каждому рассказать о маминой (папиной) профессии: название, выполняемые действия, инструменты, результаты труда, важность профессии.
Послушайте стихотворение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»:
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской,
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего —
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате —
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
Детям предлагается дорисовать картинки, где уже изображены люди той или иной специальности. Картинку нужно дорисовать, раскрасить. В конце организуется выставка таких картин, дети рассматривают их. Воспитатель положительно оценивает все работы. После этого благодарит и отмечает тех, кто был активен на занятии.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста "
["seo_title"] => string(148) "povyshieniie-kachiestva-doshkol-nogho-obrazovaniia-putiem-nietraditsionnykh-form-i-mietodov-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "201612"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1429094294"
}
}