Просмотр содержимого документа
«"Хлеб - всему голова" Конспект НОД в старшей группе»
Беседа о хлебе (старшая группа).
Программное содержание: Закрепить знания о том, что хлеб - ценнейший продукт питания, получение которого требует большого труда. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу. Обучать детей навыкам разговорной речи.
Предшествующая работа: Чтение художественных произведений:
Заучивание стихов:
Рассматривание картин.
Ход занятия: Чтение стихотворения Погореловская
«Вот он хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем налитой…»
- Ребята, вы наверное уже догадались о чем у нас сегодня будет разговор? (показ хлебных изделий).
- Да, о хлебе. Во всех магазинах есть отдел, где продается хлеб.
- А вы знаете, что раньше были магазины где продавался только хлеб и назывались такие магазины Булочная.
- А как вы думаете, что люди покупали в таких магазинах (батоны, булочки, рогалики, бублики буханку и т. д)
Загадка: Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное,
Я один его не съем
Подарю ребятам всем (бублик)
- Не один обед не обходится без хлеба. А почему, всем советуют есть хлеб? (хлеб - питательный, нужный, вкусный продукт. Все кто ест хлеб вырастут крепкими, здоровыми.)
- Давайте его попробуем и угостим наших гостей.
Понюхайте его, какой он ароматный, душистый. Но даже если хлеб зачерствеет, это не беда, можно посушить его и получаются хрустящие сухарики. А оставшиеся кусочки хлебани в коем случае не выкидывайте, а покрошите крошки хлеба своим пернатым друзьям.
Дети рассматривают и называют колосья пшеничные колосья (зерна крупные, ржаные (зерна длинные)
- Выросли колосья, а теперь надо убирать урожай. (Показ картины)
- Что за машина приходит на помощь людям? (комбайн)
- Как называют человека, работающего на комбайне?
- А рядом с комбайном, что за машина? (самосвал)
- Что делает комбайн с колосьями?
(Комбайн срезает колосья, они попадают из длинного рукава в бункер и зерно высыпается в самосвал)
- Вот сколько собрали зерна и везут на хранилище. Как оно называется? (злеватор).
- Да, хороший, большой урожай выращивают наши колхозники.
Чтение стихотворения Я. Акима «Хлеб»(читает ребенок).
- Ребята, а вы знаете, где пекут хлеб?
- Из чего пекут хлеб? (из муки).
В городах есть специальные хлебозаводы, где даже в праздничные дни тоже работают люди. Ведь к столу всегда нужен вкусный свежий хлеб. Слушание песни «О хлебе»
- Видите ребята, как много труда надо затратить для того, чтобы хлеб попал на наш стол. Хлеб надо беречь. Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова» В этих словах огромное уважение народа к хлебу. Без хлеба не садятся за стол. С давних пор гостей встречали хлебом - солью. ХЛЕБ НАШЕ БОГАТСТВО!
ЗАГАДКИ
1. Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ходит дом ходуном,
2. На стебле золотом / Колос/
Вырос в поле колоском,
На столе лежу куском/Хлеб/
3. Я пузырюсь и пыхчу, жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня, посадите в печь меня/тесто/
4. Что на сковородку наливают да вчетверо сгибают/блин/
5. Сидит на ложке свесив ножки/лапша/
6. Ходит полем из края в край,
Режет черный каравай/плуг/
7. Лежит мужичок в золотом кафтане
Подпоясан, а не поясом,
Не подымешь, так не встанет/сноп/
8. На водопой не хожу, овса не прошу,
Коли хочешь, попашу
Коли хочешь, помолочу/трактор/
9. Корабль великан,
Не по морю плывет.
Корабль великан по земле идет.
Поле пройдет, урожай соберет/комбайн/.
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"
Программное содержание:
Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания детей о том, что хлеб ценный пищевой продукт, без которого не могут обходиться люди.
Ввести в словарь и активизировать в речи слова: хлебороб, комбайн, сеялка, пекарня, мельница, элеватор, яровые.
Воспитывать у детей уважение к хлебу, к труду людей его выращивающих.
Предварительная работа: Чтение с последующим обсуждением: М.Пришвин "Лисичкин хлеб", В. Пальчинскайте "Хлеб", Ю. Ванаг "Хлеб, заработанный своими руками", В. Крупин "Отцовское поле". Заучивание пословиц и поговорок о хлебе, труде.
Оборудование: каравай хлеба, вышитый рушник, колоски пшеницы, ржи, ячменя, "чудесный мешочек", серия картинок "Как хлеб на стол пришёл".
Ход занятия
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый.
Дети: Хлеб.
Воспитатель: Сегодня на занятии вы узнаете, откуда берётся хлеб, который мы каждый день покупаем в магазине, познакомитесь с трудом людей, которые его выращивают.
У меня есть "Чудесный мешочек", что находится в нём, вы узнаете, отгадав загадку:
Золотист он и усат, В ста карманах сто ребят.
Дети: Колосок.
Воспитатель достаёт из "Чудесного мешочка" колоски пшеницы, ячменя, ржи.
- Ребята вы правильно отгадали загадку. Это колоски различных зерновых культур (рассматривают колоски, учатся отличать их между собой).
- А теперь посмотрите на эти колоски и скажите, что у них общее, из чего они состоят? (ответы детей)
- Что означает пословица "Зёрнышко к зёрнышку - будет мешок".
(ответы детей).
Воспитатель:Растения, дающие зерно называются зерновыми растениями, из них приготавливают главный продукт питания людей - хлеб.
- Посмотрите на эти картинки, они помогут нам познакомиться с тяжелым трудом хлеборобов. Так называют людей, которые выращивают зерновые культуры.
Рассматривание серии сюжетных картин с последующим обсуждением.
- Какое время года изображено на первой картинке? (На картинке изображена весна).
- Где работает трактор? ( Трактор работает в поле).
- Как называется профессия человека, который работает на тракторе? (Профессия человека, который работает на тракторе, называется тракторист).
- Какую работу выполняет трактор? (Трактор пашет землю).
- Какую ещё работу может выполнять трактор? (Ещё трактор рыхлит землю).
- Зачем нужно рыхлить землю? (Землю необходимо рыхлить, чтобы она стала мягкой, и зерна засевались лучше).
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? (Это сеялка).
- Какую работу выполняет сеялка? (Рассеивает зерно по полю).
- Посевы зерновых культур, сделанные весной называются - яровые.
Когда яровые посевы прорастают, на помощь хлеборобам приходит самолёт.
- Какую работу выполняет самолёт? (Удобряет землю, опыляет поле от вредителей).
- Зачем нужно удобрять поле? (Поле необходимо удобрять для того, чтобы урожай был больше).
- Когда яровая созревает пшеница? (Яровая пшеница созревает летом, в августе).
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? (Урожай собирают с помощью комбайна).
- Как называется профессия человека, который работает на комбайне? (Профессия человека который работает на комбайне называется - комбайнер).
- Собранное на поле зерно отвозят на элеватор. Элеватор - это зернохранилище для очистки и сушки зерна.
- После того как на элеваторе зерно очистят и просушат, зерно везут на мельницу. Мельница
- Для этого зерно везут на мельницу. Мельница - это здание со специальными приспособлениями для размола зерна.
- Для чего нужно зерно перемалывать? (Для того чтобы получилась мука зерно нужно смолоть).
- Где пекут булки, батоны? (Булки, батоны пекут в пекарне).
- Кто их печет? (Пекари).
- Куда затем везут хлеб? (Из пекарни хлеб везут в магазин).
Видите, какой долгий путь проделывает хлеб, прежде чем попадает нам с вами на стол. Как много людей разных профессий вкладывают в него свой труд. Поэтому необходимо бережно относиться к хлебу.
Вспомните пословицы о труде: (дети называют пословицы)
"Труд человека кормит, а лень портит",
"Знай секундам цену, минутам счет",
"Сделал дело - гуляй смело",
"Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела".
Воспитатель читает стихотворение.
"Хлеб" Я.Аким
Пашут каждую весну, Поднимают целину, Сеют, жнут, ночей не спят С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют Сил для хлеба не жалеют.
Физкультминутка
(выполнение движений по тексту стихотворения)
Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода - (идут друг за другом) Побежит за трактористом К синей речке борозда. (бегут друг за другом) Выйдут сеялки потом. (идут друг за другом) Засевать поля зерном. (сеют)
Игра с мячом "Откуда хлеб пришел?"
(Воспитатель бросает мяч ребёнку и задает вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу)
- Откуда хлеб пришел? (из магазина);
- А в магазин как попал? (из пекарни);
- Что делают в пекарне? (пекут хлеб);
- Хлеб пекут из чего? ( из муки);
- Из чего получают муку? (из зерна);
- Откуда зерно? (из колоса пшеницы);
- Откуда пшеница? (выросла в поле);
- Кто её посеял? (хлеборобы);
- Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (сеялка);
- Как называется здание, где хранят зерно? (элеватор).
- Как называется круглый хлеб? (каравай)
Воспитатель вносит на рушнике каравай хлеба и читает стихотворение С.Дрожжиной "Каравай"
Вот лежит каравай у меня на руках Черный хлеб на руке - нет милей на земле. Будет плакать мой хлеб, Каравай мой румяный, Если я разленюсь, если лодырем стану. Вот увидишь, тебе горевать не придется, Пусть не плачет мой хлеб, Пусть он только смеётся.
Воспитатель: Хлеб нужен каждому человеку каждый день, всегда помните о том, как тяжело его вырастить, берегите хлеб.