Платочки - самое, наверное, простое дидактическое пособие, которое есть в каждом детском саду, а тем более в доме.
Их можно сшить, а можно и использовать обыкновенные носовые платочки.Чем же они хороши и полезны? В представленном материале Вы найдёте игры и упражнения для работы с детьми дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Выполнение: 1. На столе лежит платок в развёрнутом виде.
2. Пальцы раздвинуты. 3. Кисть руки ста вится в угол платка на кончики пальцев. 4. На слова педагога:
Что задумал паучок?
Я хочу собрать пучок.
Дети начинают последовательно присоединять пальцы (указательный, затем средний, безымянный и мизинец) к большому пальцу, собирая платочек в пучок.
То же самое делают другой рукой.
Усложнение: упражнение выполняется двумя руками одновременно.
3. «Поймаю»
Задача: учить протягивать платочек в заданном направлении, регулировать с учётом статику и динамику пальцев; развивать зрительно-двигательную ориентацию.
Выполнение: 1. Руки, согнутые в локтях стоят на столе.
Одна рука держит платочек за уголок. Другая рука повёрнута ладошкой к лицу, пальцы широко раздвинуты.
На слова педагога: - Наш платочек побежал.
- И все пальцы посчитал.
Вначале педагог демонстрирует действия, затем, дети начинают протягивать платочек между мизинцем и безымянным пальцами по направлению к себе. Затем между безымянным и средним - от себя. Далее протягивают платочек между средним и указательным пальцами, направление к себе. Аналогично, между указательным и большим по направлению от себя. Педагог словесно обозначает направление платочка: «К себе. От себя...» На слова: «Поймаю» - дети сжимают пальцы, платочек останавливается. Игра продолжается с участием другой руки.
4.«Змейка»
Задача: учить протягивать платочек между пальцами в направлении справа налево и обратно, вырабатывать плавность движений, развивать кисть руки в запястных суставах.
Выполнение: 1. Исходное положение рук такое же, как в предыдущей игре.
2. На слова педагога: «Змейка быстрая ползёт, поиграть ребят зовёт» - дети направляют платочек между мизинцем и безымянным пальцами, заводят платок между безымянным и средним, далее протягивают между средним и указательным. Заканчивается протягивание между указательным и большим пальцами, «змейка» ползёт справа налево и обратно, начиная свой путь между большим и указательным пальцами и т. д. Направление движение «змейки» будет зависеть от той руки, двигательная функция которой наиболее сохранна.
5.Вариант 1. «Комочек»
Задача: учить захвату и удержанию прямыми ладонями, скомканию платочка обеими руками, образуя комок; развивать согласованность действий рук.
Выполнение: 1. На столе лежит платочек в развёрнутом виде. 2. На слова педагога: - Ручки мы на стол положим
- И платок в комочек сложим.
3. Руки прямыми ладонями полагаются на платочек.
Не отрывая рук от стола, ладони двигаются навстречу друг другу, захватывая платок.
Ладошки начинают комкать платочек, превращая его в комок.
Вариант 2.
Задача: упражнять в сгибательных и раз-гибательных движениях пальцев рук, соблюдать правила выполнения движений.
Выполнение: 1. Платочек в развёрнутом виде лежит на столе.
Ладонь руки кладётся на угол платка.
На слова педагога: - И-и-и... комкать, комкать, комкать, мять - наши ручки не унять - ребёнок начинает комкать платочек так, чтобы он весь оказался в кулаке.
Комкание может производиться:
а) - без отрыва руки от стола;
б) - с отрывом руки (в воздухе).
То же самое проделать другой рукой. Усложнение: упражнение выполняется с двумя платками обеими руками.
Игры и упражнения,
развивающие пространственную
ориентировку
6. «Складывание (или сгибание) платочка по прямой»
Задача: учить складывать платочек в горизонтальном и вертикальном направлении двумя руками; зрительно соотносить углы и стороны; развивать пинцетный тип захвата.
Оборудование:
платочки (25 х 25 см) красного, синего, жёлтого и зелёного цвета;
пластмассовые крючки соответствую щего цвета;
-скрепки.
Выполнение: 1. На столе перед ребёнком лежит развёрнутый платок. 2. Педагог говорит слова:
Ну, платочек, потрудись,
Пополам скорей сложись, одновремен но показывает способ действия:
большим и указательным пальцами за хватывает два нижних уголка платка и скла дывает его пополам, соотнося нижние угол ки с верхними.
3. Затем произносит слова: «Наш платочек потрудился -
В половинку превратился»
Проводит ладонью по сложенному платку.
По аналогии платочек складывают по горизонтали сверху вниз, а по вертикали справа налево и наоборот.
Усложнение: детям предлагается зрительно определить середину линии сгиба, закрепить это место скрепкой и повесить на крючок, соответствующий цвету платочка.
7. «Складывание платочка по диагонали»
Задача: учить складывать платочек по диагонали снизу вверх и сверху вниз, удерживая его в одной руке, соблюдать точность соединения углов, закреплять пинцетный тип хватания.
Оборудование:
платочки (25 х 25 см) красного, синего, жёлтого и зелёного цвета;
пластмассовые крючки соответствую щего цвета;
скрепки.
Выполнение: 1. Развёрнутый платок лежит на столе.
2. Педагог говорит слова: «Ты, платочек, не ленись,
Уголком скорей сложись». Показывает способ выполнения: большим и указательным пальцами захватывает нижний уголок платка, направляет и накладывает его на противоположный верхний угол.
3. После слов: «Наш платочек не ленился - В треугольник превратился». - Проводит
ладонью по месту сгиба.
4.Затем платочек складывается по диагонали сверху вниз.
Усложнение: дети определяют середину линии сгиба, закрепляют зажимом и вешают на крючок такого же цвета, как и платочек.
8.«Бабочки»
Задача: формировать щепотный (три пальца: большой, указательный, средний вместе в одной точке) тип захвата в динамике; развивать зрительную ориентацию на поверхности плоскости платка.
Оснащение: платочки и бельевые прищепки красного, синего, жёлтого и зелёного цвета.
Выполнение: 1. Платочек лежит на столе в развёрнутом виде.
2. Педагог произносит слова:
Пальцы весело шагали
И платочек собирали -
Превратился в тряпочку
Похожую на бабочку.
и показывает действие.
Большой палец фиксируется на уголке платка, а указательный и средний «пошли» по диагонали по поверхности платка до верхнего уголка. Каждый «шаг» пальцев образуют складочку, и присоединяет её к большому пальцу. Собранные складочки закрепляются прищепкой - прилетела «бабочка».
Другой вариант.
Задача, оснащение, техника выполнения, четверостишие те же. Меняется только направление движения пальцев. Зрительно определяется середина на нижней линии платка и в этой точке фиксируется большой палец. В этом варианте пальцы «шагают» по прямой от нижней части платка до верхней. Крылышки у «бабочки» получаются другой формы иного строения.
9. «Накормим Киску»
Задача: учить детей ориентироваться на ограниченной плоскости; обозначать символом и называть словом стороны и углы платка, зрительно находить середину.
Оснащение: х/б носовые платочки, маленькие картинки с изображением еды для кошки (молоко, рыбка, вискас (кити - кэт), мышка), игрушка Кошечка.
Руководство: 1. На столе лежит платок в развёрнутом виде.
2. Педагог показывает кошечку и говорит:
Захотела Киса кушать,
Стала Кисонька мяукать:
Мяу, мяу, мяу....
3.Предлагает накормить Кисоньку:
Вариант I - в нижней стороне коврика поставим -молоко; на верхней стороне - рыбку; слева - вискас, справа - мышку.
Вариант II - в нижний правый угол - молоко; в нижний левый угол - рыбку; в верхний правый угол - кити - кэт; в верхний левый угол - мышку.
Дети повторяют название сторон и углов и в соответствии с этим раскладывают картинки.
4.Педагог говорит: Вот уж Кисонька поела Тихо песенку запела Разлеглась на коврике и зажмурилась. Предлагает детям определить середину коврика и положить Кисоньку отдыхать.
Выполнение: 1. На столе перед каждым ребёнком лежит развёрнутый платок.
2. Педагог предлагает поиграть с платочком и говорит: «Я буду говорить слова и показывать действия, а вы, подражайте моим движениям и делайте с платочком то же, что делаю я».
Чисто, чисто мы стираем - трём плато чек между кулачков;
Прополощем - держим платок в одной руке имитируем полоскание (из стороны в сторону);
Отжимаем - складываем платочек по полам и отжимаем обеими руками;
А теперь - за уголок - берём платок за уголочек;
И сушить на ветерок - закрепляем при щепкой на верёвке.
Педагог знакомит детей с различными вариантами вешания платка на верёвке:
за один уголок (закрепить одной при щепкой);
за два уголка (две прищепки соответст венно);
перекинуть платок пополам, зрительно найти середину сгиба и закрепить в этом месте одной прищепкой.
Предлагает детям развесить платочки кто как хочет.
11 .«Красивая скатерть» Задача:
учить практическим действиям с платочком и прищепкой:
закреплять по краям платка; чередовать по цвету; объединять по цвету.
Оснащение: Платочки белого цвета; бельевые разноцветные прищепки. Выполнение: 1. На столе лежат, свёрнутые вчетверо,платочки.
Педагог предлагает детям поиграть.
«К праздничному столу надо украсить скатерть, но, как и чем?
Как же скатерть нам украсить?
Красок нет, ну чем раскрасить?
Мы прищепочки возьмём
Бахрому из них «сплетём».
4. Объясняет и показывает, каким об разом следует «плести бахрому». На край платка прикрепляет прищепки, чередуя их по цвету:
Красный, синий, жёлтый цвет -
Ох, красиво, спору нет.
5. Дети самостоятельно выполняют дей ствия, соблюдая чередность цвета и рас стояние между прищепками.
Другой вариант игры.
Задача, оснащение, содержание игры и техника выполнения те же, только прищепки объединяются по цвету на обозначенной стороне платка:
На правой стороне скатерти будет красивая бахрома, на левом - синяя. Внизу сделаем желтую бахрому, а вверху - зелёную.
Дети должны определить названные стороны и закрепить прищепки того цвета, который обозначен в словесной инструкции педагога.
Дети по очереди привязывают по од ному платочку, чередуя их по цвету. Каждый ребёнок привязывает в гирлянду по три пла точка.
Игры и упражнения,
развивающие зрительное восприятие
цвета, величины
14.«У платочка свой крючок»
Задача: учить складывать платок вчетверо по периметру и диагонали, развивая зрительно - двигательную координацию обеих рук при соединении сторон и углов платка; фиксировать зажимом центр сгиба; правильно соотносить по цвету.
Оснащение: 1.платочки пяти цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый; 2.пять пластмассовых крючков такого же цвета; 3.зажимы (для бумаги) на каждый платочек.
Выполнение: 1 .Педагог вместе с детьми рассматривает атрибуты игры и предлагает поиграть с платочками. 2.Говорит четверостишие и демонстрирует последовательность выполняемых действий:
Вот платочек - берёт платок и кладёт его перед собой в развёрнутом виде.
Вот крючок - прикрепляет его к план шету.
И зажим в придачу-берёт зажим в руки и разжимает его.
Я сверну платок вот так - складывает платочек по периметру, центр сгиба закре пляет зажимом.
Но, в карман не спрячу - вешает сло женный платочек с зажимом на крючок, ко торый соответствует цвету платка.
3.Предлагает детям сделать то же самое.
4.Во втором варианте платок складывается по диагонали (с угла на угол).
15.«Бабушкино варенье»
Задача: совершенствовать ручную умелость; учить устанавливать отношения между тремя объектами по величине; развивать глазомер и согласованную работу обеих рук.
Оснащение: 1.три стеклянные банки 0,5л, 0,2л, и совсем маленькая, например, из - под лекарства, внутри банок находится цветная бумага, имитирующая варенье; 2.три платочка, размером соответствующие банкам; 3.резинки для закрепления платочков; 4.театральная кукла - бабушка.
Руководство: 1 .У педагога на руке театральная кукла - бабушка. Бабушка сварила варенье и разложила его по банкам, она
просит ребят помочь ей закрыть банки. 2.Педагог предлагает к каждой банке подобрать нужного размера салфетку (платочек) и закрыть банку, закрепить салфетку резинкой.
16.«Олино колечко»
Задача: разнообразить игровые действия с платочком; развивать зрительно-двигательную ориентацию; учить соотносить предмет с отверстием кольца; закреплять умение удерживать предмет между тремя пальцами (щепотный тип хватания).
Оснащение: 1.четыре вида платков из разной ткани, размером от носового до головного; 2.четыре колечка (которые носят на пальцах) разные по размеру.
Руководство: 1.Педагог вместе с детьми вспоминают содержание стихотворения: «Кто колечко найдёт?». История закончилась благополучно - колечко нашлось и Оля снова надела его на пальчик, но колечко можно не только носить на пальчике, с ним можно играть.
Вместе с детьми рассматривает раз нообразные платки и кольца. Разворачива ет платки, обращает внимание на величину, трогают руками (разные на ощупь по факту ре).
Предлагает поиграть платками и ко лечками.
Дать детям возможность поэкспери ментировать, т. е. самостоятельно опре делить кокой платок в какое кольцо можно протянуть.
Использование платочков в сюжетно -ролевых играх.
17. Задача общая для серии с/р. игр: продолжать развивать ручную умелость; учить использовать платок в с/ролевых играх; развивать подражательные действия рук; познакомить детей с разными способами завязывания платка на кукле; вовлекать в движение менее активную руку.
Оснащение: 1 .куклы; 2.разнообразные платочки.
Игра «Оденем дочку на прогулку».
традиционное повязывание платка: 1.свернуть платок по диагонали; 2.покрыть голову куклы и завязать под подбородком.
Выполнение.
Игра «Мамина помощница».
1.Платок складывается по диагонали с угла на угол. 2.Повязывается концами назад.
3.Завязать платок сзади на шее.
Игра «Модница»
1 .Платок складывается по диагонали.
2.Местом сгиба накладывается на затылок.
3.Концы (все три) выводятся вперёд ко лбу.
4.Завязываются два конца, а третий загибается под узел связанных двух концов.
Другой вариант.
1 .Платок складывается по диагонали.
2.Скручивается в жгут так, что - бы остался свободным маленький уголок платка.
3.Платок повязывается на шею и завязывается галстуком или бантом.
18. Игра с/р. «Стирка», «Глажение». Задача: разнообразить игровые (практические) действия с платочками; продолжать развивать подражательные действия рук; закреплять усвоенные навыки; совершенствовать двигательную активность обеих рук.
Оснащением.платочки; 2. тазики с водой; З.мыло; 4.прищепки; 5.фиксированная верёвка; 6.утюги.
Выполнение: 1.Педагог читает стихотворение:
Я один у мамы сын-Нет у мамы дочки. Как же маме мне помочь-Постирать платочки? Мыло пенится в корыте, Я стираю, посмотрите. - А у нас есть и сынки и дочки. 2.Рассматривает вместе с детьми атрибуты игры и предлагает «помочь» маме.
3.Вместе с детьми обговаривае- г довзтельность действий:
намочить платочек;
намылить;
• потереть между кулачками несколько раз;
отжать;
прополоскать;
повесить сушить.
4.Показывает новый способ вешания платочков на веревку: зажимается прищепкой платочек за один уголок к верёвке, следующий платочек своим уголком соединяется с параллельным уголком первого платка и фиксируется одной прищепкой и т. д.
5.Все платочки сушатся на одной верёвке, одним уголком соединены с уголком предыдущего платка.
«Глажение»
Выполнение:
1.Платочек в развёрнутом виде раскладывается на столе. 2.Движения утюга направляются снизу вверх и обратно, справа налево и от углов к углам.
3.Платочек складывается пополам, место сгиба проходится утюгом, затем ещё раз пополам и также место сгиба проглаживается утюгом.
ЛИТЕРАТУРА
И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько. Техноло гия обучения и воспитания детей с нарушения ми опорно-двигательного аппарата. Москва ACADEMA. 2001.
Нэнси Р.Финни. Ребенок с церебральным параличом. Москва. «Теревинф». 2001.
Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Санкт-Петербург. «Детст во- пресс». 2003.
Л.М.Шипицына, И.И.Мамайчук. Психоло гия детей с нарушением функций опорно-двига тельного аппарата. Москва. Владос. 2004.