закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;
учить детей проводить звуковой анализ слова, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (гласные, согласные);
совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове;
формировать умение делить слова на слоги;
развивающие:
развивать и укреплять мелкие мышцы рук;
развивать самостоятельность, инициативу.
воспитательные:
воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя;
продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения;
формировать чувства товарищества.
Приемы: 1. Наводящие вопросы. 2. Коллективный разговор. 3. Высказываться и быть услышанным. 4. Тихий опрос. 5. Игровые приёмы (космический корабль, шапочки с изображением звуков). 6. Деление на подгруппы и работа в подгруппах. 7. Изменение громкости и темпа голоса.
8. Использование наглядности с помощью мультимедийной установки, раздаточного материала.
Материал к НОД
Мультимедийная система с презентациями на тему: «Путешествие на Планету Звуков», «Завораживающий космос».
Предметные картинки, игрушки, продукты, в названии которых есть звук «__к___»; магнитная доска..
Раздаточный материал: прищепки (синие и красные) , карточки «Кот» с картинкой и схемой, фишки для звукового анализа
Используемые технологии:
Игровая технология.
Информационно-коммуникативныя технология.
Здоровьесберегающая технология.
Ход занятия.
Орг.момент:
Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети: хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: Хорошо. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Встают в круг)
Собрались все дети вкруг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Слайд1,2) Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло электронное письмо от Феи Планеты Звуков. Она просит от вас помощи.
Дорогие ребята! На моей планете произошла большая неприятность. Мои друзья - звуки поссорились и не разговаривают друг с другом. Помогите мне их помирить . Прилетайте поскорее, я без вас не справлюсь. Путь на планету звуков долгий и очень трудный, но я думаю, что вы не испугаетесь трудностей и преодолеете все препятствия на пути. Буду ждать вас.
Воспитатель: Поможем ей? (ответы детей)
А на чем мы можем отправиться на помощь? (ответы детей: на самолете, ракете, и т.п.)
Воспитатель: Собираемся в полет. Строим новый звездолет
(Строят космический корабль). Воспитатель: Ребята , а давайте с собой возьмем гостинцы для жителей планеты звуков.: Д\и «Магазин» (вос-ль сообщает, что сейчас все отправятся в магазин за покупками. Покупать можно только те товары, в названии которых есть звук К. По возвращении из магазина, ребенок называет, что он купил, остальные проверяют его). Все покупки дети складывают в корзинки, в грузовом отсеке корабля.
Воспитатель: Ребята космический корабль закрыт на замок. Давайте его откроем
Пальчиковая гимнастика
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали , покрутили, потянули…
И открыли!!!
Воспитатель: Чтобы пройти на корабль нужно произнести свое имя так, чтобы было понятно, сколько в вашем имени слогов (частей).
Что нам может помочь правильно определить, сколько частей (слогов) в слове? (прохлопать, прошагать и т.п.) Проводится игра «Подели слова на слоги»
Дети называют свои имена и делят его на части. Затем проходят на посадку в ракету,
( Слайд 3 «Полет ракеты») Воспитатель: Все заняли свои места? Наша ракета начинает взлетать
Воспитатель: Давайте вспомним
- Что такое звуки? (звуки мы слышим и произносим).
- Какие звуки вы знаете? (гласные и согласные).
- А почему гласные звуки так назвали? (поются, летят, им ничего не мешает, нет во рту преграды, когда их произносишь)
- А согласные звуки почему так назвали? (они не поются, не могут лететь, им мешает преграда: язык, губы, зубы)
- А какие бывают согласные звуки? ( твердые и мягкие).
Твердые - это старшие братья, а мягкие-это младшие братья.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Назови братца»
Вы становитесь в круг. Я буду бросать вам мяч и называть «большого братца» - твердый звук, а вы, поймав мяч называете «маленького братца» - мягкий согласный звук и возвращаете мяч назад. Воспитатель называет звуки (б, в, г, д, ш, з, м, л, п,с,к,р,з,н) Дети называют маленьких братцев.
(Слайд 4) Встречают котят-космонавтов
Воспитатель: Ребята, посмотрите в иллюминаторе нашего корабля показались котята-космонавты. Давайте с ними поиграем.
Д/игра «Один – много»
(один…кот, два…кота, много…котов)
- Как назвать кота ласково?
(один…котик, два…котика, много…котиков)
Проведем звуковой анализ слова КОТ.
Составление модели слова с помощью прищепок, фишек
Звучит музыка «Завораживающий космос, слайд 6, слайды космоса)
Гимнастика для глаз.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрываем оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжаем сидеть с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открываем глаза, взглядом рисуем мост)
Вверх поднимем, глянем вниз. (Глаза поднимаем вверх, опускаем вниз)
Я знаю: я с другой планеты. Так странно мне смотреть вокруг: Земляне так смешно одеты, У них так мало глаз и рук!
(Слайд 8). Встречаем инопланетянина
Воспитатель: Ребята, наш друг – инопланетянин изучает наш язык и просит вас помочь ему выполнить некоторые задания, он с ними не может справиться. (Слайд 9) №1. Все мы знаем, что слова бывают длинные и короткие, давайте заселим животных в их домики
(Слайд 10,11) №2: «Выбери лишнее слово»
(Слайд 12,13) №3 «Назови общий звук в словах»
(Слайд 14) №4 «Название каких домашних животных начинается со звука к»
(Слайд 15, видеоролик с разминкой):
Воспитатель: ребята, мы выполнили все задания, помогли нашему дугу и он хочет нас поблагодарить и дарит вам Космическую разминку Воспитатель: Вот, наконец-то, мы прибыли на планету звуков
Чтобы дверь нашего корабля открылась и мы спустились на планету нужно снова выполнить задание: Игра «Поймай звук»
Ребята в этом задании вы должны поймать звук, т.е. когда услышите звук "р", хлопайте в ладоши.
(Слайд16) Воспитатель: молодцы, ребята вы справились со всеми заданиями выходим из корабля.
На слайде появляется фея и грустные звуки .
Здоровается и спрашивает. Как же мы сможем помирить звуки?
(Слайд 17) Мирилочка для звуков: дети учат со звуками мирилочку.
После того, как дети произнесут мирилочку, звуки мирятся (изображение веселых звуков).
(Слайд 18) Воспитатель: Ребята, а звуки хотят с вами поиграть.
Игра со звуками
Д\и «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за, кор-зина, ру-ка, но-га, шу-ба, шап-ка, тру-ба, кни-га, ко-робка, ко-рова, се-но, лож-ка, мы-ло, ра-ма, со-бака, ла-мпа, ка-рандаш, те-левизор и т.п.) .
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
Кто и что летает? (Комар, птица, воздушный шар, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)
Кто и что плавает? (Люди, крокодилы, рыбы, доска, …)
Кто и что греет? (Батарея, костёр, солнце, грелка…)
Кто и что движется? (Машина, человек, стадо коров …)
Кто и что стоит? (Скамейка, человек, дом, стул, …)
Кто и что прыгает? (Лягушка, человек, мяч, кенгуру, …)
(Слайд 19) Д\и «Назови слово – действие».
(Слайд 20). Воспитатель: Ребята, нам пора в дорогу, звуки мы помирили, теперь на планете звуков не будет больше грусти. (Прощаются с феей и звуками)
Дети заходят на космический корабль.
(Слайд 21). Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Феи:
В чёрном небе до зари Тускло светят Фонари. Фонари - Фонарики Меньше, чем комарики.
(Звезды)
(Раздает звездочки от Феи)
Слайд 22. (звездный космос)
Слайд 23. Воспитатель: ребята, пока наш звездолет летит к нашей планете, давайте отдохнем и полюбуемся на звездное небо. Видеоролик «Электронная гимнастика для глаз)