Интегрированное занятие в подготовительной группе «Экскурсия в музей «Русская изба»
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Экскурсия в музей «Русская изба»
Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возрата. Цель занятия: приобщение детей к традициям русской народной культуры через создание мини-музея "Русская изба".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированное занятие в подготовительной группе «Экскурсия в музей «Русская изба»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад № 102 г. Томска
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ №102
__________О.В.Кузнецова
«__»______2014г.
Интегрированное занятие
в подготовительной группе
«Экскурсия в музей «Русская изба»
Составили:
воспитатели Фадеева Н.А., Пронькина С.А.;
педагог дополнительного образования
Панкина Е.А.
Томск 2014 г.
Интегрированное занятие по развитию речи с использованием художественно-творческой деятельности для детей подготовительной к школе группы « Экскурсия в музей «Русская изба».
Цель: Приобщение детей к традициям русской народной культуры через мини – музей «русская изба».
Задачи общие:
Формировать представления детей о культурных традициях русского народа.
Развивать речь, мышление, творческую активность.
Воспитывать интерес к истории.
Задачи:
ОО «Коммуникация»
Расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
Развивать речь детей, мышление, память, творческую активность.
Вызвать желание участвовать в беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.
ОО «Познание»
Обобщить знания детей об избе на Руси: о предметах быта.
Развивать интерес к истории.
ОО «Художественное творчество»
Вызвать желание создать иллюстрации своими руками.
Развивать интерес к прошлому.
ОО «социализация»
Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Формировать умение устанавливать положительные взаимоотношения со взрослыми и детьми при коллективном создании иллюстраций, на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения ( не ссориться, договариваться о предстоящих действиях, помогать друг другу, обращаться за помощью).
ОО «Музыка»
Приобщение детей через музыку русских народных песен, к истокам русской культуры, к народному искусству.
Предварительная работа:
НОД и беседы по проекту «Родные сказки».
Знакомство с разнообразием росписей и декоративное рисование, изготовление тряпичных кукол – оберегов.
Разучивание стихотворений, песни.
4. Рассматривание иллюстраций, с героями сказок в народных костюмах.
Материалы и оборудование:
Оформление мини-музея русской избы с домашней утварью и «красным углом».
Оборудование для изобразительной деятельности (краски, кисти, стаканчики, салфетки), иллюстрации к русским народным сказкам.
Используемая литература:
Косарева Н. В. «Народная культура и традиции». - Волгоград: Учитель, 2014.-166с.
Шорыгина Т. А. «Родные сказки».- Москва: Прометей; Книголюб, 2003.-128 с.
Ход деятельности
1.Вводная часть
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся по старинному русскому обычаю.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
-Здравствуйте.
рассказывает стихотворение о родине
Воспитатель:
Что мы родиной зовем?
1реб.
Дом, где мы с тобой растем.
И березки, вдоль которых, взявшись за руки идем.
Воспитатель:
Что мы родиной зовем?
2 реб.
Край, где мы с тобой живем.
И рубиновые звезды, звезды мира над кремлем.
- о чем стихотворение? (о родине)
-в какой стране мы живем? (в России)
-назовите столицу нашей родины (Москва)
-в каком городе мы живем (в Томске)
Стихотворение.
«Любимый Томск»
Шар земной – как небо синий,
Ленты рек, просторов ширь…
Есть на глобусе Россия,
А в России есть Сибирь.
А в Сибири – славный город,
Томском мы его зовём.
Больше всех он сердцу дорог –
Я живу, родился в нём!
Шелестят листвой берёзки,
Плещется в Томи вода…
Я горжусь любимым Томском,
Я хочу здесь жить всегда!
Новостройки и фонтаны,
И сады цветут весной…
А когда я взрослым стану,
Будет Томск гордиться мной!
Воспитатель: Мы с вами уже путешествовали через ворота времени, попадали в прошлое нашего города Томска. А хотите еще больше узнать об истории нашего народа? А где можно узнать как жили в старину наши предки? (ответы детей: из книг, фильмов, музеев ).
-Сегодня мы побываем в музее. Это необычный музей. Это дом- музей русского быта. В музее экскурсии проводят экскурсоводы. Но мы с вами уже много знаем о культуре и быте нашего народа. Поэтому мы сами будем в музее экскурсоводами.
-В старину дом на Руси называли… (избой).
-Реб.
Избы на Руси строили из дерева - сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий – чтобы меньше дуло и тепло не уходило (проходят в избу).
Дети проходят в музей.
Воспитатель:
-Заходите, проходите.
Как вы уже заметили, в доме всего одна комната, ее называют горницей.
Воспитатель:
-Что занимает центральное место в избе?
-Реб.
Большую часть избы занимает печь. «Без печи изба- не изба», говорили в старину.
Печь ставили посреди горницы. О ней говорили «Печь – всему голова», голова – значит самая главная.
Воспитатель:
-Почему печь в избе самая главная? (ответы детей)
-Реб.
-печь ставили с северной стороны, напротив входа так как с севера дули холодные ветры, и эту сторону старались обогреть. « Хорошая печь – гордость любого хозяина.»
-с печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной.
«Дом без печки – нежилой дом», говорили в народе. «Кормилицей, матушкой называли ласково печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи.
Воспитатель:
Печь не только обогревала людей, в ней готовили пищу. А где сейчас готовят? (ответы детей).
-А как сейчас обогреваются наши дома? (ответы детей: центральное отопление, батареи)
На печи можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано долгими зимними вечерами. Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь? (ответы детей).
-Реб.
По диагонали от печи «красный угол». «Красный» угол – значит красивый, здесь принимали гостей, обедали. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». Почти все в избе делалось своими руками.
Воспитатель:
-Посмотрите, что это такое? (показывает на прялку).
-Реб. Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы, ручная прялка состояла из вертикальной части, куда привязывалась кудель и горизонтальной, где сидит пряха. Раньше прялка имела важное значение в доме: с помощью прялки можно было одеть всю семью и зарабатывать деньги.
Воспитатель:
-Ребята, а как сейчас шьют одежду, на чем делают ткани? (ответы детей).
Воспитатель:
-А знаете ли вы что это? (показывает на колыбель)
-Реб.
Колыбе́ль (от др.-рус.колыбать«качать») — маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка
В старину верили, что в подвешенной (приподнятой над полом) колыбели ребёнок находится под покровом небесных сил.
Воспитатель: А где сейчас спят маленькие дети? (ответы детей)
-В старину, как и сейчас наши предки собирались за большим столом, чтобы выпить чаю с пирогами.
Но мы знаем, что не было тогда электрических чайников, в чем же чай кипятили? (в самоваре). Да не обходилась русская изба без самовара.
-Реб.
Стихотворение о самоваре
Воспитатель:
-А на столе-то чего только нет: здесь и ложки и миски и плошки и крынка. Ребята, из чего делали посуду в старину? (ответы: из глины, дерева, металла). Как украшали посуду?(расписывали, вырезали узоры). А сейчас из чего делают посуду? (из глины, стекла, металла).
-Реб.
Когда-то люди заметили, что глина плохо пропускает воду, а в огне она твердеет. И тогда человек стал лепить из глины и обжигать различную посуду. Такую посуду ещё называют керамической.
- Скажите, как можно использовать керамическую посуду? – (готовить пищу, хранить масло, молоко, другие жидкости).
- Прочная ли керамическая посуда? – (непрочная, при ударе легко бьётся).
Затем педагог обращает внимание на деревянную посуду.
- Как вы думаете, из чего сделана эта посуда? Назовите её.
- Какую ещё посуду делают из дерева? Чем вам нравится деревянная посуда? – (легкая, удобная, не бьётся).
- Как можно использовать деревянную посуду? Можно ли ею играть?
А сейчас из чего делают посуду? (ответы детей)
Реб:
- Издавна люди обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки и стали использовать их как музыкальные инструменты.
Давайте русскую народную песню споем, а ложки нам в этом помогут.
Дети исполняют русскую народную песню «Ой ты зимушка – зима».
2 часть: Практическая.
В зал входит хозяйка избы в русском сарафане c коромыслами и вёдрами на плечах.
-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Я хозяйка и хранительница этого дома-музея. Вот, за водицей ходила. Ох и тяжело воду из колодца носить.
Хозяйка снимает с плечей коромысло. Воспитатель показывает детям на коромысла и спрашивает:
-Ребята, что это такое? (ответы детей; это коромысло, с его помощью легче было носить вёдра)
Хозяйка:
- Вижу, вы уже здесь освоились, осмотрелись. Всё ли вам у меня понравилось? Пока наш самовар закипает, подходите, присаживайтесь поближе к печке. Вот так в те далёкие времена длинными, зимними вечерами все дружно садились у печи, грелись, слушали, как потрескивают дрова. Мамы и бабушки вязали тёплые носки, варежки и рассказывали детям сказки. Эти сказки передавались в народе от поколения к поколению, поэтому их так и называют как? (ответы детей: «народные сказки»). У каждого народа свои сказки, но все они учат нас чему? (ответы детей). В наше время сказки можно не только рассказывать, но их можно что? (ответы детей: сказки можно прочитать в книге) Вы любите читать книги?
Показывает детям книгу с русскими народными сказками.
- А что вы любите рассматривать в книге? (ответы детей: картинки) Как называются картинки в книге (ответы детей: иллюстрации) Мы с вами знаем много русских народных сказок, но вот в нашем музее нет экспонатов, которые рассказывали бы нам сказки.
Подводит детей к стенду на котором написано «Русские народные сказки»
- Посмотрите, ребята, этот стенд пустой. Как хозяйка этого музея, я предлагаю вам пополнить наш музей новыми экспонатами. На этом стенде мы разместим иллюстрации к русским народным сказкам, которые нарисуем сами. Мы покажем их нашим гостям, и они попробуют отгадать, к каким сказкам мы нарисовали иллюстрации.
- Сейчас мы пройдём в студию художественного творчества и нарисуем там наши иллюстрации. А гости пока мы работаем, посетят наш музей.
Дети с педагогом идут рисовать иллюстрации в студию художественного творчества.
3 часть: Заключительная:
Дети возвращаются в зал, размещают свои работы на доске.
Хозяйка:
- Посмотрите, какой замечательный стенд с иллюстрациями у нас получился. Я думаю, что гостям нашего музея он понравится, и все посетители музея обязательно узнают русские народные сказки в наших иллюстрациях.
Воспитатель:
- Скажите, ребята, а сможете ли вы провести такую же интересную экскурсию в дом-музей «Русская изба» для детей нашего детского сада? А для своих родителей? (ответы детей)
Мы обязательно пригласим в наш музей гостей и проведём для них интересные экскурсии.
Сейчас давайте попрощаемся с гостями. До свидания. Ждём Вас к нам в гости.