Просмотр содержимого документа
«Интегрированное занятие для детей 6-7 лет "У лукоморья дуб зеленый"»
Интегрированное занятие для детей 6-7 лет
(Ознакомление с художественной литературой + Художественное творчество (лепка) на тему: ,,У лукоморья дуб зеленый ” по мотивам поэмы А.С.Пушкина ,,Руслан и Людмила’’
Тема: ,,У лукоморья дуб зеленый”
Цель:- закрепить с детьми прочитанные сказки А.С.Пушкина, познакомить с новым произведением, способствовать запоминанию общеупотребительных пушкинских строк наизусть.
-учить детей создавать коллективную пластическую композицую по мотивам литературного произведения, совершенствовать технику лепки
-развивать интерес, желание услышать сказки Пушкина ещё раз; развивать способность к композиции
-воспитывать коммуникативные навыки; стремление к сотрудничеству и сотворчеству
Материалы: пластилин в брусках, стеки, пластиковая бутылка, трубочки для коктейля, досочки для лепки, спичечный коробок, бусинки, бисер, пайетки , стразы, шишка , упаковка из под сока, пара коричневых карандашей.
Ход занятия:
1.Орг.момент : Знакомство с детьми методом тактильного контакта: ,,Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Вставайте в круг, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Приготовьте ваши ладони, я буду прикасаться к ним своими ладонями и называть моё имя, а вы ваши имена.
Ребята, представляете, иду сегодня в сад, а мне почтальон даёт письмо. Вам интересно, что там написано? (воспитатель читает)
Вос-ль: ,,Здравствуйте ,дорогие ребята! Пишут вам сотрудники музея. Мы собирались устроить выставку по сказкам А.С.Пушкина, но неожиданно экспонаты нашей выставки пропали.
Помогите нам, пожалуйста, в нашей беде”
Здесь ещё портрет какого-то человека. Дети, а вы знаете, кто это?
(показать портрет великого писателя и поэта)
Педагог предлагает послушать отрывки из произведений и сказать, из каких они сказок.
Зачитывает отрывки: ,,Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком. Кабы я была царица, -говорит одна девица, то на весь крещёный мир приготовила б я пир…
(,,Сказка о царе Салтане…”)
…Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу…
(,,Сказка о попе и о работнике его Балде”)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря
Они жили в веткой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(,,Сказка о рыбаке и рыбке”)
…Месяц, месяц, мой дружок!
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий
Аль откажешь в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей…
(,,Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”)
Затем педагог рассказывает детям о том, что когда Александр Сергеевич Пушкин был маленьким , у него была няня, которую звали Арина Родионовна. Она мастерски умела рассказывать сказки, знала много народных поверий ,пословиц и поговорок .Маленький Саша заслушивался её рассказами и сказками ,а когда вырос, записал их в стихотворной форме .В сказках Пушкина есть добрые и злые силы, которые вступают в борьбу между собой. К счастью , добро всегда побеждает зло.
Далее педагог спрашивает: «Дети ,а какая из сказок Пушкина вам особенно понравилась и почему ,какие герои вам наиболее симпатичны?»
(выслушивает рассказы детей)
Затем воспитатель говорит: «В поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» рассказывается об одном сказочном местечке, где собрались все мыслимые и немыслимые сказочные существа. Назвал автор это место Лукоморьем.
(от слова «лука»-берег, выдающийся далеко в море, похожий по форме на натянутый лук)
Сегодня я хочу познакомить вас с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила»А .С.Пушкина, который называется «У лукоморья дуб зелёный…»
Зачитываю фрагмент:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом
Идёт направо - песнь заводит
Налево-сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданых зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны,
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных
И с ними дядька их морской:
Там королева мимоходом
Пленяет грозного царя:
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря:
В темнице там царевна тужит;
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабой-Ягой
Идет, бредет сама собой
Там царь Кощей над златом чахнет
Там русский дух…Там Русью пахнет!
И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел и кот учёный
Свои мне сказки говорил…
Педагог предлагает детям слепить свой сказочный остров, на котором стоит могучий дуб с золотой цепью (по которой ходит кот учёный)и раскидистыми ветвями (на которых сидит русалка).И леший там бродит. И где-то там спрятался ларец со златом.
Затем воспитатель показывает пластиковую бутылку и просит детей подумать, как этот самый обыкновенный предмет можно превратить в сказочный дуб. В ходе совместного обсуждения дети приходят к решению покрыть бутылку слоем пластилина , воткнуть в бугристую кору трубочки для коктейля и налепить на них листочки.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
Затем лепим златую цепь :колечки из жёлтого пластилина вдеваем друг в друга.
Затем кот учёный :лепка кота рациональным способом с передачей движения(ходит по цепи)
И днём ,и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Для туловища кота катаем толстую «колбаску»(цилиндр),надрезаем стекой с двух сторон,чтобы получились четыре лапы,изгибаем туловище дугой.Для головы лепим шар,добавляем ушки,оформляем мордочку.Прикрепляем голову к туловищу. Лепим хвост в виде колбаски, присоединяем к туловищу, поднимаем «трубой».
Там чудеса:там леший бродит,
Лешего можно смастерить из шишки.Добавляем детали из пластилина:короткие лапки,косматые волосы-жгутики из пластилина и другие детали-глаза ,нос,рот,бороду.
Русалка на ветвях сидит…
Лепим русалку конструктивным способом - из отдельных частей. Хвост в виде большого конуса, снизу прикрепляем плавник другого цвета (который вырезали из расплющенного кусочка пластилина).Туловище лепим в виде маленького короткого усечённого конуса, соединяем хвост и туловище. Катаем одинаковые столбики-ручки. Голова-шар(или яйцо),прическа-каскад из пластиковых жгутиков .Чешуя на хвосте это бусинки, бисер или пайетки.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон , без дверей.
Коробку из-под сока превращаем в избушку на курьих ножках.Заранее делаем надрезы,чтобы получилась крыша. Крышу покрываем ,,соломой”из пластилиновой лепёшки. Выкладываем брёвнышки: катаем много столбиков, выравниваем их по стенке(лишнее отрезаем стекой)и прикрепляем на стены. Не забудем и про курьи ножки” (например ,можно использовать старые цветные карандаши коричневые)
Там царь Кощей над златом чахнет:
Там русский дух…Там Русью пахнет…
Мастерим для Кощея кованый ларец. Берём спичечный коробок,отрезаем верхнюю часть по трем сторонам,получается открывающаяся крышка,,ларца”.Покрыли ларец слоями пластилина и ставим металлические заклёпки(бусинки,стразы,пайетки).Наполняем его золотыми и серебряными монетками.
Педагог предлагает детям договориться между собой, кто кого и что будет лепить. Помогает распределить работу и на условной схеме-плане коллективной композиции пишет печатными буквами имена детей:
-дуб, избушку на курьих ножках лепят , объединившись в пары
Распределив объём работы , дети выбирают материалы ,садятся на места и приступают к работе .Вос-ль помогает советами ,наводящими вопросами ,напоминает строчки из поэмы .Дети ,которые быстро подготовили
своего сказочного героя , могут помочь тем ,у кого ещё не готова работа.
За 5 минут до конца занятия дети начинают переносить своих сказочных персонажей к Лукоморью и размещают в соответствии с сюжетом.
В конце занятия рассматривание коллективной композиции и завершение оформления и повторное чтение текста ,,Лукоморье”А.С.Пушкина с участием детей.