Дидактические игры как средство экологического воспитания
Дидактические игры как средство экологического воспитания
Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на занятиях по экологии часто используется дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Дидактические игры используются на занятиях в качестве его составной части или вместо нее. В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, где с детьми проводим комплексные занятия, игры, организуем практическую и исследовательскую деятельность.В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно беречь и защищать природу.
В данной методической разработке содержится собрание игр, направленных на более понятное изучение и повторение многих экологических тем, которые необходимо знать ребенку старшего дошкольного и школьного возраста. Методическая разработка рассчитана на возрастную категорию детей от 6 до 8 лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры как средство экологического воспитания»
КГКП «УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭКОБИОЦЕНТР»
АКИМАТА ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
Методическая разработка
тема: Дидактические игры как средство экологического воспитания
Автор-Составитель:
Саранчина А.П.
Педагог дополнительного образования,
методист по ОМР
Усть-Каменогорск, 2016 г.
Пояснительная записка
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника-это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту). Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи.Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на занятиях по экологии часто используется дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Дидактические игры используются на занятиях в качестве его составной части или вместо нее. В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, где с детьми проводим комплексные занятия, игры, организуем практическую и исследовательскую деятельность.В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно беречь и защищать природу.
В данной методической разработке содержится собрание игр, направленных на более понятное изучение и повторение многих экологических тем, которые необходимо знать ребенку старшего дошкольного и школьного возраста. Методическая разработка рассчитана на возрастную категорию детей от 6 до 8 лет.
Экологические игры
Игра «Пищевая цепочка»
Цель: развитие способности тонко понимать значимости пищевой цепи в природе, стимулирование воображения.
Перед началом игры распределите между детьми следующие роли: Солнце (1 человек); Трава (6 человек); Мышки (3 человека); Лиса (1 человек).
Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» Траве - по 2 печенья каждой Травинке. Одно печенье каждая Травинка съедает - эта часть полученной от солнца «энергии» расходуется на поддержание жизненных процессов растения, а второе - передает Мышкам. Таким образом, каждая Мышка получает тоже по два печенья. Часть «энергии» (одно печенье) Мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) - отдает Лисе. Таким образом, у Лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» Лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет съесть Лису.
Игра «Паутина жизни»
Цель:понять значимость каждого из компонентов природы между собой.
Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок веревки и называет одно из растений или животных леса, например, «береза». Ведущий задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок веревки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец бечевки. Ведущий задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-короед». Далее ведущий задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только пищевым, но и не пищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды (дуб)»?; «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и вода)». К концу игры все дети оказываются опутанными веревкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.
Игра «Пирамида жизни»
Цель:определение важности каждой части экологической пирамиды и ее устойчивости.
Для этой игры требуется не менее шести игроков. Раздайте детям по листочку бумаги и попросите каждого в тайне от других написать название какого-нибудь животного или растения вашей местности. Игроки должны будут сделать пирамиду, но не говорите им об этом до тех пор, пока не соберете все листочки. Теперь начинается самое интересное: «Откуда Земля получает энергию? - От Солнца! - Правильно. А какие формы жизни первыми используют эту энергию? - Растения! - Правильно. А сейчас мы построим с вами пирамиду. Растения будут располагаться внизу, потому что все животные прямо или косвенно используют их для своего питания. Все «растения» должны присесть и выстроиться в линию - близко друг к другу. Теперь я прочитаю вам названия животных, написанные на листочках, а вы скажите мне - кто из них травоядное, а кто - плотоядное. Все «травоядные» становятся в ряд, расположенный позади «растений». А все «плотоядные» - встают на скамейку и образуют ряд позади «травоядных».
Почти всегда в группах верхнего уровня бывает больше детей, чем в группе растений; гораздо интереснее быть медведем или лосем, чем одуванчиком или мышкой. Однако, при таком большом количестве желающих быть наверху пирамиды (и, соответственно, незначительном количестве желающих быть у ее основания!) очень трудно построить устойчивую пирамиду. (Собственно говоря, образовавшуюся геометрическую фигуру вообще нельзя назвать пирамидой!) Предложите некоторым хищникам «понизить свой статус». Пусть дети сами перестроят свою пирамиду так, чтобы она могла обеспечить пищей всех своих членов. Естественно, чем выше уровень пищевой пирамиды, тем меньше там должно быть число членов этого уровня. Продемонстрируйте важность растений, убрав одно из них из основания пирамиды.
Игра «Семена»
Цель: определение благоприятных и неблагоприятных факторов, влияющих на произрастание растений.
В процессе этой игры ваши дети смогут составить себе представление о том, какой случайностью является прорастание семечка, а также изучить, что нужно семенам для роста. Перед началом занятия напишите названия благоприятных и неблагоприятных факторов, перечисленных выше, на маленьких полосках бумаги. Кроме того, напишите слова «семена клена» не менее чем на 2 полосках. Затем сложите все листочки в шапку.
Поговорите с детьми о том, что нужно семенам для прорастания (вода, солнечный свет, хорошая почва и теплые весенние дни). Объясните, что большая часть семян так никогда и не прорастет, потому что попадет в такие места, где нет вышеперечисленных условий. Даже если семечко попадет в такое место, где оно сможет взойти, проросток может очень быстро погибнуть. Его может съесть олень, другие животные, пробегая, могут сломать его и т.д.
В этой игре два или несколько человек будут играть роль семян клена. Все остальные будут играть роли благоприятных и неблагоприятных факторов. (Прочитайте список этих факторов и решите с детьми, какие относятся к благоприятным, а какие - к неблагоприятным.) Объясните детям, что задачей игры является «приземление» «семян клена» в такие места, где нет неблагоприятных факторов, зато есть условия, которые необходимы семенам для роста. Но, как и в реальной жизни, место, где приземлятся «семена клена», определит случай.
Отведите детей на большой открытый участок: это может быть большая комната или площадка на улице. Обозначьте 4 базы, расположенные на равном расстоянии друг от друга. (Если вы играете в комнате, для этого подойдут 4 угла комнаты.) Затем предложите каждому ребенку вытащить из шапки листок бумаги с обозначением роли, которую он будет играть. Скажите детям, чтобы они хранили свои роли в секрете и отдали вам листочки, чтобы вы могли использовать их еще раз.
Теперь начинайте игру. Медленно считайте до десяти, а дети в это время могут бегать между базами (в любом направлении). Когда вы скажите «десять», все играющие должны остановиться, а затем быстро подойти и встать около ближайшей базы. (Надо сделать так, чтобы все дети не собирались вокруг одной или двух баз.)
После того как все подойдут к своим базам, попросите детей, играющих роль семян клена, поднять руки. Те группы детей, в которых не оказалось семян клена, не могут стать победителями - они представляют те места, где не приземлились семена. Затем выясните, какие роли играют дети в тех группах, где оказались семена клена. (Если оба «семечка» приземлились в одной и той же группе, все в порядке.) Если в этой группе имеется один или два неблагоприятных фактора, группа считается проигравшей. Hо если в группе нет неблагоприятных факторов, зато есть хотя бы один из благоприятных факторов - эта группа выиграла. Когда вы будете объявлять, какая группа стала победителем, подчеркните тот факт, что ребенок, играющий роль кленового семечка, «приземлился» в нужном месте совершенно случайно. То же самое происходит с семенами и в природе.
Возможно, вам придется сыграть в эту игру несколько раз, пока, наконец «семечко» не приземлится в нужном месте. Перед началом новой игры скажите детям, чтобы они сложили свои листочки в шапку, а затем вытащили себе новые роли. (Для того чтобы группе легче было выиграть, вы можете убрать один или два неблагоприятных фактора и добавить несколько благоприятных факторов.)
Игра «Найди своего детеныша»
Цель: научиться распознавать запахи, тренировка памяти, работа с ассоциациями.
Для этой игры вам потребуются контейнеры для распознавания запахов – коробочки от фотопленки или киндер-сюрпризов, содержащие кусочки ваты, смоченные различными ароматическими веществами (духами, маслами, эссенциями и т.д.)
Разделите класс на две команды. Объясните, что дети одной команды будут животными-мамами, а дети другой - их детенышами. Расскажите детям, что каждый вид живых существ имеет свой особый запах, отличающийся от запаха всех других животных. Скажите также, что каждая мама инстинктивно знает запах своего чада.
Предложите «мамам» встать в одном углу комнаты, а «детенышам» - в другом. Дайте каждой «маме» контейнер и попросите запомнить его запах. Затем соберите контейнеры, перемешайте их и раздайте «детенышам». Объясните, что теперь каждая «мама» должна попытаться по запаху найти своего «детеныша». (Пусть ребята из команды «детенышей» стоят в ряд, держа раскрытые контейнеры перед собой, - так «мамам» будет удобнее вести поиск.) После того как все «мамы» найдут своих «детенышей», проверьте номера контейнеров, чтобы убедиться в правильности выбора. Затем предложите командам поменяться ролями и повторить игру.
Игровой прием «Яблоко»
Цель: определить из каких частей состоит наша планета, стимулирование воображения.
Возьмите в руку яблоко и скажите: «Все яблоко - это наша Земля. Три четверти поверхности суши занимает вода. (С этими словами разделите яблоко на четыре части и три из них уберите.) Одна четвертая поверхности Земли - суша. Если разделить четвертушку на две восьмушки, то одна восьмая поверхности Земли представляет ту сушу, на которой почва практически отсутствует. Это - Антарктида, высокие горы, пустыни и т.д. Оставшаяся одна восьмая покрыта почвой, но часть этой территории занята городами, поселками, дорогами и т.д. Если эту восьмушку разделить еще на четыре части, то только одна часть будет представлять собой ту поверхность суши, которая покрыта плодородными почвами. Но почва - это очень тонкий слой земной коры. Чтобы представить, сколько плодородной почвы на Земле, надо срезать тонкую кожуру яблока».
Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»
Цель: наглядно продемонстрировать количество воды на планете. Объяснить, что произойдет если не рационально использовать водные ресурсы.
Продемонстрируйте детям большую емкость с водой. Скажите, что в банке - вся вода, имеющаяся на Земле, - и пресная, и соленая. Попросите детей перечислить все водные объекты нашей планеты, содержащие как пресную, так и соленую воду. Отлейте часть воды в стакан объемом 200 мл, продемонстрируйте его и скажите, что в стакане - вся пресная вода, которая имеется на Земле (лед, снег, подземные воды, воды рек, озер, болот и т.д.) Отберите воду из стакана пипеткой, капните 2-3 капли и скажите, что вы забрали всю воду, находящуюся в реках, озерах и болотах всего мира.
Игра «Вода-почва»
Цель: изучить состав почвы и ее влияние на рост растений.
Разделите детей на две группы и выстройте в две шеренги на расстоянии двух метров друг от друга. Одна шеренга - это «почва», другая - «капельки воды».
• Первая часть игры - почва песчаная: Дети, изображающие почву, встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По сигналу ведущего «капельки воды» должны пройти сквозь строй «почвы» и остановиться. Ведущий задает вопросы: «Легко ли капелькам воды просочиться сквозь песчаную почву? Успевают ли растения, растущие на такой почве, насытиться водой?»
• Вторая часть игры - почва глинистая: Дети, изображающие почву, встают, плотно прижавшись друг к другу. «Капельки воды» должны просочиться сквозь строй «почвы». Если дети, изображающие почву, стоят плотной стеной, сделать это удастся немногим. Ведущий снова задает те же вопросы
• Третья часть игры - почва садовая: Дети, изображающие почву, встают на расстоянии согнутого локтя. «Капельки воды» снова просачиваются через «почву». Затем дети отвечают на те же вопросы.
После игры поговорите о скорости проникновения воды сквозь разные типы почв.
Игра «Неприродная тропа»
Цель: объяснить что такое защитная окраска животных, продемонстрировать в игре, выяснить какие преимущества имеет защитная окраска.
Выберите тропу длиной 10 - 15 м и расположите в непосредственной близости от нее предметы искусственного происхождения (10-15 штук). Некоторые из них должны быть заметны сразу же (электрические лампочки, надувные шарики). Другие должны сливаться с окружающей средой, чтобы их было труднее обнаружить. Держите в секрете от детей количество предметов.
Дети проходят по тропе по одному, пытаясь обнаружить (не поднимая) как можно больше предметов. Когда каждый доходит до конца тропы, сообщает вам (на ухо), сколько предметов он заметил. Если никто не увидел всех предметов, то объявите, сколько было замечено, и скажите, что их было на самом деле больше. Предложите детям пройти тропу еще раз.
Закончите игру обсуждением того, как защитная окраска помогает животным спрятаться. Затем предложите детям поискать мелких животных с характерной защитной окраской (насекомых, пауков и т.д.).
Игра «В некотором Царстве…»
Цель: определение в виде игры составляющих живой природы.
В разных углах игровой площадки разложите карточки со стилизованными изображениями трех Царств живой природы – растений, животных и грибов. Раздайте детям картинки с изображением различных живых существ и скажите, что с помощью волшебной фразы они будут превращаться в «жителей» разных Царств живой природы. После ваших слов «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были замечательные существа!» каждый ребенок «превращается» в то живое существо, которое изображено на его картинке: грибы – садятся на корточки и сцепленные ладони кладут на голову; растения – стоят на месте, покачиваясь из стороны в сторону; животные – передвигаются, издавая характерные звуки (чик-чирик, и-го-го, ква-ква и т.д.). Затем, после фразы «Раз, два, три - в свое Царство беги!», все разбегаются по соответствующим Царствам. Обязательно проверьте правильность выбора Царства каждым ребенком и обсудите ошибки.
Игра «Микропоход»
Цель: определить что окружает нас на расстоянии 1,5 метров. Провести познавательную беседу на тему «кого я встретил на своем пути..»
«Микропоход» - очень короткая экспедиция вдоль шнура длиной 1 – 1,5 метра. «Путешественники», вооружившись лупами, проходят маршрут сантиметр за сантиметром, рассматривая такие природные чудеса, как травинки, жуков, паучков и др.
Начните игру с того, что попросите каждого ребенка положить свой шнур на самый интересный, с его точки зрения, участок земли. Раздайте детям «волшебные» увеличительные стекла, которые позволят им превратиться в муравьев, путешествующих по лесному миру в миниатюре. Чтобы стимулировать работу детской фантазии, можете задать такие вопросы: «Как выглядит мир, по которому вы сейчас путешествуете? Кто ваши ближайшие соседи? Вы дружите с ними? Много ли они трудятся? Что собирается сделать этот паук - съесть вас или прокатить на себе? Куда спешит этот жук в отливающем металлом одеянии?»
В самом начале скажите детям, чтобы они не поднимали лупы выше 30 см от земли.
Игра «Кто я?»
Цель: коллективная игра, повторить названия животных и их особенности.
Прикрепите картинку с изображением какого-нибудь животного к спине одного из детей. (Ребенок не должен знать, что на ней изображено!) Попросите его повернуться спиной к остальным детям, чтобы они могли увидеть картинку. Задача ребенка – выяснить, в какое животное он «превратился». Для этого он должен задавать остальным детям вопросы, на которые те могут отвечать только «да», «нет», «может быть».
Игра «Определение предмета»
Цель: тренировка внимательности и внимания, определение кустарников и деревьев.
Придя на место проведения игры, соберите образцы листьев, цветов и семян деревьев и кустарников - всего 7-10 предметов. Разбейте группу на две равные команды. Выстройте их лицом друг к другу в 10 метрах друг от друга. Разложите предметы на земле в ряд между командами. Команды должны рассчитаться так, чтобы у каждого игрока в каждой команде был свой номер - №1, №2, №3 и т.д.
Когда команды будут готовы, произнесите название дерева или кустарника, частью которого является один из лежащих на земле предметов, а затем назовите номер игрока. (Чтобы внести элемент неожиданности, называйте номера не по порядку.) Например, «Следующее растение - дуб, а номер - 3!».
Как только игроки под номером 3 услышат свой номер, они должны подбежать к образцам на земле и, стараясь опередить друг друга, найти дубовую веточку (лист, кусочек коры, желудь). Победивший игрок приносит своей команде два очка. В случае ошибки команда теряет 2 очка.
«Экологический кодекс жителей Земли»
Цель: формирование экологичности мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с природой.
Участникам предлагается провести «мозговой штурм» и совместно выработать «Экологический кодекс жителя Земли». На первом этапе фиксируются все предложения, сколь «неудачными» они бы не казались. Затем каждое из них оценивается участниками, выстраивается порядок положений Кодекса, «шлифуются» формулировки. В конце упражнения Кодекс обсуждается и дополняется участниками.
«Канюки и мыши»
Цель:иллюстрация взаимодействия «хищник – жертва».Иллюстрация внутривидовой конкуренции. Иллюстрация антропогенного воздействия на природу.
Из группы выбираются два человека «хищника» (например канюк). Все остальные дети – «мыши-полевки» или другие растительноядные мелкие млекопитающие.На земле или на полу рисуется «поле» – круг большого диаметра.
На «поле» рассыпаются спички – это «колоски». Вокруг поля каждая «мышь» обозначает себе «норку». Задача «мышей» – натаскать себе в «нору» как можно больше «колосков», причем за 1 «ходку» «мышь» может принести только один «колосок».
«Канюки» охотятся за «мышами». Причем они имеют право схватить только движущуюся «мышь» и только в пределах «поля». «Мышь», замирая на поле, не может стать добычей. Каждый «канюк» складывает свою добычу в свое «гнездо». Игра продолжается до тех пор, пока не останется 1 или 2 «мыши» (в зависимости от числа играющих).
В конце концов, проводится анализ результатов.
1. Выясняется, какой из «канюков» более удачливый или сильный (у кого больше улов).
2. Выясняется самая ловкая «мышь» (та, которую не поймали).
3. Выясняется негативное антропогенное воздействие на природу. Оказывается, что «мыши», «съевшие» помеченные «колоски», съели растения, отравленные пестицидами, что негативно скажется на их потомстве, то же самое произойдет и с «канюками», съевшими таких «мышей».
Результаты игры можно обсуждать и интерпретировать по-разному, в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой ведущий.
«Зайцы» и «ресурсы»
Цель: иллюстрация изменения численности популяции.
Участники разбиваются на 2 равные команды (например: 15 и 15 человек) Обе команды выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. Одна команда – «зайцы», другая – «ресурсы».
Участники игры договариваются между собой об условных обозначениях ресурсов. Например, предлагается три вида ресурсов: вода, еда и жилище. Каждый «ресурс» до начала каждого тура игры задумывает, кем он будет (водой, едой или жилищем). Каждый «заяц» задумывает, что ему необходимо для жизни. Никто, ни «зайцы», ни «ресурсы» не делится с окружающими тем, что он задумал.
Ведущий командует: «Пошел первый год жизни популяции зайцев. Ресурсы, покажите, кто вы?
«Ресурсы» демонстрируют условные обозначения. Далее ведущий командует: «Зайцы», вперед!» и хлопает в ладоши. Команда «зайцев» устремляется к «ресурсам» и выбирает себе того, кого заранее задумал. Причем каждый «заяц» может утащить только одного «ресурса». Схваченные «ресурсы» переходят в команду «зайцев» и превращаются в них. Те же «зайцы», которым ничего не досталось, переходят в команду «ресурсов» и превращаются в них. В это время на доске или на плакате ведущий на заранее нарисованном графике отмечает численность «зайцев» и «ресурсов».
Важно, чтобы играющие не жульничали, а выбирали тех, кого заранее задумали. Игра проводится в несколько туров.
В конце на доске получается график колебания численности популяции «зайцев» и колебания численности «ресурсов». Этот график можно объяснить и интерпретировать по собственному желанию.
«Совы и дупла»
Цель: объяснить о необходимости старых деревьев для жизни многих обитателей леса.
Для этой игры дети делятся на 3 группы с одинаковым количеством участников.
Каждая группа – семья сов, которая живет в своем дупле (им может быть дерево или другой объект).
Ведущий рассказывает о жизни сов (о том, что они ведут активный образ жизни ночью, что питаются мышами, что могут устраивать жилище только в дуплах старых деревьев).
После предлагается вылететь совам из своих жилищ на охоту. Все имитируют охоту. Вдруг ведущий становится лесорубом и срубает старое дерево с дуплом. Играющие должны как можно скорее занять оставшиеся 2 дупла. В дупле не может жить сов больше, чем было изначально в группе.
Оставшиеся совы остаются без дупла и выходят из игры.
В процессе игры идет объяснение необходимости старых деревьев для жизни многих обитателей леса.
«Каждой твари по паре»
Цель: объяснить с помощью игры как животные находят друг друга
1 вариант.
Необходимо иметь несколько пар коробочек, в которые кладутся предметы или крупа одинакового количества и размера.
Например, в паре коробочек лежат 5 горошин, в другой паре – 10 рисовых крупинок и т.д.
Все коробочки раздаются играющим, которые не знают, что в них находится. По звуку в коробочке играющие находят своего партнера.
2 вариант
Возможно использовать одинаковые предметы, издающие одинаковый звук. У игроков завязаны глаза.
«Ключ к животному или растению»
Цель: закрепление материала по зоологии и ботанике.
В каждой десятке карточек описываются признаки одного зверя, птицы или растения. Всего выбирается три вида.
Для большего количества играющих можно взять 40 карточек.
Все карточки перемешиваются и раздаются игрокам по 1-2. Игроки должны собрать правильно карточки.
«Лесные детективы»
Цель: развивать логическое мышление, развитие творческих навыков.
Самый простой вариант, когда в начале маршрута каждый участник получает маленькие карточки с заданиями такого типа:
- найти во время экскурсии самый приятный или резкий, неожиданный, незнакомый, вкусный и т.п. запах;
- самый громкий или мелодичный, странный, удивительный и т.п. звук ;
- самую гладкую или шершавую, мягкую, бугорчатую и т.п. поверхность какого-нибудь природного объекта.
Конечно, брать с собой этот объект совсем не обязательно, можно зарисовать, записать.
Результаты поисков "детективов" по окончании экскурсии выслушивает вся группа, и наиболее оригинальные находки мы оставляем в коллекцию.
Если конечной целью этой игры ставится поиск "лесного клада", то обычная экскурсия превращается в настоящее приключение. Цепочка сенсорных загадок и ключевых подсказок приведет настойчивых следопытов к загадочному кладу.
«Найди пару»
Цель: определить пару название –изображение. Развитие внимательности.
Игровой прием весьма простой - классификация множества по определенному признаку. Тематика любая, вариантов игры очень много. Суть - в правильном выборе названия (растения, животного, местности и т.п. ) к соответствующему изображению ( рисунок, фотография) или предмету ( плоды, листья, семена, следы жизнедеятельности и т.п.). Либо, поиск парных карточек. Тематическое содержание будет зависеть от планируемой познавательной задачи.
Примеры наших игр из этой серии:
"СЛЕДОПЫТЫ" - карточная игра, где игроки (до 10 чел.) имея "фотографии" следов животных на снегу должны подобрать из общей колоды соответствующие карточки-рисунки зверей.
"СОБЕРИ ДЕРЕВО" - к карточке с изображением листа дерева надо найти плод этого же дерева.
"КТО ЭТО?", "ЧТО ЭТО?" - к карточкам-рисункам околоводных животных и растений подобрать соответствующее название.
"НАЙДИ ПАРУ ПО ЗВУКУ (по запаху)" - четному количеству участников (до 20 чел.) раздать одинаковые коробочки (удобно от фотопленки) с разным звуковым содержанием с целью найти своего "парного" партнера. Другой вариант, когда двум группам детей раздается одинаковый набор звучащих предметов, каждому играющему с закрытыми глазами - один предмет. Поиск парных звуков проводится участниками не открывая глаз.
«Схваченная тень»
Цель:развитие творческих способностей, определение зарисованных теней.
Выберите для проведения этого занятия солнечный день. Объясните детям, что вы познакомите их еще с одним способом самовыражения посредством «фиксации» теней.
Приведите детей на поляну и предложите им разбрестись по ней в поисках интересных теней, отбрасываемых природными объектами. Продемонстрируйте им, как следует зарисовывать тени: лист бумаги помещается так, чтобы на него падала тень объекта, а затем карандашом обводится силуэт этой тени. На обратной стороне листа можно написать, тень какого объекта изображена.
Пусть учащиеся покажут друг другу зарисовки теней. Объясните, что каждая работа уникальна, поскольку дает представление не только о природном объекте, но и о человеке, наблюдавшем его.
Примечание: Будет лучше, если вы поможете детям выбрать небольшие объекты (цветы, травы) или части крупных объектов (ветку дерева) так, чтобы объект уместился на листе бумаги.
«Конкурс плакатов»
Цель: возможность проявить фантазию, овладеть некоторыми дизайнерскими приемами и навыками творческой работы в коллективе
Поговорите с детьми о том, насколько низка эффективность стандартных призывов «Берегите лес от пожара!» на фоне изображений горящих деревьев и убегающих животных. Объясните, что если человек выбирает плакат как способ привлечения внимания других людей к какой-то проблеме, то он должен не только придумать для своего плаката оригинальный текст, но и предложить яркое и выразительное дизайнерское решение.
Разделите детей на несколько групп. Скажите, что каждая группа будет заниматься изготовлением плаката, призывающего к осторожному обращению с огнем в лесу. Предложите детям самим придумать какой-нибудь лозунг или, например, подобрать (сочинить) подходящее четверостишие на эту тему. Если же на этом этапе дети будут испытывать затруднение, то напишите на доске два утверждения и предложите использовать их при создании плаката:
• ИЗ ОДНОГО ДЕРЕВА МОЖНО ИЗГОТОВИТЬ 3 000 000 СПИЧЕК
• ОДНОЙ СПИЧКОЙ МОЖНО СЖЕЧЬ 3 000 000 ДЕРЕВЬЕВ
Для работы детям понадобятся листы ватмана, краски, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага. Обязательно приготовьте кипу старых журналов – картинки из них могут пригодиться при создании коллажей. Не забудьте про природные материалы и, конечно, про пару коробков спичек!
«Природные духи»
Цель: приготовление «Природных духов» определяя состав и название, развитие творческих способностей.
Это занятие надо проводить на природе. Предложите детям создать свои собственные природные «духи», используя для этого только природные материалы и не тревожа живых существ.
В качестве примера можете дать такой запах:
почва + сосновые иглы + солнечный свет = запах прогретых солнцем хвоинок и земли.
Каждый ребенок должен придумать название для своих «духов» и объяснить, что этот запах собой представляет. Дайте детям пять минут для обследования территории и выбора своих запахов.
Усадите детей в круг и предложите оценить все ароматы, передавая образцы от одного к другому. Поговорите о невероятном многообразии запахов природы, которое мы в спешке не всегда успеваем заметить и оценить.
Можно, конечно, «составлять» ароматы и в помещении, построив занятие таким образом, чтобы дети не столько тренировали свои носы, сколько развивали свою фантазию. В этом случае отпадает необходимость в сборе образцов и появляется возможность использовать для создания теперь уже «виртуальных духов», такого аромата, как, например, «запах листьев дуба, растущих на самой макушке». В этом случае придется поработать и над оригинальным названием для изобретенного запаха. Вот, к примеру, рецепт духов «Отрада крота»: корень + грибница + жирная личинка + рыхлая почва.
«Природа в моей жизни»
Цель: формирование у участников представлений друг о друге; получение первого опыта публичного самоанализа, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего игрового процесса; создание единого группового эмоционального настроя.
Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание «Природа для меня...» («Природа в моей жизни...»). После того как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Строго придерживаться своих записей не обязательно.
Примечание. Можно попросить участника предложить повторить свой рассказ тому человеку в группе, кто, по его мнению, наиболее внимательно его слушал. Закончить упражнение высказываниями в кругу — насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием.
«Тотем»
Цель: идентификация с природным объектом, ощущение своей включённости в мир природы.
Ведущий рассказывает участникам об индейских тотемах.
Тотем — это природный объект (животное, растение, солнечный луч, облако, дождевая капля и т.д.), который по легендам индейцев защищает и поддерживает человека, становится его другом и покровителем на всю жизнь.
Каждому участнику предлагается хорошо подумать и выбрать себе природный тотем. Затем прочесть о нём в справочнике, написать небольшой рассказ, нарисовать его. Участники обмениваются рассказами о своих тотемах, запоминают тотемы друг друга.
«Мир кролика и мир муравья»
Цель: развитие идентификации с живыми существами, приобретение опыта новых ощущений.
Участникам предлагается разместиться широким кругом, присесть и представить себя кроликами. Следует передвигаться кроличьими прыжками, нюхать землю, воздух.
Может быть, пахнет опасностью?
Где здесь можно спрятаться?
Надо внимательно рассмотреть почву и растения, возможно, удастся заметить каких-нибудь насекомых, следы и т.д.
Что здесь может быть съедобным?
Затем участникам предлагается пригнуться ещё больше и представить себя муравьями.
Как изменилось восприятие мира по сравнению с миром человека и миром кролика? Чтобы ещё лучше почувствовать мир муравья, надо воспользоваться лупой.
Откуда теперь можно ждать опасности?
Где спрятаться?
Что можно съесть?
Далее участникам предлагается за следующие пять минут собрать коллекцию предметов из мира муравья, разместив их на монетке. Следует воспользоваться лупой и пинцетом.
Собравшись в круг, участники обмениваются впечатлениями о мире кролика и мире муравья, сравнивают эти миры с миром человека, показывают друг другу свои коллекции на монетках.
Примечание. Необходимо позаботиться, чтобы почва не была слишком сырой.
«Музыкальные картинки»
Цель: развитие сопереживания по отношению к природным существам, расширение опыта восприятия живых существ, стимулирование воображения.
Группе для прослушивания предлагается запись музыкального отрывка. Каждому участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит такая музыка. Затем предлагается следующий отрывок.
Упражнение заканчивается обсуждением, в ходе которого участники стараются описать свои представления о том, в какой ситуации находится выбранное ими существо, какое у него настроение, что могло произойти с ним до этого и т.д.
Примечание. Не следует оценивать, насколько каждый выбор «соответствует» музыке. Оценка «успешности» или «неуспешности» того или иного результата, полученного кем-либо из участников в процессе упражнения, противоречит принципам организации игры.
«Жизнь камней»
Цель: развитие опыта ощущений, распространение партнёрского отношения и на неживую природу, тренировка воображения.
Участникам предлагается внимательно посмотреть на окружающие камни, почувствовать, какой из них ждёт, чтобы его подняли и заговорили с ним. Выбрав и подняв такой камень, участники собираются в круг.
Ведущий предлагает каждому узнать о жизни своего камня:
- рассмотрев его цвета и сосчитав их;
- прощупав шероховатые и гладкие места, определив, тёплый камень или холодный, лёгкий или тяжёлый;
- понюхав камень и определив его запах;
- послушав камень, постучав по нему ногтем.
Что может рассказать этот камень?
Всегда ли он лежал на этом месте?
Далее участникам предлагается представить, что они уменьшились до очень маленьких размеров так, что камень стал для них целой планетой.
Где на камне-планете можно построить дом?
А где образуется озеро?
Где будет посажен сад?
Это грязная планета или чистая? и т.д.
Затем участникам предлагается сложить камни вместе и найти среди них свой камень с закрытыми глазами.
Наконец, предлагается найти «ухо» своего камня и, закрыв глаза, шёпотом рассказать ему о себе: о школе, об учителе, о своих друзьях, о любимых растениях и животных, о чём-то секретном. Теперь нужно закрыть пальцем «ухо» камня, и всё, что было ему рассказано, будет им надёжно сохранено. Уходя, камень следует осторожно положить на место, где он был найден, и в той же «позе».
Примечание. Если есть возможность вернуться на это место, то участникам предлагается найти свои камни, послушать их рассказы о событиях последнего времени и самим сообщить на «ухо» новую информацию.
«Ателье мод»
Цель: развитие способности тонко понимать, ощущать особенности разных живых существ, развитие воображения, повышение значимости отношения к природе, идентификация.
Участникам предлагается выбрать двух максимально различающихся животных (маленький — большой, пушистый — гладкий, летающий — ползающий и т.п.). Затем необходимо для них разработать (придумать и нарисовать комплекты) одежды. Надо постараться, чтобы эта одежда подходила к внешнему виду животного, подчеркивала его достоинства, соответствовала характеру и «духу» животного, чтобы в ней было удобно вести тот образ жизни, который характерен для него. Упражнение заканчивается показом мод и обсуждением в кругу.
Примечание. В данное упражнение можно ввести «мозговой штурм» группы для выработки общих критериев, по которым следует вести разработку одежды.
«Зоологический балет»
Цель: идентификация с животными и растениями.
Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им, «переняв» его форму, движения, повадки, звуки и т.п. О своем выборе не объявляется. Надо ползать, прыгать, «летать», «расти», взаимодействуя при этом с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь.
В заключение участникам целесообразно предоставить возможность поделиться с группой своими ощущениями от упражнения.
Примечание. Часто случается, что несколько участников выбирают один и тот же природный объект. Это совершенно нормально, эффективность упражнения от этого нисколько не снижается, скорее наоборот: обсуждение получается более интересным.
«Экологические письма»
Цель: развитие способности понимать живые существа, стимулирование идентификации.
Участники делятся на пары. Вначале каждому предлагается выбрать для другого какое-то растение или животное, на которое, по мнению данного участника, чем-то похож его партнер.
Затем каждый участник пишет письмо (приблизительно на одну страницу) тому животному или растению, на которое он похож по мнению партнера. После этого письмо передается партнеру, и он становится на данное время этим животным или растением. Прочитав письмо, партнер пишет от имени животного или растения ответ участнику, пославшему ему это письмо, обращаясь к нему уже как к человеку.
Примечание. Выбор животного или растения для своего партнера сам по себе может выступать как игровая техника.
«Предупредительные знаки»
Цель: развитие понимания интересов и потребностей живых существ, самоанализ своего поведения по отношению к ним.
Участники получают задание придумать и нарисовать несколько предупреждающих или запрещающих знаков, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке, на улицах города. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений. Надо постараться, чтобы они не только несли информацию и были понятны другим, но и воздействовали на эмоциональную сферу людей. В конце упражнения участники делятся ощущениями, которые у них вызвали знаки, представленные другими.
«Экологическая этика»
Цель:формирование экологичности мировоззрения, расширение стратегий взаимодействия с миром природы, усвоение способов взаимодействия с живыми существами.
Консультируясь с ведущим, участники выбирают растения или животных, которые они теперь или в будущем собираются завести у себя дома с учетом своих условий, возможностей и симпатий. Также с помощью ведущего составляется список всего, что им следует подготовить, прежде чем животное или растение появится в их доме. Затем составляется этический кодекс содержания дома объектов живой природы, в котором отражаются свои обязательства, гарантии, ожидания и т.п. по отношению к избранному живому существу.
«Найди свой предмет»
Цель: развитие у детей тактильных ощущений.
Дети становятся в круг. У каждого участника в руке свой предмет, который они должны хорошо изучить руками, закрыв глаза. Затем предмет передается по кругу до тех пор, пока не возвращается к своему владельцу. Передача предметов происходит с закрытыми глазами.
Ожидаемые результаты
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 2006. - №1.
Ахромеев А.М. Формирование экологического мышления в курсах физической географии. //География в школе, 2005. - №6.
Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. - М.: Педагогика, 2003. – 374 с.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М, 2005. - 392 с.
Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 2006. – 145 с.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии
ребенка //Вопросы психологии. - 2006. - № 6.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 2004. – 178 с.
Груздев П.Н. и др. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. – М, 2005. – 427 с.
Жарков Г. В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр. - Владимир. 2006. – 377 с.
Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. – М, 2004. – 422 с.
Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. - М, 342 с.
Зубков Т. И. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов. - Екатеринбург, 2003. – 190 с.
Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа, 2006. - №8.
Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М, 2005. – 432 с.
Квасцова Л.С., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического образования школьников. //Биология в школе, 2004. - №3.
Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2006. - №6.
Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа, 2005. - №6.
Кузнецов В.Н. Программы: Экология. - М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: СОЮЗ, 2006. – 282 с.
Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 2005. - №3.
Назаренкова Г.Н. Коллективное игровое творчество как фактор нравственного воспитания учащихся. - Чебоксары, 2003. – 158 с.
Назаренкова Г.Н. Воспитательное взаимодействие в структуре игровой деятельности.– Чебоксары, 2002. – 190 с.
Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 2005. - №5.
Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. //Начальная школа, 2004. - №6.
Пидкасистый П.И. и др. Технология игры в обучении и развитии. – М, 2004. – 387 с.
Рожнов В. Е. Игровая терапия. – М, 2006. – 123 с.
Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. //Начальная школа, 2006. - №2.
Сорокоумова Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания. //Начальная школа, 2006. - №6.
Суравегина И.Т. Школьная экология: задачи и функции. //Биология в школе, 2005. - №3.
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение, 2005. – 378 с.