Значение трудового воспитания в жизни детей дошкольного возраста.
Значение трудового воспитания в жизни детей дошкольного возраста.
Интерес к труду, трудолюбие не даются человеку от природы, трудовые навыки и личностные качества закладываются с самого раннего детства. Великие педагоги К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в своих работах уделяли большое внимание трудовому воспитанию детей и часто затрагивали данную тему.
«Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе он должен быть одним из самых основных элементов», - считал А. С. Макаренко.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Значение трудового воспитания в жизни детей дошкольного возраста.»
Значение трудового воспитания в жизни детей дошкольного возраста.
Интерес к труду, трудолюбие не даются человеку от природы, трудовые навыки и личностные качества закладываются с самого раннего детства. Великие педагоги К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в своих работах уделяли большое внимание трудовому воспитанию детей и часто затрагивали данную тему.
«Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе он должен быть одним из самых основных элементов», - считал А. С. Макаренко.
В.А.Сухомлинский писал: «Нельзя забывать, что ребенок, не испытывающий радости от учения, не познавший чувства гордости после преодоления трудности - несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства- первостепенная задача педагогики»
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд способствует развитию внимания, мышления, сообразительности, умения планировать свою работу. Так же дети познают мир социальных отношений между людьми, получают знания о профессиях, об орудиях труда, приобретают навыки работы с ними.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, целеустремленностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить . Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. Именно поэтому тема трудового воспитания детей всегда будет оставаться актуальной.
Обучая детей навыкам самообслуживания, необходимо поощрять стремление малышей к самостоятельности, способствовать развитию инициативы. Воспитатель обязательно должен обращать внимание, как ребенок выполняет действие (завязывает шнурки, складывает вещи в шкаф и т.д ), это необходимо для того, чтобы у ребенка не проявлялась небрежность, неряшливость.
- хозяйственно-бытовой труд (уборка группы, комнаты, участка)
Любой труд ребенка следует поощрять, это способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых. Следует воспитывать у детей умение замечать непорядок в окружающей обстановке.
- труд в природе
Воспитывая любовь к труду, необходимо вызвать у детей желание работать в уголке природы, на участке.
- ручной труд (подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек)
Такой труд имеет большое воспитательное значение, так как приучает детей бережно относиться к игрушкам, книжкам, пособиям.
Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности детей:
- поручения (индивидуальные или совместные)
- дежурства
- коллективный труд
При организации труда детей необходимо решать следующие задачи:
- воспитывать привычку к постоянной занятости
- формировать положительное отношение к труду
- воспитывать бережное отношение к результатам труда
- приучать экономно расходовать материалы
- обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, учитывая их интересы и склонности
- формировать трудовые умения и навыки
Важно соблюдать определенные условия:
- необходимо учитывать возраст, физические возможности, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребенка
- четко и грамотно показывать приемы работы
- воспитывать уважение к людям различных профессий
* Труд рядом-трудятся вместе, но каждый выполняет свое дело.
* Коллективный труд-поручается общее дело, каждый выполняет свое действие с общим предметом.
Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека, начинает подражать им в игре, в реальной жизни, делая попытки мыть, стирать и т.д.
Воспитатель должен убедиться, что дети правильно понимают, что такое работа, что значит трудиться. Можно провести занятие в виде беседы на тему «Как живется в стране бездельников?». Воспитатель вводит детей в воображаемую ситуацию и предлагает рассказать, что можно увидеть в стране бездельников. Дополнить беседу полезно рассматриванием картинок и последующей их группировкой. На одних картинках изображены результаты безделья, на других - результаты труда людей (груда немытой посуды и аккуратно разложенная в шкафу чистая посуда; перекошенный забор и ровный, выкрашенный краской и др.). Можно предложить детям самим сделать выводы, что хорошо и что плохо, обосновать высказанное мнение.
На следующем занятии разговор можно продолжить, но главный акцент сделать уже на необходимости труда.
В повседневной жизни необходимо обращать внимание детей на пользу, которую приносит труд всех сотрудников детского дома (вкусный обед, чистая одежда, расчищенная от снега дорожка)
Полезно посвятить несколько бесед теме о происхождении профессии: когда и почему появились на Земле разные профессии; было ли такое время, когда профессий не было;
какие профессии появились раньше всего; появляются ли новые и почему; почему люди выбирают для себя ту или другую профессию; что нужно делать, если хочешь стать портным, машинистом, ученым, и др.
Можно провести дидактическую игру «Где какая нужна профессия». Цель игры - формирование представлений о соответствии профессии, потребности в ней.
Важно обратить внимание детей на качественную характеристику труда. Трудиться можно по-разному. Можно работать хорошо, добросовестно, творчески. Этот труд радует всех окружающих. О таких людях говорят: «Мастер своего дела, у него золотые; руки, ему можно доверить серьезное дело, он не подведет, он всегда все делает хорошо». Если человек с детства привык любое дело выполнять добросовестно, то он будет слышать о себе такие слова и когда станет взрослым. Но порой люди работают плохо, лениво. Например, строитель поленился, плохо сделал крышу в доме, пошел дождь, и вода залила потолок в доме. Портной шил пальто, и ему «не захотелось» пришивать пуговицы.
Нельзя пропускать любую возможность и для того, чтобы подчеркнуть творческое, любовное отношение человека к своему труду («Посмотри на эту вазу и попробуй рассказать о человеке, который ее расписал. Как ты думаешь, он хороший художник, он любит свою работу? Почему ты так думаешь?»). Если ребенок затрудняется, необходимо помочь ему, обращая внимание малыша на эстетическую сторону, на тщательность выполненного рисунка. Постепенно ребенок привыкает видеть за предметом человека, изготовившего его, учится смотреть на себя как на взрослого и привыкает к объективности оценки деятельности человека независимо от его возраста.
Трудовая деятельность одна из важных видов деятельности ребенка, которая дает ему возможность адаптироваться к миру взрослых, к окружающему миру в целом.
При освоении трудовой деятельности обогащается социальный опыт ребенка, что особенно важно для воспитанников детских домов. Овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребенку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений, знаний ребенок приобретает чувство уверенности, уменьшается опасность невыживания в отсутствии взрослых, вне стен детского дома. Труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.
Трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств, формирует умение прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека.
Список литературы:
Буре Р.С., Загик Л.В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. -М.,1983
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. -М.,1998