Просмотр содержимого документа
«Значение фонематического слуха в речевом развитии ребенка»
Формирование и развитие фонематического восприятия
Одной из острых проблем дефектологии является появление большого количества детей с речевой патологией. Это как дети с первичным нарушением речи, так и дети с речевой патологией в структуре комплексного нарушения.
Родители часто жалуются на то, что дети начинают поздно говорить, их речь малопонятна для окружающих. Многие дошколята плохо понимают обращенную к ним речь, не могут сосредоточить внимание на речи собеседника и, конечно, на своей речи. Часто у них бедный словарный запас, поскольку дети тяжело запоминают новые слова.
У большинства дошкольников 4-5 лет наблюдаются:
Смягчение всех групп звуков
Отсутствие и/или нарушение дифференциации звонких и глухих звуков
Трудности в процессе автоматизации и дифференциации звуков
Нарушение слоговой структуры слов
Аграмматичные словосочетания и фразы.
Многие причины могут приводить к столь печальным последствиям. Наиболее часто подобные речевые патологии являются следствием дефицита слухового, зрительного внимания и нарушения фонематического слуха.
Взрослым часто кажется, что дети ленятся говорить правильно или балуются. Но на самом деле источник речевых бед необходимо искать в раннем возрасте, когда у ребенка начинает формироваться речевой слух. К сожалению, сейчас подрастает целое поколение с нарушением фонематического восприятия вследствие дефицита общения со взрослыми и неправильно сформированных артикуляционных укладов звуков речи.
Последние несколько лет лица взрослых скрыты масками, дети не получают необходимой зрительной информации для усвоения артикуляционных укладов звуков, анализа их различий между собой. Период самоизоляции, когда дети были предоставлены затяжному общению с девайсами и гаджетами ( музыкальными подвесками, смартфонами, планшетами, мультфильмами и аудиосказками), пока родители вынуждены были проводить весь день за компьютером в условиях удаленной работы, также не прошел бесследно. И сейчас часто родители не разговаривают со своими детьми в необходимом объеме, часто не обращают внимания на то, как говорит ребенок. А ведь в раннем детстве основная функция ребенка – это подражание взрослому и ничто не может заменить живого общения.
Фонематический слух – это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами какого-либо языка. По сути это платформа для овладения речью, а затем и грамотностью письма, поскольку сформированный фонематический слух предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи, что очень важно для понимания смысла сказанного.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова, то есть производить умственные операции по звуковому анализу.
Среди терминологии часто можно встретить сочетание «речевой слух». Это более широкое определение, чем фонематический слух. Он состоит из нескольких компонентов, важных для формирования и развития фонематического восприятия и всех фонематических процессов:
Слуховое внимание – способность определять на слух то или иное звучание и его направление.
Звуковысотный слух – это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос
Фонематический слух – умение отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова.
Восприятие темпа и ритма речи – это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога.
Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка
Успешно освоит письмо и чтение
Одним из важнейших условий формирования правильного звукопроизношения является то, как ребенок воспринимает информацию на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Нейротипичные дети с хорошо развитым фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они четко воспринимают все звуки нашей речи.