Участники проекта: дети 1,6 – 3 лет,, воспитатели.
Актуальность: Для ребёнка раннего возраста, впервые переступающего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с неизвестным пространством, «чужим» окружением и непривычными отношениями. К этому новому, неизведанному нужно привыкнуть и каким-то образом приспособиться – адаптироваться.
Часто адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. У ребенка наблюдаются нарушения сна, аппетита, утрата навыков самообслуживания, снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации). Поэтому необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в ДОУ, которая обеспечит наиболее адекватное и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только с взрослыми людьми, но и со сверстниками. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь ребенку и его семье.
Цель проекта: создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
Задачи проекта:
Создать благоприятные условия для облегчения адаптации у детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Закладывать основы доверительного отношения детей к воспитателю и сотрудникам ДОУ, доброжелательного отношения друг к другу.
Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры, в практику взаимодействия педагог – ребенок - родитель.
Обеспечить понимание детьми смысла режимных моментов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Здравствуй, малыш!"»
Воспитатель:
Сидорова Виктория Владимировна
2020 г
Тип проекта: информационно-социальный.
Вид проекта: комплексный.
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки реализации: 28.09.2020 – 25.10.2020года.
Участники проекта: дети 1,6 – 3 лет, , воспитатели.
Актуальность: Для ребёнка раннего возраста, впервые переступающего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с неизвестным пространством, «чужим» окружением и непривычными отношениями. К этому новому, неизведанному нужно привыкнуть и каким-то образом приспособиться – адаптироваться.
Часто адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. У ребенка наблюдаются нарушения сна, аппетита, утрата навыков самообслуживания, снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации). Поэтому необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в ДОУ, которая обеспечит наиболее адекватное и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только с взрослыми людьми, но и со сверстниками. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь ребенку и его семье.
Цель проекта: создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
Задачи проекта:
Создать благоприятные условия для облегчения адаптации у детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Закладывать основы доверительного отношения детей к воспитателю и сотрудникам ДОУ, доброжелательного отношения друг к другу.
Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры, в практику взаимодействия педагог – ребенок - родитель.
Обеспечить понимание детьми смысла режимных моментов.
2. Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);
3.Практический (рисование, лепка, конструирование, использование
различных инструментов и материалов для изображения, поисково-экспериментальная деятельность);
4.Наблюдение;
Ожидаемые результаты:
Доверительное отношение детей к воспитателю и другим сотрудникам ДОУ;
Доброжелательное отношение детей друг к другу;
Доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок;
Активное участие родителей в жизни группы и детского сада;
Легкая степень адаптации детей к условиям детского сада.
Обеспечение проекта:
Материально-техническое: мультимедийное оборудование, ноутбук, аудиозаписи, физкультурное оборудование, звучащие музыкальные игрушки, игрушки и дидактические игры в соответствии с возрастом.
Учебно-методическое:
И.А Лыкова, Е.Д. Файзуллаева «Адаптация к детскому саду ребёнка раннего возраста» Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок»
Е.Е Кривенко Методическое пособие для реализации образовательной программы «Теремок» «Адаптационные игры для детей раннего возраста».
Консультации, памятки и буклеты для родителей в соответствии с темой проекта;
Подборка детской литературы в соответствии с возрастом.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребёнок к поступлению в детский сад?»
Изучение психолого-педагогической литературы на тему: «Адаптация детей к детскому саду».
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Подготовка литературы, стихов, пальчиковых игр, иллюстративного материала.
Подготовка атрибутов для игр, НОД.
Подготовка памяток, консультаций и буклета для родителей.
II Основной этап:
План проектных мероприятий.
День недели
Мероприятия с детьми
Взаимодействие с родителями
1 неделя
Понедельник
1 Приветствие малыша от имени
игрушки. Экскурсия по группе.
2 Ситуация общения: « Наши игрушки».
Развитие двигательной активности:
3 П/и «Горка для мячиков»
4 Игра «Ладушки-ладушки»
Рекомендации родителям для поддержки ребёнка в период адаптации к детскому саду
Вторник
1 Рассматривание иллюстраций о
детях, о том, что они делают в детском саду.
2 Катание игрушек-каталок.
Развитие двигательной активности:
3 П/и «Догони мяч».
4 Знакомство с обручем.
Среда
1 Рассматривание картины «Дети
играют в кубики».
2 Конструирование «Башенка для
петушка».
Развитие двигательной активности:
3 П/и «Догони зайку»
4 П/и «Пролезь в обруч»
Информационный лист «Детский сад. Адаптация»
Четверг
1 Игра-забава «Минутка заводной
игрушки».
2 Игра-путешествие по группе
«Кто, кто в этом домике живет?»
3 Знакомство с расположением
игровых центров, игрушек, пособий.
Развитие двигательной активности: 4 П/и «Смотри, что я могу».
Пятница
1 Рассматривание иллюстраций.
Игра «Найди картинку».
2 Игра-забава с музыкальными
игрушками.
Развитие двигательной активности:
3 Ходьба по ребристой доске и
массажным коврикам.
4 П/и «Горка для мячиков».
Беседа «Чем занять ребенка дома?»
2 неделя
Понедельник
1 Продолжение знакомства с
группой.
2 Рассказ-импровизация воспитателя
о жизни игрушек и ребят.
3 Чтение О. Высоцкая
«Мы приходим в детский сад».
Развитие двигательной активности:
4 Музыкально-ритмическая игра
«Тихо-громко» муз. Е. Тиличеевой
сл. Ю. Островского.
5 П/и «Ходим - бегаем».
Вторник
1 Сюжетная игра
«Сварим Маше кашу».
2 Чтение Е. Лыковская
«Я хожу в детский сад»
3 Д/и «Мозаика»
Развитие двигательной активности:
4 П/и « Перешагни через палку»
5 П/и «Весёлый тоннель»
Среда
1 Игра-забава «Мыльные пузыри».
2 Аудиозапись «Волшебные голоса природы. Малыш на лугу».
3 В гостях у Мойдодыра.
Развитие двигательной активности:
4 музыкальная игра « Заинька, попляши».
5 П/и « Сбей кеглю».
Четверг
1 Игра-путешествие по группе
«Кто, кто в этом домике живет?»
2 Игра-забава со звучащими,
музыкальными игрушками.
Чтение Д. Суханов «Детский сад».
3 Конструирование «Домик для собачки».
Развитие двигательной активности:
4 Бег по периметру группы
5 П/ и « Птички».
Пятница
1 Игра-занятие «Поручения».
2 Игра-путешествие в спальню.
3 Д/и «Узнай и назови».
Развитие двигательной активности:
4 П/и «Попади в корзину».
5 П/и «Кто как ходит» (имитация движений животных).
Консультация «Выходной день – какой он?»
3 неделя
Понедельник
1 Игра-забава «Мыльные пузыри».
2 Сказка «Репка» театрализованный
показ.
3 Музыкально-ритмическая игра
«Ай-да» муз. В. Верховинца.
4 Бег с препятствиями: по периметру группы.
Вторник
1 Сюжетная игра «В гости к куклам».
2 Чтение русская народная песенка
«Петушок, петушок…»
3 слушание аудиозаписи
«Классические колыбельные».
Развитие двигательной активности:
4 П/и «Зайцы и медведь».
5 Музыкально-ритмическая игра
«Марш и бег» сл. Н. Френкель,
муз. Е. Тиличеевой.
Среда
1 Чтение русская народная сказка
«Колобок», рассматривание
Иллюстраций.
2 Сюжетная игра «Я иду в гости с
подарками».
3 Д/и «Поручения»
Развитие двигательной активности:
4 П/и «Доползи до погремушки»
5 Ходьба по ребристой доске,
массажным коврикам.
Беседа
«Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение»
Четверг
1 Игра-занятие конструирование
«Дорога для машин».
2 Д/и «Узнай и назови».
3 Сюжетная игра «Накормим Катю
обедом».
Развитие двигательной активности:
4 Музыкально-ритмическая игра
«Тихо – громко» муз. Е. Тиличеевой,
сл. Ю. Островского.
5 П/и «Солнечные зайчики».
Пятница
1 Игра-забава «Мыльные пузыри».
2 Пальчиковые игры «Домик», «Лодка».
3 Сюжетная игра «Поможем
игрушкам найти свой дом».
Развитие двигательной активности:
4 П/и «Доползи до погремушки».
5 П/и «Догони мяч».
Консультация
«Как справиться с капризами ребенка при расставании с родителями?»
4 неделя
Понедельник
1 Игра – занятие «Кукла Катя проснулась».
2 минутка тишины – слушание аудиозаписи «Классические мелодии для малышей».
3 Путешествие в музыкальный зал.
Развитие двигательной активности:
4 П/ и «Покружимся».
5 П/и «Пролезь в обруч».
Анкетирование родителей на тему: «Как прошла адаптация ребенка к детскому саду»
Вторник
1 Д/и «Мозаика».
2 Рассматривание картинок на тему
«Животные» - беседа о животных.
3 Чтение: русская народная сказка
«Курочка Ряба».
Развитие двигательной активности:
4 П/и «Зайцы и медведь».
5 Д/и «Чудесный мешочек»
Среда
1 Сюжетная игра «В гости к куклам»
2 Минута звучащих, музыкальных игрушек.
3 Игра «В гостях у Мойдодыра» - закрепление первых культурно-гигиенических навыков.
Развитие двигательной активности:
4 П/и «Догонялки»
5 Музыкально – ритмическая игра
«Ой, летали птички».
Четверг
1 Д/и «Узнай и назови».
2 Сказка «Репка» настольный показ.
3 Д/и « Поручения»
Развитие двигательной активности:
4 П/и «Кто как ходит» (имитация
движений животных).
5 П/и «Попади мячом в корзину».
Пятница
1 Игра-забава «Мыльные пузыри».
2 Сюжетная игра « Покатаем Катю в
коляске».
3 Минутка отдыха «На лесной
полянке».
Развитие двигательной активности:
4 Музыкально-ритмическая игра
«Марш и бег» сл. Н. Френкель,
Муз. Е. Тиличеевой.
5 Ходьба по ребристой дорожке и
массажным коврикам.
Самостоятельная деятельность детей:
Игры по интересам детей в игровых центрах;
Рассматривание картинок, книг, иллюстраций;
Слушание музыкальных произведений.
Просмотр развивающих мультфильмов
III Заключительный этап.
Мониторинг «Адаптация детей к детскому саду»
Родительское собрание.
Результат проекта:
Фоторепортаж «Мои первые дни в детском саду»
Видеоролик «Здравствуй, малыш»
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, развитие движений);
Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на игры-занятия, подвижные игры, сопровождаемые музыкой, дети проявляли интерес и желание играть;
У большинства детей, поступивших на группу, адаптация прошла в легкой степени;
Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов педагог – родитель.
5. Снизить напряженность острого периода адаптации позволили следующие меры:
Индивидуальный подход к каждой семье со стороны всех специалистов учреждения (заведующий, медсестра, ст.воспитатель)
Консультирование каждого родителя в отдельности по вопросам возрастных особенностей детей и причин, вызывающих стрессовое состояние.
Проведение и учет результатов предварительного прогнозирования уровня адаптации малыша к условиям детского сада.
Ознакомление каждой семьи с пакетом рекомендаций по подготовке детей к поступлению в детский сад.
Использование гибкого графика введения каждого ребенка в группу детского сада
Использование комплекса мер по установлению контакта с малышом на основе индивидуальных особенностей (выявленных из бесед с родителями, анкет-вопросников и т.д.)
Таким образом, взаимодействие сотрудников ДОУ и семьи позволило сформировать положительное отношение к детскому саду, как детей, так и родителей.
В то же время развивая различные умения у детей, соответствующие возрастным особенностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, мы решали воспитательно-образовательные задачи уже в период адаптации, тем самым ускоряли и облегчали протекание данного процесса.