Формирование экологической грамотности у населения страны подразумевает создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Известно, что именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Основной целью экологического образования дошкольников является формирование у ребёнка основ экологической культуры, а это предполагает воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней. Игра является эффективным средством формирования разносторонней личности дошкольника, его физического, психического и духовного потенциала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ И УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
«Занимательная и увлекательная экология»
Хохлова Н. Г.
Воспитатель ГККП «Ясли – сад № 4 «Дельфинчик»
город Темиртау
Формирование экологической грамотности у населения страны подразумевает создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Известно, что именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Основной целью экологического образования дошкольников является формирование у ребёнка основ экологической культуры, а это предполагает воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней. Игра является эффективным средством формирования разносторонней личности дошкольника, его физического, психического и духовного потенциала.
Различные виды экологических игр направлены на формирование основ экологической культуры ребёнка. Экологические игры формируют элементарные экологические знания, способствуют сочувствию, сопереживанию к объектам природы, формированию умений и навыков природно-охранной деятельности. Особое место занимают дидактические игры. С их помощью возможно формирование у детей не только системы основных экологических понятий, но и воспитание осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы. В своей деятельности мы широко используем разнообразные дидактические игры экологического содержания, в том числе и авторские наработки. Занятия с детьми проводятся в форме викторин, игровых обучающих ситуаций, КВН, игр-драматизаций и других.
Применяются две группы игр – игры с готовым содержанием и правилами, и творческие игры. Мы пополнили свой арсенал различными видами экологических игр, которые можно использовать не только на занятиях, но и в совместной деятельности с детьми. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о животных, о растениях, природных явлениях, предметах. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления, воспитанию умения играть вместе, обобщать и классифицировать. Дидактические игры проводим с детьми коллективно, индивидуально, группами, усложняя их с учётом возраста детей. Развивающие игры используем в организованной учебной деятельности, на прогулках, в свободное время после сна. Игры – занятия проводятся по определённому программному содержанию. Ведущая роль в таких играх отводится – воспитателю. Дидактические игры делятся на предметные игры, настольно – печатные и словесные.
Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, жёлуди, семена клёна, цветы, фрукты, овощи). В таких играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о различных объектах природы. В нашей коллекции есть такие игры как – «Чудесный мешочек», «Узнай по листочку», «Угадай плод», «С какого дерева листок?», «Найди по цвету», «Детки на ветке», «Верши и корешки». Эти игры проводим как индивидуально, так и со всей группой. Данные игры нравятся детям младшего и среднего возраста. Для детей старшего возраста усложняем задание, они находят и выделяют отдельные части растений, группируют их, называют место произрастания. Материал для этих игр собираем с детьми в течение лета, осени, это занятие детям очень нравится, они с удовольствием находят красивые листочки, семена, цветочки, плоды.
Настольно- печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о диких и домашних животных, растениях, насекомых, деревьях, явлениях неживой природы. Эти игры сопровождаются словом, правилами, которые предваряют восприятие картинок. У детей формируется умение по слову восстанавливать образ. Такие игры предназначены для небольшой подгруппы детей. Лото «Животные», «Морские обитатели», «Кто, где живёт?», «Домашние питомцы», «Насекомые», «Собери картинку», «Разрезные картинки», «Собери урожай».
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные уже имеющиеся знания, и само слово. Эти игры проводим для закрепления у детей о свойствах и признаках предметов. В таких играх обобщаются и систематизируются уже имеющиеся знания о природе. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, логическое мышление, быстроту реакции, связную речь. Эти игры можно проводить с использованием мяча, детям это очень нравится. Это такие игры как - «Летает – не летает», «Земля, вода, воздух», «Когда это бывает?», «Что это за птица». Каждой новой игре мы обучаем детей поэтапно. В младших группах на первом этапе проигрываем игру вместе с детьми. По ходу игры сообщаем одно правило и тут же его проигрываем, реализуем. На втором этапе, мы уже руководим со стороны: помогаем детям, направляем игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Мы наблюдаем за ходом их игры. В средней группе путь обучения игры другой. Мы рассказываем содержание игры, с 1-2 правил, по ходу игры подчёркиваем эти правила и показываем игровые действия. Таким образом, обучение игре на первом этапе – рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры. На следующем этапе дети играют самостоятельно. Наблюдая за игрой ребят, помогаем, наводящими вопросами исправляем ошибки, разрешаем, если вдруг возникают конфликты.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием
повадкам животных, их образу жизни. В таких играх отражаются явления неживой природы. Эти игры проводим на прогулке. Детям очень нравится подражать действиям и звукам разных животных, в таких играх закрепляются знания, полученные на занятиях. Такие игры развивают интерес к природе. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В таких играх дети отражают впечатления, полученные на занятиях и в повседневной жизни. Особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают и закрепляют знания о труде взрослых в природе. Идёт процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему. Отличительная особенность таких игр состоит в том, что их нельзя использовать как метод обучения новым знаниям, навыкам, умениям, но с их помощью можно выявить степень усвоения детьми знаний. Особое влияние на игры детей оказывают рассказы взрослых о своей профессии. В нашей группе созданы условия для развития таких игр это – различные игрушки и муляжи животных, овощей, фруктов, различные виды транспорта.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, камешки, глина, шишки, жёлуди, семена, веточки и т.д.). Такие игры очень нравятся детям, в них они познают свойства и качества материалов. В таких играх руководящая роль отводится воспитателю. Эти игры учат детей не просто получать знания в готовом виде, а находить их, опираясь на своё мышление. Строительные игры служат основанием для проведения опытов. Опыты организуются и проводятся с целью разрешения возникающих вопросов. Например, почему вода бывает жидкая и твёрдая, куда она исчезает? Почему снег и лёд тает в тепле? Для ответов на эти вопросы у нас в группе созданы условия для игр с природным материалом на все времена года (лопатки, совочки, ведёрки, формочки для песка, льда, лейки, палочки, и т.д.), для опытнической деятельности собран различный материал (трубочки, стаканчики, шарики, ложечки, магниты, увеличительные лупы и т. д.).
По итогам проведённого анализа учебной деятельности с использованием дидактических игр, видно, что уровень простейших экологических знаний повысился на 40%, гуманное отношение к объектам природы на 40%. Успешнее формируются навыки ухода за объектами природы на 35 %.
Литература:
«Мир природы и ребёнок» Л.М. Маневцева П.Г.Саморукова