Данная разработка является пособием для родителей, дети которых часто болеют. Многие родители замечают, что их ребенок, начав посещать детское дошкольное учреждение стал часто болеть. Предрасполагающими к этому факторами являются: обилие контактов с детьми и взрослыми больными острыми респираторными заболеваниями, незрелость защитных систем организма в дошкольном возрасте, неблагоприятное воздействие экологических факторов, неправильная организация режима дня, излишнее «укутывание» детей родителями по принципу «сибиряк тот, кто теплее одевается», недостаток в рационе витаминов и микроэлементов, отсутствие регулярных закаливающих мероприятий.
Все это создает угрозу для нормального физического развития ребенка и представляет серьезную проблему для родителей, как психологического плана, так и материального. Зачастую ребенок, пролеченный по поводу респираторной инфекции, вновь заболевает через короткий промежуток времени, не успев оправиться от предыдущего заболевания. В связи с этим мамы и папы, боясь простудить детей, не гуляют с ними в прохладную погоду, одевают излишне тепло, не проводят проветривание в квартирах, не умывают холодной водой. Но все их усилия не приносят успеха. В результате «тепличного» воспитания организм ребенка становится изнеженным, слабым. Нередко матери, разочаровавшись в традиционной медицине, в отчаянии обращаются к различного рода целителям и знахарям, с тщетной надеждой на быстрое исцеление.
Реального оздоровительного эффекта можно добиться с помощью регулярных закаливающих мероприятий, особенно, в сочетании с параллельно проводимой медикаментозной иммунокоррекцией, направленной на повышение защитных сил организма, следствием чего могут быть урежение и облегчение респираторных заболеваний, а в идеальной ситуации возникновение ОРВИ не чаще 1-2 раз в год.
Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего Холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих нагрузок, включаются защитные реакции иммунной системы, а значит повышается и устойчивость к простудным заболеваниям, в первую очередь, а также отражается на всех других функциях организма - улучшаются аппетит и усвоение пищи, нормализация роста, повышается умственная и физическая работоспособность, появляется жизнерадостное настроение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Закаливание ребенка в домашних условиях» »
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Центр детско-юношеского творчества»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
На методич.совете Директор МБУ ДО «ЦДЮТ»
Протокол №__от___2014 _______С.Е. Шайхатарова
Методическая разработка на тему:
«Закаливание ребенка в домашних условиях»
Состовитель:
Шарафутдинов Ильгиз Ильхамович
Г.Альметьевск,2014
Аннотация
Данная разработка является пособием для родителей, дети которых часто болеют. Многие родители замечают, что их ребенок, начав посещать детское дошкольное учреждение стал часто болеть. Предрасполагающими к этому факторами являются: обилие контактов с детьми и взрослыми больными острыми респираторными заболеваниями, незрелость защитных систем организма в дошкольном возрасте, неблагоприятное воздействие экологических факторов, неправильная организация режима дня, излишнее «укутывание» детей родителями по принципу «сибиряк тот, кто теплее одевается», недостаток в рационе витаминов и микроэлементов, отсутствие регулярных закаливающих мероприятий.
Все это создает угрозу для нормального физического развития ребенка и представляет серьезную проблему для родителей, как психологического плана, так и материального. Зачастую ребенок, пролеченный по поводу респираторной инфекции, вновь заболевает через короткий промежуток времени, не успев оправиться от предыдущего заболевания. В связи с этим мамы и папы, боясь простудить детей, не гуляют с ними в прохладную погоду, одевают излишне тепло, не проводят проветривание в квартирах, не умывают холодной водой. Но все их усилия не приносят успеха. В результате «тепличного» воспитания организм ребенка становится изнеженным, слабым. Нередко матери, разочаровавшись в традиционной медицине, в отчаянии обращаются к различного рода целителям и знахарям, с тщетной надеждой на быстрое исцеление.
Реального оздоровительного эффекта можно добиться с помощью регулярных закаливающих мероприятий, особенно, в сочетании с параллельно проводимой медикаментозной иммунокоррекцией, направленной на повышение защитных сил организма, следствием чего могут быть урежение и облегчение респираторных заболеваний, а в идеальной ситуации возникновение ОРВИ не чаще 1-2 раз в год.
Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего Холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих нагрузок, включаются защитные реакции иммунной системы, а значит повышается и устойчивость к простудным заболеваниям, в первую очередь, а также отражается на всех других функциях организма - улучшаются аппетит и усвоение пищи, нормализация роста, повышается умственная и физическая работоспособность, появляется жизнерадостное настроение.
Родителям следует помнить, что тренирующий эффект закаливающих процедур сохраняется недолго, особенно у детей дошкольного возраста, это примерно 3-10 дней, тогда как для достижения этого эффекта необходим срок не менее месяца, а у ослабленных детей и более. Не следует форсировать усложнение закаливающих процедур, так как это может привести к срыву механизмов адаптации и появлению и возобновлению повторных заболеваний.
2
Пояснительная записка
В наш век, заполненный до краев делами, причем, всегда неотложными, мы часто забываем, что самое главное – вовремя остановится и задуматься над простыми и вечными проблемами: как вырастить здорового и доброго человека.
Почему одни дети не боятся простуды, а другие от малейшего переохлаждения заболевают? Только ли здесь дело в том, что у одного организм крепче, а у другого слабее? Что надо предпринять, чтобы ребенок не был подвержен простудным заболеваниям? Необходимо закаливание.
Под закаливанием принято понимать способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Человеческий организм постоянно подвергается разнообразным условиям внешней среды: воздуха, солнца, воды. Известно, что условия внешней среды не остаются постоянными. Температура воздуха то резко повышается, то понижается. Люди по разному реагируют на изменения погоды: одни легко переносят резкую смену холода и тепла – их называют закаленными; другие, напротив, при малейшем изменении погоды чувствуют недомогание, у них появляется насморк, кашель, иногда повышается температура. Человек простудился.
Что же такое простуда ? Это временное снижение сопротивляемости организма инфекции под влиянием переохлаждения. Одна из ведущих мер борьбы – закаливание. Так что же такое закаливание?
Закаливание – это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольных учреждениях, так и дома.
Родители часто задают вопрос, если то, что принято называть простудой, в действительности является респираторной инфекцией, то можно ли от нее защититься закаливанием? И если это инфекция, то почему все-таки ребенок заболевает после того, как простынет, промочит ноги, побудет на сквозняке? Попробуем разобраться.
Респираторные заболевания , как неопровержимо доказано, имеют инфекционную природу и передаются воздушно-капельным путем. Установлено так же, что возбудителем их является не одни какой-то вирус, а множество. И поскольку после заболевания вырабатывается нестойкий иммунитет, то ребенок может заражаться очень часто. Для этого ему достаточно самого короткого контакта с больным, причем даже и с тем, кто переносит инфекцию очень легко.
Но почему, же тогда не все дети болеют одинаково часто? Да потому, что заболевание развивается, главным образом, тогда, когда защитные силы организма ослаблены. А охлаждение является одним из основных ослабляющих факторов, оно снижает общий и местный иммунитет.
Цель разработки: изучить влияние закаливания на здоровье детей дошкольного возраста в условиях детского учреждения.
3
Содержание
Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Какая здесь связь с респираторными инфекциями? Уверяю вас, вполне реальная. Ссоры, перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза, а это существенно снижает защитные возможности детского организма.
Удар по здоровью ребенка наносят и вредные привычки родителей. Доказано, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих. И если взрослые курильщики откажутся от сигарет, это будет благом и для них самих, и для ребенка.
Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку.
По нашим наблюдениям, дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дома ребенку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяют дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи, перекармливают сладостями. Все это негативно сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживает функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы.
Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима детского учреждения, а если в детский сад малыш не ходит, то дома ему необходим соответствующий возрасту и четко соблюдаемый распорядок дня. Без этого трудно ожидать успеха от закаливания.
Вы уже многое знаете, умеете, но мне хотелось бы вам немного напомнить.
Очень важно придерживаться ряда обязательных условий:
начинать его с малых дозировок;
увеличивать их постепенно;
проводить процедуры систематически, ежедневно;
обязательно учитывая индивидуальные особенности ребенка;
в отдельные возрастные периоды закаливание проводится по-разному.
Закаливание водойимеет то преимущество, что можно брать воду любой температуры и постепенно изменять ее, используя этот вид оздоровления в любое время года.
При воздействии холодной воды кожные сосуды вначале сжимаются, наступает их спазм, кожа при этом бледнеет и появляется чувство озноба, кровь отливает к внутренним органам. Затем начинается усиленная выработка тепла внутренними органами; кожные сосуды расширяются, кожа краснеет, появляется приятное ощущение тепла.
Не следует допускать чрезмерное охлаждение, при котором кожа вновь бледнеет, губы синеют (организм в этом случае теряет больше тепла, чем вырабатывает). Чем меньше ребенок, тем осторожнее надо проводить закаливающие процедуры.
Для школьников рекомендуется использовать водные процедуры в виде умывания, ножных ванн, обтирания, душа и купания.
Умывание лица, шеи, верхней части груди и рук до локтей производят водой, температура которой 24—22°, с постепенным снижением ее до 18—16°. Для детей постарше можно снижать температуру воды до 16—14°.
Ножные ванны с постепенно понижающейся температурой воды хорошо проводить так:
ребенок погружает ноги до голеностопных суставов в таз с водой, температура которой 36—34°, в первый день — на 2—3 секунды, во второй — на 4—6 секунд; в третий день — на 10—15 секунд.
После этого понизьте температуру воды на 1° и проведите процедуру в таком же порядке, а затем еще раз снизьте температуру на 1° и т. д. Таким образом, снижая температуру каждые 3—4 дня, доведите ее до 24—20°.
4
Контрастные ножные ванны основаны на принципе постепенного привыкания к резким колебаниям температуры воды.
Проводят их так:
ставят два таза — один с водой 38°, второй — с водой, температура которой в первые дни на 3—4° ниже (то есть 35—34°) и каждые последующие 2—4 дня понижается на 1—2°, пока не будет доведена до 20°. В первом тазу температура не изменяется (38°).
Таким образом, разница температур в тазах все увеличивается. Ребенок опускает ноги до голеностопных суставов сначала в горячую воду на 2—3 секунды, затем, не вытирая, ставит во второй таз на 5 секунд, а потом вновь в первый и затем во второй, но уже на 10 секунд, и так 4 раза, доводя время погружения в холодную воду до 20 секунд.
После холодной воды надо хорошо вытереть ступни и энергично растереть их рукавичкой или полотенцем из махровой ткани. Лучше всего эти процедуры проводить по утрам, после сна, что является очень хорошим профилактическим мероприятием против катаров верхних дыхательных путей, ангин и пр.
Обтираниепроводится так же, как мы говорили раньше, только начальную температуру воды, равную 32—30°, снижают до 22—20°. Детей начиная с 6-летнего возраста, можно приучать делать обтирание самостоятельно, нужно лишь помочь им вытереться.
Душ — более сильная процедура, чем обтирание и обливание, так как воздействие температуры воды сочетается с ее давлением. При использовании душа наконечник его надо располагать не ниже 40—50 см над головой ребенка во избежание сильного давления струи воды. Температура воды должна быть на 1° выше, чем при обтирании. Длительность пребывания под душем — 20—40 секунд при температуре воздуха не менее 20—18°.
Начав закаливающие водные процедуры, проводите их ежедневно круглый год в любую погоду. Летом температура воды для каждого вида процедуры должна быть на 1—2° ниже, чем зимой.
Купание в открытых водоемах допускается с 3-летнего возраста, но при условии, что дети подготовлены предварительно обтиранием, обливанием и воздушными ваннами. В условиях средней полосы России можно начинать купание при температуре воды не ниже 22э, воздуха — 24—26° при отсутствии ветра. Начальная длительность купания — от 1 до 2 минут, постепенно ее доводят до 5—8 минут. Школьники должны купаться в неглубоком месте с песчаным дном не при слишком быстром течении и только в присутствии взрослых. Не допускайте купания детей натощак и когда они потные. Обязательно заставляйте их двигаться в воде; по окончании купания быстро оботрите досуха, предложите согреться легкими движениями, обязательно в тени, а не на солнце.
Закаливание воздухомдля школьников не менее полезно, чем для детей раннего возраста. Проводится оно в виде воздушных ванн в помещении, прогулок, сна на воздухе и воздушно-солнечных ванн.
Дети получают воздушные ванны в помещении во время утренней гимнастики, которая выполняется в хорошо проветренной комнате, а еще лучше — при открытой форточке.
Длительность таких ванн постепенно доводится с 4—5 минут до 10—12, а температура воздуха — с 20 до 18°.
Постепенно облегчайте одежду ребенка: сначала замените рубашку майкой, чтобы обнажить руки и шею, затем чулки носками — обнажите ноги. Наконец снимите и майку, оставив ребенка в одних трусах.
Пребывание детей на воздухе должно составлять не менее 4—5 часов в день (с перерывами). Сюда включаются игры на воздухе и пешеходные прогулки.
Сон на воздухе разрешается при более низкой, чем детям раннего возраста, температуре (20—25°). Зимой надо обязательно использовать для сна на воздухе теплые спальные мешки.
Воздушно-солнечные ванныорганизуйте под навесом, тентом или в тени деревьев, в защищенном от ветра месте. Солнечные ванны как специальная процедура рекомендуются проводить с большей осторожностью из-за опасности перегревания. Во время прогулок
следите, чтобы дети школьного возраста находились под прямыми лучами солнца не более 15 минут подряд.
Так же хотелось бы порекомендовать для родителей примерный режим дня для ребенка, что очень важно сказывается на здоровье ребенка.
Режим дня
Режим – это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сна, приема пищи, бодрствования. Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития ребенка. При несоблюдении этого важнейшего условия можно наблюдать отклонения в поведении ребенка, капризы, повышение и понижение возбудимости, плохой сон, отсутствие аппетита и т.д.
Режим дня детей дошкольного возраста строится с учетом того, что дети спят днем одни раз 2-2,5 часа, время активного бодрствования удлиняется до 6-7 часов, их ночной сон составляет 10 часов, пищу дети получают 4 раза в сутки.
В дошкольном учреждении режим дня строится в соответствии с возрастом детей.
Примерный режим дня ребенка 5-7 лет :
Подъем ребенка после сна, утренняя гимнастика, водные процедуры, утренний туалет
7.00 – 8.00
Подготовка к завтраку, завтрак
8.00 – 8.30
Игры, занятия
8.00 – 9.30
Подготовка к прогулке, прогулка
9.30 – 11.30
Приход с прогулки, игры, занятия
11.30 – 12.30
Подготовка к обеду, обед
12.30 – 13.00
Подготовка ко сну, сон
13.30 – 15.00
Подъем после сна, подготовка к полднику, полдник
15.30 – 16.00
Игры, подготовка к прогулке, прогулка
16.00 – 18.30
Приход с прогулки, игры, занятия
18.30 – 19.00
Подготовка к ужину, ужин
19.00 – 19.30
Спокойные игры, подготовка ко сну
19.30 – 21.00
Ночной сон
21.00 – 7.00
К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку.
По многим наблюдениям дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дама ребенку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяется дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи.
Все это сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживаются функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы. Дошкольный режим ребенка дома должен быть продолжением режима детского сада, без этого трудно ожидать успеха от закаливания.
Список рекомендуемой литературы
"Закаливайтесь на здоровье", А.П. Лаптев, Москва, "Медицина", 1991г.
Я. Бердыхова. Мама, папа, занимайтесь со мной. М: Физкультура и спорт, 1990.
Е.Н. Вавилова. Укрепление здоровья детей. Москва, Просвещение, 1986.
И.И. Гребешкова. М: Медицина 1990 г. Ваш ребенок.
В.И. Теленчи. Гигиенические основы воспитания детей. Москва, Просвещение. 1987.
Ф. В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. Ради здоровья детей. М; Просвещение, 1985.