Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Содержание
Введение
1. Взаимодействие ДОУ и семьи как педагогическая проблема.
2. Опыт взаимодействия ДОУ и семей воспитанников в условиях реализации ООП ДО.
Заключение
Введение
Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Обобразовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.
Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнить свой главный гражданский долг – воспитать достойного гражданина своей страны.
Цель нашей работы: определить роль и место взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации образовательной программы.
Конкретизируя цель, мы ставим такие задачи:
1. Проанализировать литературу и рассмотреть проблему взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях реализации программы воспитания и образования.
2. Определить основные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи.
В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями.
Современная ситуация в образовании ставит педагога и родителя в принципиально новые условия, для которых характерны отсутствие жесткой регламентации педагогической деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.
Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей», тренинги и так далее
1. Взаимодействие ДОУ и семьи как педагогическая проблема.
Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.
Анализ психолого - педагогической литературы по проблемам объединения усилий дошкольного учреждения и семьи (Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, С. К. Карлиев, В. К. Котырло, Т. А Маркова, А. К. Менжанова, О. Н. Урубанская, Л. Ф. Островская и др., а также осмысление практики работы ДОУ в этом направлении показывает: что хотя в последнее время наметились новые перспективные формы сотрудничества, тем не менее, семья при этом остается лишь объектом воздействия. В результате, обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент все большее внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. Но для того, чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Следовательно, педагогам следует подбирать различные технологии, соответствующие содержание, методы, приемы, формы, средства взаимодействия с разными типами семей.
Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.
. Общеобразовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
За последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
2. Опыт взаимодействия ДОУ и семей воспитанников в условиях реализации ООП ДО.
В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
- работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи своей работы мы видим в следующем:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Единое понимание результата образования и воспитания педагогами и родителями, всё взаимодействие с родителями в детском саду осуществляется в следующих направлениях:
-профилактическая;
-разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей;
- формирования личности и индивидуальная воспитательная работа;
-выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы;
-защита прав ребёнка.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему «Социальный портретсемьи».
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания.
В работе со всеми родителями мы активно используем разнообразные формы работы: родительские собрания, консультации, совместные праздники, оформление информационных стендов, защита семейных проектов, выставках детско-родительских работ.
Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание.
В учреждении проводится большая работа по развитию умения педагогов вовлекать родителей в образовательный процесс.
В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями. Родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
Педагоги используют разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процесс:
- проектная деятельность;
- тематические родительские собрания, практикумы;
- дни открытых дверей,
- тематические выставки рисунков, поделок - участие в совместных конкурсах на уровне ДОУ, на городском и Федеральном уровне.
Ежегодно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей, родителей и педагогов.
На уровне ДОУ:
-"Дары осени",
-«Очумелые ручки",
-"Гостья - Елочка",
выставка газет и рисунков:
-"Папа-мама-Я-спортивная семья",
-"Осторожно - огонь",
-"Внимание дорога",
-"0сень золотая",
-"Мой любимый детский сад",
-"Здравствуй, зимушка-зима",
-"Елочка нарядная моя".
Ежегодно проводятся обрядовые праздники с привлечение родителей. В дошкольном учреждении стало традицией проведение таких обрядовых праздников, как Масленица, Пасха,День Ивана Купалы. Все мероприятия проходят при непосредственном участии Управляющего совета, который создан на базе ДОУ. Родители также принимают самое активное участие в подготовке, организации и проведении этих праздников и развлечений. По итогам, совместно с педагогами готовят фото, размещают информацию на сайте детского сада.
В работе с родителями используются электронные средства коммуникации. Создан сайт , учреждений. Основным мотивом посещения сайта – быть в курсе происходящих дел в детском саду. Наша задача активизировать интерес родителей к получению знаний в дошкольной педагогике и психологии, не только в личном общении, но и через интернет связь, передавать родителям информацию об образовательном процессе в период отсутствия детей по болезни, или другим причинам.
Заключение
Организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку чувствовать себя участником образовательного процесса, что особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.
Поставили следующие задачи сотрудничества с родителями:
1. Активизировать работу с родителями через электронные ресурсы;
2. Совершенствовать работу с родителями по всем направлениям работы ДОУ.
Подводя итоги всему вышесказанному, хочется подчеркнуть, что родители дошкольного учреждения, являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, реализуемых в детском саду. И это очень важно не только для установления доверительных и партнерских отношений, но и для успешного развития и воспитания наших детей.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Современные тенденции взаимодействия дошкольных образовательных учреждения с семьей Современные тенденции взаимодействия дошкольных образовательных учреждения с семьей
В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна стать в нашем обществе не просто ценностью, а новой национальной идеей.
Этот вывод особенно важен для системы дошкольного образования, где роль взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников выдвигается на передний план. От согласованных действий педагогов и родителей, в конечном счете, зависит качество воспитания, обучения и развития детей.Взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки и соответствующего руководства.
В законе «Обобразованиив Российской Федерации», вступившем в силу с 1 сентября 2013 года (ФЗ «Обобразованиив Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.) в ст. 44, п. 1. записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, принятом 17 октября 2013 года и вступающем в силу с 1 января 2014 года (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» //Российская газета – Федеральный выпуск №6241 от 25 ноября 2013 г.) большое внимание уделяется сотрудничеству с семьей.
Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями(далее вместе - Организации).
Положения Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
В параграфе 1.4. «Основные принципыдошкольного образования» одним из принципов воспитания выделяется сотрудничество Организации с семьей(п. 5).
В параграфе 1.6. «Стандарт направлен на решение следующих задач», в п. 9 выделяется задача: обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В параграфе 1.7., в п. 6 отмечается, что стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде (параграф 3.1.)отмечается, что условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. При этом в п. 6 отмечено, что данная образовательная среда создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
В требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования(параграф 3.2.):
3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
5) взаимодействие с родителями(законными представителями) по вопросамобразования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно ссемьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:
2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования(в случае его организации).
3.2.8. Организация должна создавать возможности:
1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
В параграфе IV. выделены Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. В них отмечено, что настоящие требования являются ориентирами для информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всегообразовательного пространства Российской Федерации.
В свою очередь, требует новых подходов, форм и методов совместная деятельности педагогов и родителей. Однако реальная практика обнаруживает определенный консерватизм, ориентированность педагогов групп компенсирующей направленности дошкольных образовательных учреждений на традиционные подходы к взаимодействию с родителями воспитанников. Для большинства педагогов характерна недостаточно высокая активность в освоении и применении широкого арсенала методов и средств взаимодействия с родителями.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на протяжении многих лет идет поиск разнообразного содержания, форм, методов и средств взаимодействия. На сегодняшний день, задача детского сада - родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками воспитателя, необходимо создать атмосферу взаимоуважения. Для этого необходимо активно использовать инновационный компетентностный подход к работе с родителями.