kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на родительском собрании 1 младшей группы "Эмоциональная поддержка ребёнка в семье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация серьёзный период в жизни для того, чтобы поддержать ребёнка в этот сложный период.ребёнка. Психологическое сопровождение необходимо родителям, 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на родительском собрании 1 младшей группы "Эмоциональная поддержка ребёнка в семье"»


Выступление

на родительском собрании первой младшей группы 

МДОУ детский сад № 53 «Солнышко»

«Эмоциональная поддержка ребенка в семье».

педагог – психолог Маркова Г.Н. 

26.09.23г.

Ребёнок – самая большая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад «чужие руки» скажем так не всем даётся легко, вызывает у родителей беспокойство, тревожность, напряжение.

Психолог: известно, что адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Адаптивные возможности ребенка дошкольного возраста не безграничны. Поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могу привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития. 

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: 

 1 – 16 дней - легкая адаптация

16 - 32 дней – адаптация средней тяжести

от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация

 Тяжелая адаптация

 Восстанавливается примерно к 60 дню.

 Психоэмоциональные критерии:

 Эмоциональный фон

 Реакции ребенка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность). 

 Поведение

 Пассивное поведение. Активность отсутствует. Часто отрицание любой деятельности. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.

Нервная система ребенка порой оказывается не в силах самостоятельно справиться с переживанием чего-то непонятного и страшного (в восприятии самого ребенка), и как следствие, это может привести к нарушению здоровья, поведения и психики ребенка. 

Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик-дайте на улице покричать ребенку. Старайтесь, чтобы ребенок хотя бы несколько часов в день проводил в тишине наедине с книгой или тихими традиционными играми. Чаще разговаривайте с ребенком, обнимайте.

В адаптационный период возможны невротические реакции:

рвота;

энурез;

тики;

бесконтрольный стул;

заикание;

пристрастие к личным вещам;

наличие страхов;

неуправляемость в поведении;

стремление спрятаться от взрослых;

истерические реакции.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

состояние здоровья;

уровень развития;

личностные особенности;

умение общаться с взрослыми и сверстниками;

сформированность предметной и игровой деятельности;

приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

сформированность элементарных культурно – гигиенических навыков;

готовность родителей к пребыванию ребенка в массовом дошкольном учреждении;

компетентность педагога в вопросах, связанных с индивидуальным подходом в процессе воспитания и развития дошкольников.


Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям – причины, тормозящие образование у малыша умение контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду, он будет негативно относится к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского нельзя. Ребёнок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, а с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду.

Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателями, няней. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней, малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы. 

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей. 

Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

  В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш, и какие замечательные воспитатели там работают.

  В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. .Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.

  Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

  Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы

  Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее. Дети, находящиеся в состоянии нервного напряжения часто нуждаются в том, чтобы крутить что-то в руках, складывать, перебирать, мять. Такие манипуляции позволяют осознать свои ощущения, успокоиться. Соберите с ребенком такую «Коробку спокойствия», чтобы она всегда была у него под рукой, например: Осязание – сквиш-антистресс или спиннер Слух- колокольчик или MP3плеер с любимыми песенками Обоняние- кусочек ароматного мыла или палочка корицы Вкус - карамелька Зрение – семейная фотография. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. Чтобы помочь себе, нужно:

 - быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье, малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.

 - поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.

Многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал самостоятельным и с радостью ходит в детский сад. 

Упражнение «Все в наших руках».

Родителям предлагается обвести на листе бумаги свою ладонь, и на каждом пальчике написать свои личные качества, которые помогают им быть хорошей мамой, папой.

Педагог-психолог: Дорогие родители! В вашей руке - ваши сильные стороны, которые помогут вам справиться со всеми трудностями адаптационного процесса и воспитания ваших детей. Я хочу, чтобы вы помнили о них. Все в ваших руках!

ПОЧЕМУ ДЕТИ КУСАЮТСЯ?


В детском саду в младшей группе всегда есть дети, которые кусают своих сверстников. Такое поведение малыша неприятно всем. Попробуем разобраться, почему возникают такие ситуации, как на них реагировать и можно ли их предотвратить

Нормально развивающиеся дети почти всегда кусаются на каком-либо этапе своего развития. Впервые это может проявиться в полгода, пик же приходится на возраст 2-3 лет. В этом возрасте, который не зря считается «бунтовским», ребенок старается выделить себя среди прочих людей, проявить свою индивидуальность. Если развитие ребенка протекает нормально, то словесное показание своего недовольства, обычно хватает, что бы у малыша пропало желание кого — либо кусать.

В этих целях ребенок порой проявляет агрессию, в том числе и укусы. Когда родители бурно реагируют, ребенка это только радует, ибо в эти минуты он чувствует себя индивидуумом, способным вызвать сильные эмоции.

     Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями – ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. В детсадах нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами.

Возникает противоречие между его недостаточными вербальными способностями и достаточно высоким ментальным уровнем. Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.

    .

Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома. Рождение младшего ребенка, уехавший на воинские сборы или в командировку отец, ссоры между родителями… Иногда бывает и так, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику.

      Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты - достаточно вывести их на двор, чтобы они стали гораздо менее агрессивными.

Когда же родителям следует обращаться к психологу по поводу кусающегося ребенка? В большинстве случаев спешить не стоит. Такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства. Если малыш иногда кусается, но обычно он весел, играет, рисует и смеется, нет причин для волнения.

Но если ребенок большую часть времени беспокоен, не может сосредоточиться, часто плачет, постоянно агрессивен без причины и очень часто кусается – имеет смысл обратиться к профессиональному психологу.

Но прежде всего следует проверить, в каких ситуациях в садике ребенок кусается, и попробовать предотвратить их возникновение. Например, если ребенок проявляет агрессию при усталости или голоде, значит, в это время ему трудно владеть собой, и он быстро раздражается. Исключить повод для агрессии довольно просто, психолог тут не нужен.

     Но как быть с «жертвой», в особенности если каждый день ребенок приходит из садика со следами укусов? Означает ли это, что воспитатели недостаточно следят за детьми? Ответ прост: если следы укусов сменяют друг друга постоянно, ситуация безусловно ненормальна. 

У нас никого не кусают.

Правило номер один любого детского коллектива: когда ребенок кусается, его следует прежде всего остановить и отвести подальше от «жертвы». Следует объяснить ребенку совершенно однозначно, что ни в коем случае нельзя кусаться.

Можно сравнить это с другими известными ему запретами, существующими в садике. Достаточно одного короткого предложения, которое следует повторять ясно, четко и строго: «У нас в садике нельзя кусаться».

Нет смысла наказывать малыша в таком возрасте. Он еще недостаточно осознает причинно-следственную связь между поведением и наказанием, и кроме того, он практически не владеет своими побуждениями. Поэтому если он разозлиться опять, страх перед наказанием не остановит его.

В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.

Некоторое время взрослые терпят, надеясь, что малыш перерастет этот период и поймет, что кусаться нельзя, но ничего не меняется и покусанные родители и родственники начинают бить тревогу. Желание укусить – это один из древнейших инстинктов, такой же, как сосание. Только сосательный рефлекс у человека наиболее развит, так как в период новорожденности это единственный способ, чтобы добыть себе пищу. Инстинкт кусания сидит гораздо глубже в подсознании. Вы, наверное, обращали внимание, как взрослые люди в минуты волнения покусывают губы или ногти, а задумываясь над чем-нибудь, кусают ручку или карандаш. В общем, как видите, кусаются все. Только взрослые усвоили определенные нормы поведения в обществе и за рамки стараются не выходить.Ребенок же еще понятия не имеет, что такое хорошо, а что такое плохо. И задача родителей – объяснить малышу элементарные правила поведения. Кусаясь, малыш дает выход своим эмоциям, причем как положительным, так и отрицательным. Так, в зависимости от возраста малыша и внешних обстоятельств, психологи выделяют ряд «уважительных» причин для подобного поведения.

Укус от страха

   он может ощущать неуверенность и страх перед огромным миром. В этом случае укусы могут стать для ребенка единственным способом победить свой страх.

  Тактика поведения: Вам потребуется много терпения, такта и нежности, чтобы вернуть малышу чувство защищенности.

    

   Укус как признание в любви

   Часто родители сами показывают ребенку «дурной пример» покусывая малыша за пяточки и ручки. Но дети до двух лет еще не умеют кусать понарошку. Они не понимают, что могут сделать больно окружающим и в ответ на любящие покусывания родителей кусаются всерьез.

   Тактика поведения: Дать понять ребенку, что укусы не самый лучший способ объяснения в любви. Постарайтесь сдерживать свои эмоции и заменить покусывания поцелуями или объятиями. А в ответ на укусы малыша объясните, что вам очень больно. Можно предложить ребенку укусить свою руку, чтобы он понял, как это больно. И обязательно покажите карапузу, что можно выражать свою любовь другим способом: словами, жестами, объятиями, поцелуями.

   Укус как способ обратить внимание

   Тактика поведения: Совершенно не обязательно отказываться от личной жизни и целиком посвящать себя ребенку. Малышу важно не то, сколько времени вы проводите с ним, а то, как вы его проводите. Между детьми и родителями существует тесная эмоциональная связь. Ребенку важно чувствовать мамино (или папино) внимание и заботу. Выберите время, которое вы ежедневно будете проводить вместе с малышом, не отвлекаясь на домашние заботы или телефонные разговоры.

   Агрессивные укусы

   Если вы часто наказываете малыша и шлепаете, он может, кусая сверстников, вымещать на них скопившуюся агрессию. Ведь взрослому, в отличие от малыша, так не ответишь.

   Тактика поведения: Здесь главное – не оставлять произошедшее без внимания. Обязательно скажите, что он причиняет окружающим боль. Такие проявления агрессии – повод задуматься над своей воспитательной тактикой. Может, стоить быть чуточку помягче и понежнее. Иначе получается двойной стандарт: вам можно применять силу, а ребенку нельзя.

   Если кто-то из детей укусил вашего малыша, в большинстве случаев не знают, как себя вести. Просто постарайтесь некоторое время держаться подальше от этого малыша.

   Если родители выберут правильную тактику поведения, то как правило, ребёнок перестанет кусаться. Но иногда и в три, и в четыре года ребенок продолжает кусаться. Это свидетельствует о слабости нервной системы и душевном неблагополучии малыша. то тревожит ребенка, что мешает ему расслабиться и перестать нервничать

   Ознакомившись с правилами, можно убедить маленького «тигра», что достаточно всего лишь грозно рычать: «Давай ты будешь добрым тигром!»

Почему ребенок кусается?

У малышей это происходит из-за недостаточного умения говорить (проще укусить, чем сказать словами, что не нравится). У детей 2-3-летнего возраста пристрастие к укусам может проявиться уже как один из вариантов реагирования на действия других детей. Таким образом, ребенок старается ответить на обиды; или же привлечь к себе внимание взрослых.

У детей старше 2-х лет причина кусания может быть связана со слабостью мышц и пониженной тактильной чувствительностью (чувствительностью кожного покрова) в области ротовой полости. Поэтому эти дети нуждаются в дополнительной и интенсивной стимуляции в области рта. Зачастую, такие дети долго сосут соску и, как правило, опаздывают в развитии речи. Кстати, речевые проблемы сами по себе могут являться причиной повышенной нервозности и неадекватного поведения ребёнка.

   Детям с пониженной тактильной чувствительностью в ротовой полости обязательно нужно вводить в ежедневный рацион питания твердые виды пищи (морковь, яблоко).

   Рекомендуется учить ребёнка пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке и выполнять упражнения для укрепления мышц ротовой полости.

Как отучить малыша от кусания?

   Во-первых, не кусать его в ответ. Кроме того, не следует кричать, если вам больно. Если малыш вас укусил, лучше всего сразу же снять его с рук, давая понять, что вы не хотите не только держать его, но и даже находиться рядом, так как он причиняет вам боль.
Объясняйте ему снова и снова: «Ты укусил ребенка. Это больно. Мне это не нравится. Дети не кусаются. Больше никогда не кусайся!» Говорите негромко и серьезно – не кричите на него. Ваша цель не запугать малыша, а дать ему понять: то, что он сделал – серьезная проблема.

Если Ваш ребенок укусит кого-то, ваши действия должны быть несколько иными. Вам необходимо защитить этого ребенка от дальнейших укусов, так что, если подобное случилось в гостях, то извинитесь перед родителями и сразу же разлучите детей (увезите своего малыша домой, если не будет возможности найти отдельную комнату). Постарайтесь сделать так, чтобы ваш малыш понял: визит так быстро прервался из-за его поведения. Если же это произошло дома, отведите его в сторону и займитесь другим ребенком. Утешьте пострадавшего и выразите ему свое сочувствие. Сделайте именно так, даже если вы подозреваете, что другой малыш спровоцировал укус, отобрав у него любимую игрушку. В этом возрасте дети эгоистичны и не хотят делиться игрушками, но они могут и должны учиться тому, что кусаться в ответ недопустимо. В присутствии ребенка направьте все внимание на пострадавшего, жалейте пострадавшего. Таким образом, вы подадите своему ребенку пример выражения сочувствия. Если возможно, сделайте так, чтобы ребенок загладил свою вину. Он может извиниться, предложить игрушку. учите ребенка договариваться. Старайтесь предугадать намерение ребенка укусить. Внимательно наблюдайте за его поведением. Вы сможете немедленно вмешаться и не допустить подобных действий. Вполне может быть, что кусание является одним из проявлений перевозбуждения, возникающего потому, что ребенок слишком долго и активно играет с другими детьми.

Если ребенок продолжает кусаться, повторяйте ему ваши объяснения каждый раз, перед тем как отправиться в ясли, садик или на прогулку в парк. Возможно, стоит задуматься все ли благополучно у вас в семье и в ваших отношениях с ребенком? Помогайте ему освобождаться от избытка энергии и негативных эмоций. Физическая активность – отличный канал для высвобождения энергии.

Если жертвой стал ваш малыш, постарайтесь расспросить его о том, как это произошло, утешьте его и попросите тотчас рассказывать о таких происшествиях кому-нибудь из взрослых и не кусаться в ответ.


Если ребенок кусается….

Причины

Это происходит, когда ребенок 

* Находится в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости и дискомфорта (ему жарко или он голоден);

* Защищает свою игрушку или оберегает свою (по его разумению) территорию;

* Хочет что-то получить, но не знает, как это сделать по-другому

* Еще не умеет сочувствовать другим людям;

* Пытается привлечь к себе внимание, которого ему не хватает;

* Слишком строго (физически наказывается родителями)

Обычно дети отвыкают от привычки кусаться в возрасте 3-4 лет, когда улучшается их речь, и они могут нормально общаться с окружающими с помощью речи.

Как отучиться кусаться

* Никогда не смейтесь, если кто-то кусается или укушен.

* Не кусайте своего ребенка в шутку. Он не поймет разницы между вашими нежными укусами и своими.

* Учите ребенка другими способом получить то, что он хочет, например, вежливо попросить словами

* Учите ребенка, как надо делится. Например, делитесь с ним печеньем. Хвалите, если ребенок делится с кем-то.

* Учите ребенка играть с игрушкой по очередис другими детьми или вместе. Хвалите, если он это делает на ваших глазах.

* Приучайте его к ласковым действиям и во время игры. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котёнка.  Хвалите его если ребенок играет мирно.

* Не оставляйте без внимания, если ребенок бьет игрушки, колотит машинки, без устали объясняйте, что игрушке больно.

* Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребенок начинает кусаться, и , по возможности, предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.

* Если вы видете, что малыш приближается к другому ребенку с ясной видимой причиной целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преградив предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что кусаться нельзя!

Если укус произошел

¬ Просмотрите кусаке в глаза и скажите строгим голосом: «Не смей кусаться, это больно». Не пользуйтесь длинными сложными объяснениями- ребенок может не понять их.

¬ Проявите повышенное внимание к укушенному ребенку. Успокойте его. Дайте попить. Внимательно исследуйте место укуса. Если не обходимо продезинфицируйте место укуса антисептиком. Можно наложить холодный компресс или повязку.

¬ Затем снова вернитесь к кусаке. Строго скажите, приложив ладонь ко рту, что нельзя кусать людей. Добавьте, если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку. Дать этот предмет ему в руку.  Скажите этой игрушке не больно, а Катеньке очень больно, она плачет.

¬ Не следует наказывать ребенка физически. Ведь наказывая, Вы продемонстрируете отрицательные образцы поведения.

¬ Но можно на короткое время изолировать кусаку от детей. Например, сказать: «Кусаться больно; это очень плохо, когда ты делаешь кому-нибудь больно. Вот теперь мы должны посидеть на стуле и подумать, почему же нельзя кусаться.

 

Если вы заметили, что ребенок кусается, поступайте следующим образом:

1. Твердо и спокойно скажите ему, что кусаться нехорошо. Объясните, что укушенному ребенку очень больно и, если возможно, привлеките укусившего к помощи пострадавшему, вместе погладьте того по руке.

2. Проговорите с ребенком несколько простых фраз, выражающих его недовольство, например: «Нет», «Не хочу», «Я сержусь!». Попробуйте научить его говорить эти фразы, когда необходимо.

3. Организовывайте и поощряйте игры с песком, водой, глиной, так как эти материалы успокаивают, способствуют снижению агрессии.

4. Обязательно дайте ребенку возможность как можно больше рисовать карандашами, фломастерами, мелками и, особенно, красками.

5. В распоряжении ребенка должно быть достаточно строительных материалов — кубиков или крупного конструктора.

6. Дома ребенку как можно чаще давайте «грызть» твердую пищу: морковь, капусту, яблоко, огурец, сухари, баранки и т.п.

7. У ребенка должно быть место, где он может ползать, валяться, кувыркаться.

8. Никогда не решайте свои проблемы при детях с помощью крика и кулаков!

9. Если ребенок недавно пришел в детский сад, не требуйте от него скорейшего приучения к туалету, дайте ему некоторое время (примерно три недели), чтобы освоиться в группе.

10. Избегайте ситуаций, когда ребенок может оказаться в тесной кучке других детей, постарайтесь обеспечить ему свободное пространство.

11. Всегда соблюдайте режим дня, четко чередуя активную деятельность с отдыхом и приемами пищи в определенное время.

12. Помните, выражение вашего лица всегда отражается на лицах детей. Будьте доброжелательны, больше улыбайтесь всем детям без исключения, не хмурьтесь! Знайте, ребенок перестанет кусаться, если вы в это верите и помогаете ему.

Укусы – это агрессия

Почему вообще дети кусаются? Не будем упоминать определенный возраст зубов, когда у ребенка банально чешутся десны. Есть множество «бабушкиных» методов избавления от зуда, а также гели и другие средства в современной аптеке. Но что делать, когда зубы уже выросли, причем давно, а из детского сада или даже из младшей школы приходят новости, что ребенок кусается, и как сбежавший Маугли решает проблемы зубами?

Укусы, в первую очередь, – это проявление агрессии. А вот на что ребенок так реагирует – надо выяснять родителям. Понаблюдайте внимательно за вашим малышом: когда, где и на что, на какое поведение окружающих он начинает кусаться. Ведь укусы – это реакция малыша на то неблагополучие в отношениях, в которых в данный момент ребенок находится. Источник может быть и в семье, и в саду. Если у вас есть возможность ограничить или избавить малыша от ситуации – проблема решится сама собой. Как вариант, это может быть какой-то определенный мальчик или девочка, обижающие его в группе, или когда вы спорите дома с родными. Измените ситуацию – и проблема может просто пропасть.

Иногда в очень серьезных случаях, родители бывают вынуждены поменять детский сад. Но это крайние меры, ведь с укусами ребенка можно и побороться.

Укусы – это замена

Почему к укусам животных мы относимся более терпимо? Потому что для животного это единственный способ показать свое отношение к определенным совершаемым с ними действиям. Ведь животные не могут говорить. Для ребенка укусы – тоже замена вербального способа выражения отрицательных эмоций. При неразвитой речи в определенном возрасте сложно объяснить, почему ты злишься или обижен, что тебе не нравится, что ты хочешь, чтобы этот малыш вернул твою игрушку, или родители перестали кричать друг на друга. Укусы для малыша в данном случае – способ выражения отрицательных эмоций, более простой, и, кстати, очень действенный способ добиться своей цели.

Иногда проблема укусов бывает по причине неразвитости тактильной чувствительности. Такие дети дольше сосут соску и имеют небольшое отставание в речи. В таком случае в процессе избавления от привычки кусаться давайте ребенку побольше продуктов, которые нужно грызть: яблоки, морковь.

Что делать можно и что нельзя

На укусы категорически нельзя отвечать агрессией: ругаться, шлепать или кусаться в ответ. Как при воспитании в целом, агрессивный ответ не решит проблему, а лишь запугает и может породить комплекс. Самый первый шаг родителя – объяснить ребенку, что он сделал ему (или соседу) больно. Объяснить словами, спокойно и уверенно, показать след, привести недавний пример («помнишь, ты упал и плакал, и тебе было больно? Мне сейчас так же больно»).

Так как укусы – это замена речи

С привычкой кусаться можно бороться самостоятельно. Чаще всего, это просто вредная привычка. Выясняем причины

Почему же ребёнок в 2 года или 3 кусается? В таком возрасте укусы осознанные, ведь малыш уже понимает, что происходит вокруг, как на его действия реагируют другие люди. Он активно взаимодействует с обществом и проверяет реакцию на свои поступки. А ещё детки 2-3 лет преодолевают настоящий скачок развития, многому учатся, впитывают всё в себя, словно губки. Все эти факторы могут провоцировать изменения в поведении, общении, реагировании на внешние раздражители. Ниже рассмотрены все возможные причины, по которым дети кусаются в детском саду.

Прорезывание зубов

Немногие мамы и папы знают, что процесс прорезывания зубов у деток протекает вплоть до трёхлетнего возраста. И как раз в 3 года или раньше могут пробивать себе путь через дёсны вторые нижние и верхние моляры – самые крупные зубы в челюсти. Прорезывание может доставлять сильный дискомфорт, травмировать десенные ткани.

Как и груднички, более взрослые малыши тоже могут непроизвольно помогать себе устранять неприятные ощущения – чесать дёсны. И если в полгода кроха будет для этих целей использовать специальный прорезыватель для зубов или игрушки, то трёхлетка может «пускать в ход» своих сверстников.

Неблагоприятная обстановка в семье

Порой к негативным изменениям в поведении малыша приводит неблагоприятная обстановка в семье. Рассмотрим несколько вариантов:

  • Частые скандалы, выяснения отношений, ссоры между отцом и матерью. Видя всё это, малыш может подумать, что агрессия, раздражительность, крики или даже применение физической силы – это норма.

  • Агрессия родителей по отношению к ребёнку. Укусы других станут некой защитной реакцией.

  • Дефицит родительского внимания. Когда на малыша не обращают внимания, он чувствует себя одиноким. Кусая других, он понимает, что за эти поступки его ругают, то есть проявляют интерес к его личности.

  • Чрезмерная суета дома. Если с ребёнком проживает большое количество других людей (бабушки и дедушки, сёстры и братья, прочие родственники), то он лишён личного пространства, порой необходимой тишины, возможности оставаться наедине с собой и «переваривать» полученную за день информацию. Из-за физического или эмоционального перенапряжения ребёнок может выражать усталость или недовольство, кусая окружающих.

Переходный возрастной период

Переходный возраст – это не только подростковый период. На самом деле по мере роста и взросления ребёнок сталкивается с несколькими кризисами, и один из них приходится как раз на промежуток между 2 и 3 годами. В это время малыш переходит из младенчества в детство, начинает постепенно отделяться от мамы, осознавать свою обособленность, свободу. Он изучает возможности, прощупывает грани дозволенного, анализирует личное пространство, проверяет реакции на те или иные свои поступки. И такой кризисный период может проявляться по-разному, в том числе в виде укусов.

Смена обстановки

Когда малыш начинает посещать садик, он сталкивается с резкой сменой обстановки. Привычная домашняя атмосфера вдруг заменяется чужими стенами, многочисленными детьми, странными женщинами (воспитателями, нянями). Всё это – огромный стресс для маленького человека с несформированной психикой. И справляться с такой стрессовой ситуацией ребенок может разными способами, в том числе попытками кусать всех вокруг.

Укус - как способ выражения эмоций

В 2-3 года детки очень эмоциональны, но далеко не все знают и понимают, как именно выражать свои эмоции. И вместо жестов, мимики и слов малыши часто используют другие способы, порой неожиданные. Одни катаются по полу или бегают, другие громко кричат, третьи крушат всё вокруг, а четвёртые кусаются.

Взаимодействие с окружающим миром. В детском саду в одной группе собирается порядка 15-20 человек, причём маленьких, несмышленых и порой не привыкших к социуму. Тут они начинают учиться общаться, распределять роли в коллективе, делить окружающих на плохих и хороших, осознавать себя в обществе.

Укусы могут быть, во-первых, способом отстаивать свои права. Если малыша ударили или лишили любимой игрушки, он вряд ли будет решать такие проблемы словами. Чадо прибегнет к доступному методу – физическому воздействию, которое может иметь формат укусов. Во-вторых, кусая, малыш может завоёвывать авторитет или доказывать лидерские позиции. В-третьих, таким способом ребёнок может просто защищаться от тех, кто ему неприятен. В-четвёртых, если малыш не обучен элементарным правилам общения, он может решить, что укусы – это проявление любви и симпатии.

Пожалуйс

Подражание

Дети в 2-3 года склонны повторять всё как за взрослыми людьми, так и за своими ровесниками. И если кто-то из группы детского сада вдруг укусил кого-то, то малыши, сильно подверженные чужому влиянию, могут начать повторять поведение «кусачего», делать так же. И даже один активный «кусака» может буквально «заразить» такой привычкой большую часть детского коллектива.

Особенности характера и темперамента

Кусать других склонны гиперактивные дети, которые не могут контролировать свои эмоции и энергию, не способны концентрировать внимание, отличаются неусидчивостью и вспыльчивостью. Также привычка может проявляться у чрезмерно эмоциональных малышей.

Особенности воспитания

Иногда в «кусачести» ребёнка виноваты родители. И есть два случая. Первый – вседозволенность. Если мама и папа выбрали в качестве тактики воспитания полное отсутствие запретов, то неудивительно, что дочка или сын ощутит свободу, всесилие. Чадо будет понимать, что за укусы его не ругают, поэтому можно продолжать поступать так и дальше. И воспитатель точно не сможет запретить данные действия, ведь из-за вседозволенности ребёнок не принимает авторитет взрослых.

Второй случай противоположен и предполагает чрезмерную родительскую строгость. Если отец и мать запрещают чаду буквально всё, держат его в «ежовых рукавицах», чрезмерно опекают и наказывают за детские шалости, то, во-первых, ребёнок находится в смятении, во-вторых, он протестует, в-третьих, оказываясь в детском саду, осознаёт отсутствие родителей и возможность нарушать их запреты.

Как быть

Что делать, если в 2-3 года ребёнок, посещающий дошкольное образовательное учреждение, кусается? Важно понимать, что далеко не всегда укусы – это прихоть малыша. Иногда такая привычка – следствие ошибок родителей, атмосферы дома, плохого окружения или даже отклонений в развитии. И чтобы эффективно помогать чаду меняться в лучшую сторону и избавляться от вредной привычки, важно выяснить причину поведения.

Вспомните, когда именно малыш начал кусаться, что могло этому поспособствовать. Понаблюдайте за ребёнком: в каких ситуациях у него возникает желание укусить, что он чувствует в эти моменты и после них, как ведёт себя, испытывает ли сомнения, удовлетворение, страх или иные эмоции.

Не следует кричать на ребёнка, наказывать за укусы. Это не только не подействует, но и может возыметь обратный эффект – заставить кусаться ещё больше и сильнее в знак протеста. Не следует говорить, что вы не любите такого «кусаку». Малыш должен понимать, что плохой не он сам, а лишь его привычка. Не пытайтесь кусать в ответ и применять силу. Действовать нужно планомерно, аккуратно и комплексно.

Изучите советы психолога, которые помогут отучить малыша кусаться:

  1. Проанализируйте и улучшите обстановку в семье, если это требуется. Родители не должны выяснять отношения на глазах у детей. Нельзя направлять агрессию ни на супруга, ни на ребёнка.

  2. Тщательно продумайте тактику воспитания, найдите золотую середину. В 2-3 года малыш уже должен понимать слово «нет», обозначающее запрет. Пытайтесь объяснять чаду, почему кусаться нельзя. Расскажите, что это больно, негигиенично и некрасиво.

  3. Если ребёнок только начал посещать садик, поддерживайте его, помогайте адаптироваться и безболезненно привыкать к новой обстановке. Обычно первое время детки остаются в группе на два часа, потом на полдня. Не стремитесь ускорить период привыкания. Если крохе пока некомфортно в детском коллективе, не оставляйте его в саду надолго. Каждый день рассказывайте, что в группе хорошо, что мама непременно придёт вечером и заберёт своего любимого сына или дочку.

  4. Обучайте ребёнка другим способам выражения эмоций, не подавляйте их. Если у малыша есть достаточный словарный запас, разговаривайте с ним, спрашивайте, что он чувствует. Просите рассказывать об эмоциях и ощущениях, проговаривайте их вместе. Демонстрируйте участие, говорите, что вы понимаете чувства. А если чадо сильно злится, предложите ему переключиться на что-то приятное, например, на рассматривание ярких картинок, игру, танцы.

  5. Чтобы обучить малыша правилам поведения в садике, можно практиковать ролевые игры дома в спокойной обстановке. Разыграйте сценку, в которой ваш ребёнок – это он сам, а вы – другой детсадовец. Проиграйте все возможные ситуации, в которых сын или дочь может укусить сверстника. И при малейшей попытке вонзиться зубами в тело остановите ребёнка и предложите другой вариант развития событий. Так, если кроха начал кусаться в ответ на отбирание игрушки, то расскажите ему, что он может взять другую более интересную вещь или попробовать предложить совместную игру тому, кто забрал понравившуюся машинку или куклу.

  6. Если вы и малыш видите, что другой ребёнок кусает кого-то, расскажите, как это плохо и невежливо. Малыш должен понять, что укусы – это не норма, а плохой поступок.

  7. Уделяйте время и внимание своему чаду: вместе гуляйте, общайтесь, обсуждайте что-то, играйте, занимайтесь хобби, делайте поделки, выполняйте домашние обязанности, чаще говорите о любви, хвалите за хорошие поступки. Малыш должен ощущать себя любимым, нужным и важным.

  8. Гиперактивному ребёнку нужно непременно давать выплёскивать энергию и эмоции. В течение дня больше гуляйте и играйте, позволяйте безобидные шалости.

  9. Поговорите с воспитательницей, расскажите об особенностях ребёнка и о возможных причинах укусов. Вы можете предложить сотруднице детского сада действующие на вашего сына или дочь методы влияния или же спросить совета. Работница с высшим педагогическим образованием поможет выявить и решить проблему, найти подход к конкретному малышу и помочь ему справиться с вредной привычкой.

  10. Наладьте режим дня и создайте благоприятную обстановку дома. Будите и укладывайте спать малыша в одно время, не допускайте переутомлений, ограничивайте просмотр мультфильмов и в таком возрасте лучше не предлагайте гаджеты.

  11. Чаще бывайте на детских площадках, в игровых комнатах. Это поможет проанализировать и лучше узнать поведение малыша, ведь в детском саду это невозможно.

Когда не обойтись без помощи специалиста

Помощь детского психолога или даже невролога необходима, если:

  • никакие методы решения проблемы не действуют;

  • укусами сын или дочь пытается добиваться всего;

  • ребёнок кусает всех;

  • возникают приступы неконтролируемой агрессии по отношению к людям, животным;

  • укусы участились и стали сильнее;

  • реакция на запреты и замечания отсутствует;

  • малыш пережил сильный стресс или психологическую травму;

  • кроха не в силах концентрироваться, сосредотачиваться, выполнять просьбы;

  • нарушился сон;

  • повысился мышечный тонус.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Маркова Галина Николаевна

Дата: 24.10.2023

Номер свидетельства: 638707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Родительское собрание № 1 в средней группе комбинированной направленности «Почемучки»"
    ["seo_title"] => string(80) "roditelskoe_sobranie_1_v_srednei_gruppe_kombinirovannoi_napravlennosti_pochemuch"
    ["file_id"] => string(6) "588706"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1634473558"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Мероприятие "Здоровый образ жизни""
    ["seo_title"] => string(33) "mieropriiatiiezdorovyiobrazzhizni"
    ["file_id"] => string(6) "326965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1463343349"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства