Возможности театрализованной игры в приобщении детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре
Возможности театрализованной игры в приобщении детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре
Театрализованная игра как один из ее видов является результативным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Возможности театрализованной игры в приобщении детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре»
Возможности театрализованной игры в приобщении детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре
Театрализованная игра как один из ее видов является результативным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия [19, с.22].
Театрализованная игра - это один из видов детской деятельности, в процессе которой у детей среднего дошкольного возраста развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. Театрализованные игры ведут свое начало из глубины народной педагогики - начиная с ранних лет, ребенок воспитывался на ярких красочных народных игрушках, прибаутках, потешках, играх-забавах.
Через них дети знакомятся с особенностями жизни русского народа (быта, посуды, костюмов, праздников).
Данный вид игр увеличивают интерес, восторг, вызывают толерантные, уважительные, терпеливые отношения друг к другу и взрослым, формирует знания о своей культуре.
Театрализованные игры позволяют формировать и опыт социальных навыков поведения, так как каждое литературное произведение русской народной культуры для детей среднего дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщаясь тем самым к фольклору, национальной культуре.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.).
Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой «рубежный» вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.
Театрализованная игра рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
как разновидность художественной деятельности, где интегрируется литературный, музыкальный и изобразительный виды деятельности;
как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка.
В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними.
Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте, так или иначе, основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому. Ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа.
В сказках отражены различные явления окружающей жизни, быт и труд людей, их взаимоотношения и т.п. Несложные тексты потешек, простые и выразительные произведения, написанные в форме краткого диалога, дают возможность детям среднего дошкольного возраста приобщиться к русской народной культуре.
Система работы по использованию театрализованной игры как средства приобщения детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре делится на три этапа:
художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
самостоятельная творческая деятельность.
Система работы включает в себя:
создание предметно-пространственной среды;
взаимодействие с семьёй с целью развития интереса к духовно-нравственному воспитанию детей;
создание перспективного плана, в который включены занятия, упражнения по театрализованной деятельности, а также произведения малых фольклорных форм.
Предварительная работа сосредоточена на описании сюжета сказки, последовательности событий сценария, анализе персонажей. Подготовка включает несколько основных этапов:
подведение детей к сказке. Настроиться на нужную тему помогают музыка (звуки природы, пение птиц, рисунки поля и цветов, поделки из бумаги или модели из пластилина, макеты);
преподнесение сказки детям осуществляется в разных вариантах: прочтение сказки воспитателем, аудиозапись (с участием нескольких актеров, чтобы показать характер и эмоции всех персонажей) или показ мультфильма на основе красочных иллюстраций (если таковой имеется);
обсуждение сказки с использованием наглядного материала. Например, вспоминая действующих персонажей, можно использовать иллюстрации к сказке, игрушечные фигурки животных, кукольный театр, маски животных. Можно предложить детям надеть маски и изобразить героев сказки, показать, как они ходят, говорят и т.д.);
запоминанию сюжета помогает совместное раскрашивание картинок, четко отображающих последовательность событий в сказке. Обсудив сюжет, персонажей и проанализировав их характерные черты, происходит коллективная постановка, но пока с помощью кукольного театра или пальчиковых кукол;
распределение ролей. В процессе обсуждения видно, какая роль более подходит конкретному ребенку;
подготовка декораций (костюмы с масками, деревья, лавочки, деревянные расписные ложки, посуда и т.д.). В этом обязательно участвуют дети, привлекая к процессу и родителей;
начало и конец работы проводится с использованием движений под музыку, танца или хоровода.
Дальнейшие репетиции носят индивидуальный характер, поскольку все это зависит от особенностей конкретных детей и воспитателя.
При использовании системы работы необходим обязательный минимум по формированию художественно-эстетических и художественно-творческих способностей детей. Данный процесс усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
Театрализованная игра интегративна, причем активность и творчество в ней у детей проявляются в трех аспектах. Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета. Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева. В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.
Поэтому основным направлением использования театрализованной игры как средства приобщения детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре состоит в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей. Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством приобщения детей к народной культуре.
Таким образом, театрализованные игры приобщают детей среднего дошкольного возраста к народным русским традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку ребенок находится в естественной речевой обстановке, которой для него является родной язык.