kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возможности и особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возможности и особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возможности и особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития (ЗПР)»

Практическая работа № 4.

Тема: Возможности и особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Вопросы для обсуждения:

1. ЗПР. Понятие. Классификация.

2. Особые образовательные потребности детей с ЗПР.

3. Специальные образовательные условия обучения детей с ЗПР

4. Организация дошкольного образования детей с ЗПР.

Задания:

  1. Дайте определение понятия «ЗПР» - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставился только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода оставались признаки недоразвития психических функций, то говорили уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

2. Дайте краткую характеристику каждой из четырёх групп ЗПР, выделенных в классификации К.С. Лебединской (ист. 1 и 2). Заполните таблицу.

Группа ЗПР

(по К.С. Лебединской)

Причины

Психолого-педагогические особенности

Конституционального генеза

Происхождение этой формы в основном врожденное

задержкой формирования лобных систем, с которыми связаны высшие специфические человеческие формы поведения и деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих детей находится на более ранней ступени развития. Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости. Отсутствует чувство долга и ответственности. Проявляется небрежное отношение к обучению, недостаточная критичность; не сформированы школьные интересы. Дети не понимают школьной ситуации, не умеют фиксироваться на выполнении школьных заданий. Они не умеют удерживать инструкцию, им недостает контроля. Моторный инфантилизм проявляется в двигательной расторможенности, недостаточной координации движений, особенно при осуществлении письма, рисования, ручного труда. Затруднения в обучении связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов. Вялость и непродуктивность проявляются только в учебной деятельности, но не в играх. Эмоционально-волевая незрелость часто сочетается с инфантильным типом телосложения.

Психогенного генеза

ПР психогенного происхождения имеет три варианта:


а) аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости. Чаще всего обусловлено явлениями гипоопеки. Ребенок безнадзорен, у него не воспитывается чувство долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется и развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости и сочетается с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для школьного обучения;

б) аномальное развитие личности по типу кумира семьи обусловлено гиперопекой — ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Характерны малая способность к усилию, черты эгоизма и эгоцентризма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку;

в) аномальное развитие личности по невротическому типу. В семьях, где существуют грубость, жестокость, деспотичность, агрессия, формируется личность боязливая, недостаточно самостоятельная, нерешительная, с малой активностью и инициативностью (в этом проявляется эмоциональная незрелость). Неблагоприятные условия воспитания приводят задержке и познавательной деятельности.

Этот тип связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные средовые условия, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы (вегетативных функций и эмоционального развития). В результате наблюдается аномальное, патологическое развитие личности. Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, которые не представляют собой патологию, а заключаются в дефиците знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

Соматогенного генеза

Задержка обусловлена длительной соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками соматической сферы, в первую очередь сердца.

В данном случае в замедлении темпа психического развития значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей и общий психический тонус.

Церебрально-органического генеза

церебрастения имеет церебрально-органическое происхождение. Проявляется в нарушении интеллектуальной работоспособности, утомлении памяти, внимания. Это также эмоциональные расстройства: ранимость, тормозимость, слезливость, раздражительность, возбудимость, склонность к немотивированному понижению настроения. Наблюдаются явления вегетативной дистонии: повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, жаре, нарушения сна и аппетита, функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта, головные боли. Относительно спокойные с утра, к вечеру дети становятся возбудимыми и расторможенными. Во-вторых, это неврозоподобные явления: тревожность, склонность к страхам, навязчивые движения, неврозоподобные заикание и энурез. В-третьих, наблюдается синдром психомоторной возбудимости (чаще у мальчиков) - аффективная и двигательная расторможенность, суетливость, отвлекаемость. В-четвертых, отмечаются аффективные нарушения—немотивированные колебания настроения. Они могут протекать в виде дисфории (пониженного настроения со злобностью, недоверчивостью, склонностью к агрессивным разрядам) либо в виде эйфории (повышенного настроения с элементами дурашливости, назойливости, бесцельной суетливости). В-пятых, наблюдается психопатоподобные нарушения: сочетание двигательной расторможенности, аффективной неустойчивости, снижения интереса к интеллектуальной деятельности с отрицательным отношением к учебе. Иногда это расторможенность влечений—склонность к побегам, воровству, лживости, онанизму. В-шестых, могут возникать эпилептиформные нарушения—судорожные припадки. И наконец, у детей с церебрально-органической формой ЗПР могут наблюдаться апатико—динамические расстройства: снижение инициативы и побуждений в интеллектуальной деятельности, выраженные эмоциональная вялость и двигательная заторможенность.

Встречается чаще других вышеописанных типов, обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности. Имеется негрубая органическая недостаточность нервной системы, чаще остаточного характера. Наблюдается задержка физического развития, общая гипотрофия. Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом — у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Дети слабо заинтересованы в оценке, у них низкий уровень притязаний. Игровая деятельность характеризуется бедностью воображения и творчества, определенным однообразием, преобладанием двигательной расторможенности. Органический инфантилизм проявляется в одной из двух форм: а) неустойчивый органический инфантилизм. Характерны психомоторная расторможенность, эйфорический оттенок настроения, импульсивность, малая способность к волевому усилию и систематической деятельности, повышенная внушаемость, отсутствие стойких привязанностей;б) тормозимый органический инфантилизм. Преобладает пониженный фон настроения, нерешительность, безынициативность, боязливость. Нарушения познавательной деятельности заключаются в неустойчивости внимания, инертности психических процессов, медлительности и пониженной переключаемости, недостаточном развитии фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной сторон речи, недостаточности долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Наблюдаются плохая ориентировка в «правом-левом», явления зеркальности в письме, затруднения в дифференцировке сходных фонем. Удовлетворительно разбираются в конкретно-наглядном материале, но уровень процессов обобщения и отвлечения низкий. Отсутствует интерес к целенаправленной деятельности, дети не любят самостоятельно, без понуждения учителя работать.


3. Дайте определение понятию «Особые образовательные потребности». Изучив ист. 1 и 3, охарактеризуйте особые образовательные потребности учащихся с ЗПР.

4. На основе изученного материала (ист.1 и 3), заполните таблицу:

Методы

Примеры методов, приёмы.

Особенности использования в работе с детьми с ЗПР

Наглядные

(картины, схемы,

таблицы,компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д) показ картинки, игрушки, движения или действия

Использование наглядных методов требует учитывать особенности школьников с задержкой психического развития (меньший объем восприятия, его замедленный темп, трудности концентрации внимания и др.)

и применять четкие схемы и таблицы, приближенные к жизни, реалистические иллюстрации, рационально определять объем применения наглядных средств с соблюдением принципа необходимости и доступности.

В обучении детей с задержкой психического развития важно избегать перегруженности, которая снижает качество восприятия материала иприводит к быстрому утомлению и эмоциональному пресыщению

школьников. Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудиообразцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и

т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала

Словесные

(рассказ, беседа, объяснение и др.)

имеют специфику в процессе обучения детей с задержкой психического развития и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами. необходимость дозированного сообщения нового материала (методом «малых шагов») с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов. Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний. При использовании словесных методов в работе со школьниками с задержкой психического развития необходимо создавать оптимальные условия, позволяющие активизировать их познавательную деятельность, обеспечивать целенаправленность их восприятия и устойчивость внимания, формировать умения учебного рассуждения, быстро реагировать на возникающие у детей трудности. Наиболее эффективным является проведение бесед при объяснении, закреплении, обобщении материала. В том случае, если необходимо развернутое сообщение учителя, следует использовать различные приемы активизации деятельности детей (через усиление практической направленности изучаемого материала, наглядное представление основных положении сообщения, привлечение примеров, перекликающихся с жизненным опытом ребенка и т.д.)

Практические

метод упражнений, лабораторные и

практические работы, игра и др.

Проведение игровых занятий создает оптимальныеусловия для развития потребностно-мотивационной сферы детей и облегчает процесс их адаптации к новым условиям. Целенаправленное использование игровой деятельности в учебно- воспитательном процессе способствует формированию у детей с задержкой психического развития положительного отношения к учению, закреплению конкретных представлений о содержательной и организационной сторонах учебной деятельности, тренировке навыков общения с одноклассниками и учителем. Особое значение использование игровой деятельности имеет в работе с детьми, предрасположенными к развитию дезадаптированных форм поведения и демонстрирующими негативное отношение к учению. Сюжетно-ролевая игра способствует постепенному формированию у ребенка положительного отношения к школьной жизни, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие у учащихся интереса к учению и повышение успеваемости.

При выполнении упражнений как наиболее распространенного практического метода школьнику с задержкой психического развития необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий, предварительно заданную учителем. Обязательное первоначальное оречевление действий постепенно свертывается и переводится во внутренний план. Однако в случае затруднений ученику предлагают вновь вернуться к развернутым действиям, сопровождающимся словесными комментариями, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении учащихся данной категории.


5.Ознакомьтесь с рекомендациями по применению дидактических материалов для детей с ЗПР (ист. 1), перечислите основные из них.

 Выстраивая обучение, учитывайте уровень способностей школьника с

задержкой психического развития: состояние и динамика развития

учебных способностей могут быть такими, при которых эффективное

обучение может происходить лишь в условиях систематического

подхода или требует дифференцированного обучения; иной уровень

соответствует более высоким способностям, позволяющим усваивать

учебный материал при фронтальной работе с классом.

 Отбор содержания обучения, а также предпочтительных видов

деятельности проводите с учетом оптимизации условий для реализации

потенциальных возможностей детей с задержкой психического

развития. Включайте в процесс обучения задания на развитие

восприятия, анализирующего наблюдения, мыслительных операций

(анализа и синтеза, группировки и классификации, систематизации),

действий и умений

 Предлагая задание, учитывайте, что актуальные и потенциальные

возможности одного и того же ученика могут различаться как на

уроках по разным предметам, так и при выполнении разных типов

учебных заданий на занятиях по одному предмету.

 Ставьте вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их,

вдуматься в содержание. Не торопите их с ответом, дайте время на

обдумывание.

 Привлекайте различные виды деятельности - игровую, трудовую,

предметно-практическую, учебную - для повышения уровня

умственного развития учащихся:

 Для того, чтобы избежать быстрого утомления, типичного для детей с

задержкой психического развития, целесообразно переключать

учеников с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды

занятий. При смене видов деятельности или задания убедитесь, что ребенок Вас

понял.

 Рационально используйте разнообразный наглядный материал в

соответствии задачами урока. Это позволит создать полисенсорную

основу для обучения, повысить мотивацию учащихся, однако не даст

возможности детям отвлекаться от содержания урока.

 Используйте для каждого ребенка с задержкой психического развития

необходимые ему наглядные опоры (например, у каждого ребенка есть

своя тетрадь, в которой он фиксирует именно то правило, которое

плохо усваивает).

 Поддерживайте и поощряйте любое проявление детской

любознательности и инициативы.

 Используйте разнообразные педагогические меры по отношению к

ученику: интересы детей с задержкой психического развития, как

правило, имеют узкую направленность, малоустойчивы; найти нужную

меру воздействия удается не всегда сразу – одна и та же мера нередко

теряет силу в связи с адаптацией ученика к ней.

 Нужно как можно лучше наладить внешнюю обратную связь в

преподавании и внутреннюю обратную связь в учении. Обратная связь

нужна не только учителю (контроль и регуляция), но и ученику

(самоконтроль и саморегуляция).

 Оценивайте успешность обучения ребенка в зависимости от темпа его

продвижения к более высокому уровню знаний, к познавательной

самостоятельности, от действенного интереса к учению.

 Учитывайте и не нарушайте этапность формирования способов

учебной деятельности: сначала детей учат ориентироваться в задании,

затем выполнять учебные действия по наглядному образцу в

соответствии с точными указаниями взрослого, затем – по словесной

инструкции при ее последовательном изложении. Проявляйте особый педагогический такт в работе с детьми с задержкой

психического развития – необходимо замечать и поощрять малейшие

успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности,

поддерживать положительный эмоциональный настрой.

 Используйте индивидуальный подход при оценивании деятельности

детей: обязательно поощряйте ребенка, если он справился с заданием, и

не допускайте никаких упреков в адрес тех детей, которые что-то хуже

сделали.

 Не оценивайте результаты труда ребенка в сравнении с другими

учащимися. Важно поощрять каждое отдельное продвижение вперед

конкретного ученика и оценивать не столько конечный результат,

сколько познавательный процесс, деятельность ребенка, его динамику

в развитии.

 Для детей с задержкой психического развития оценивание учебных

действий, выполненных заданий чрезвычайно важно, так как позволяет

им ориентироваться на произведенное действие, получившее

положительную оценку взрослого, как на образец, инструкцию к

дальнейшей деятельности.

6. Ознакомьтесь с рекомендациями по обеспечению доступа детей с ЗПР в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ист. 1), перечислите их.

К ним в первую очередь относится архитектурная среда учреждения (организация информационного пространства; создание специальных кабинетов для отдыха /релаксации и коррекционно-развивающих занятий). При создании «безбарьерной среды» необходимо помнить, что серьезной проблемой для детей с задержкой психического развития является получение информации, следовательно, в первую очередь необходимо создавать доступное для этих учащихся пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио- визуализированные источники:  удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке /режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д.;  табло с «бегущей строкой» на этажах, где может быть представлена актуальная на сегодняшний день информация;  доступный интернет и телефон, предназначенный для контактов с родителями, сверстниками, учителями

7. Ознакомьтесь с текстом 1. Выделите возможные формы организации обучения и воспитания дошкольников с ЗПР.


8. Ознакомившись с текстом 1, раскройте принципы обучения и воспитания детей с ЗПР, приведите примеры их реализации в педагогическом процессе.

9. На основе изученного текста 1 обозначьте цель и задачи обучения и воспитания детей с ЗПР.

10. На основе изученного текста 1 укажите специалистов, которые привлекаются к работе с детьми с ЗПР, и распределите виды занятий между специалистами.



Литература:

1. Пакет специальных образовательных условий обучения детей с задержкой психического развития в условиях общего образования. www.inclusive-edu.ru/content/File/dostupnaya_sreda/zpr.doc

2. Типы детей с ЗПР. Систематика К.С. Лебединской http://orc.zouo.ru/index.php?id=220


Текст 1. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития дошкольного возраста


Диагностико-коррекционные группы ДОУ, необходимость их создания; организация коррекционно-педагогического воздействия.

Цели, задачи, методы в структуре деятельности диагностико – коррекционных групп, блоки решаемых проблем: диагностический, коррекционно – развивающий, образовательный, воспитательный, лечебно-профилактический.

Вся деятельность специального дошкольного учреждения базируется на соблюдении основополагающих принципов и подходов к вопросам изучения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

При разработке образовательных программ учитываются принципы как общей, так и специальной дошкольной педагогики.

Основными принципами дошкольной педагогики являются:

единство воспитательного и образовательного процессов,

научность содержания обучения,

учет возрастных возможностей ребенка,

доступность материала,

повторяемость материала,

концентричность материала.

Основными принципами коррекционной дошкольной педагогики являются:

принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;

принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребенка;

принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями;

принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности;

деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;

принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия.

Построение коррекционно-развивающих программ в соответствии с указанными принципами должно обеспечивать социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка, так как важнейшим компонентом общеразвивающей и коррекционной работы должно быть преодоление социальной недостаточности ребенка. Л. С. Выготский считал, что «специальное воспитание должно быть подчинено социальному развитию...». Социализацию ребенка он рассматривал как процесс его «врастания» в цивилизацию, связывая это с овладением способностью к знаковому опосредованию, что происходит, главным образом, в практической и символико-моделирующих видах деятельности и речи.

Исходя из общности основных закономерностей развития в норме и патологии, в программах определяются базовые направления педагогической работы, обеспечивающие максимально возможную целостность, гармоничность личностного развития ребенка. Это осуществляется в процессе социального развития, физического воспитания, познавательного развития, формирования механизмов ведущей деятельности, свойственной определенному периоду детства, продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования, элементарного труда), эстетического воспитания. В совокупности эти направления работы обеспечивают решение общеразвивающих задач.

Специализированные детские сады компенсирующего вида решают комплексные социально значимые задачи, нацеленные на создание условий для интеграции ребенка с ЗПР в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение ребенка объемом представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего воспитания и обучения.

Воспитание и обучение детей с ЗПР может осуществляться в диагностико-коррекционных группах.

Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии.

В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные и образовательные.

В диагностическом блоке задач ведущей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуально-ориентированной программы развития ребенка. При этом изучение проводится как в ходе диагностического обследования, так и при динамическом наблюдении за развитием дошкольника, осуществляемом в ходе коррекционно-воспитательного процесса.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств.

Следующим блоком задач является коррекционный. Содержание и организация коррекционной работы направлена, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Коррекционная работа осуществляется не только на специальных — групповых и индивидуальных — занятиях. Вся система организации жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении должна быть направлена на решение задач этого блока. Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе распределенной, по согласованию, профессиональной деятельности.

Блок оздоровительных задач определяет условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника дошкольного учреждения. В нем определяются задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья. В рамках данного блока планируются все возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на обучение детей приемам и навыкам, значимым для их жизнедеятельности и здоровья как важнейшего условия жизненного благополучия. В этом же блоке осуществляется также весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с ЗПР.

Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Все задачи этих блоков решаются на занятиях у специалистов дошкольного учреждения. Работа психолога строится с учетом специфики учреждения. Если в нем есть учитель-дефектолог, психолог акцентирует свое внимание на коррекции и развитии эмоциональной сферы и поведения детей, на развитии потребности в общении. В другом случае в индивидуальную работу включаются и занятия по коррекции познавательной сферы в соответствии с результатами диагностики.

Воспитатель специализированного дошкольного учреждения, учитель-дефектолог, логопед и психолог проводят следующие занятия:

уроки здоровья;

лепка;

аппликация;

рисование;

конструирование;

ручной труд;

физическое воспитание;

трудовое воспитание;

обучение игре;

социальное развитие;

познавательное развитие;

ознакомление с окружающим миром;

обучение игре;

математика;

развитие речи;

развитие тонкой ручной моторики;

подготовка к обучению грамоте.

Каждый ребенок должен посетить не менее трех индивидуальных занятий в неделю.

Задачи обучения в ходе всех вышеперечисленных видов занятий существенно изменяются в разных возрастных группах.

Отдельные занятия (из тех, что перечислены) вводятся в процесс воспитания не сразу, а по ходу взросления ребенка, с учетом психологических новообразований возраста и психических процессов, складывающихся в рамках ведущей деятельности и служащих предпосылками для формирования нового типа ведущей деятельности. Естественно, что для старшего дошкольника этим новым типом является учебная деятельность.

Все вышеперечисленные виды занятий тесно связаны с такими направлениями деятельности детей в дошкольном учреждении, как:

1) общение и коммуникативное взаимодействие,

2) физическое воспитание,

3) развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации,

4) сенсорное развитие,

5) музыкальное воспитание,

6) предметная деятельность и игра,

7) познавательное развитие,

8) социальное воспитание,

9) развитие продуктивной деятельности,

10) подготовка к школьному обучению.

Задания:

1. Выделите возможные формы организации обучения и воспитания дошкольников с ЗПР

2. Раскрыть принципы обучения и воспитания детей с ЗПР, привести примеры их реализации в педагогическом процессе.

3. Обозначить цель и задачи обучения и воспитания детей с ЗПР.

4. Указать специалистов, которые привлекаются к работе с детьми с ЗПР.

5. Распределить виды занятий между специалистами.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Александрова Ксения Алексеевна

Дата: 16.06.2022

Номер свидетельства: 609855

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "«Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_kommunikativnykh_navykov_u_detei_mladshego_shkolnogo_vozrasta_s_zaderzh"
    ["file_id"] => string(6) "588031"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1633423477"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства