Воспитание чувств и формирование этических представлений
Воспитание чувств и формирование этических представлений
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений. Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает прежде всего формирование у них этических представлений, обобщенных и дифференцированных (что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и т.д.). Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание чувств и формирование этических представлений»
Воспитание чувств и формирование этических представлений
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений.
Отсутствие у ребенка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слез, капризов. Негативного отношения к требованиям взрослых.
На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, ее сломают». В детском саду же воспитатель постоянно учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать, как поступить малышу? Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворенность, а иногда рождают хитрость, приспособленчество. В результате у ребенка не может сложиться четких представлений о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае.
Для развития этических представлений детей целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывалась бы конфликтная ситуация , а, как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Например, детям старшего дошкольного возраста можно прочитать рассказ Н.Носова «Карасик».
Можно предложить ребенку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которого он был, и спросить у него что он сделал для того, чтобы исправить эту несправедливость. Можно обратить внимание ребенка на такой случай, когда он сам обошелся с кем-либо несправедливо. Учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других,- одна из главных задач на пути формирования у них этических представлений.
Выявлению и формированию этических представлений детей, воспитанию их чувств способствуют и наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Внимательны ли дети друг к другу, когда они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку и т.д. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о том или ином поступке, как объясняют его, какую дают оценку поведению своих товарищей, взрослых, как оценивают героев и персонажей художественных произведений, можно правильно судить о том, каковы же их представления о морали.
Приучая детей раздумывать над поступками, взрослые развивают у них нравственное сознание. Надо чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить свою самостоятельность, активность. Если же все заботы о поведении детей воспитатель берет на себя, у них постепенно угасает интерес и к себе, и к поведению окружающих и, наоборот, развивается равнодушие, привычка жить чужим умом.
Умение думать о других, замечать, что происходит вокруг, приходит к ребенку постепенно. И в этом ему должны помочь взрослые.
Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает прежде всего формирование у них этических представлений, обобщенных и дифференцированных (что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и т.д.). Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений.
Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать, возмущаться и т.д.
Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своим появляется у детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, когда они видят определенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного общения друг с другом.