kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание нравственных качеств детей среднего возраста посредством русских народных сказок

Нажмите, чтобы узнать подробности

План по самообразованию, доклад из личного опыта работы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание нравственных качеств детей среднего возраста посредством русских народных сказок»

«Сказки – это зернышко, из которого

                                    прорастает эмоциональная оценка   

                                                            ребенком жизненных явлений».

В.А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений и формирование у детей основ нравственных представлений. Именно в этот период жизни формируются дружеские взаимоотношения детей, уважение к старшим, трудолюбие и любовь к Родине.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.  Основой нравственности являются такие качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни.

В истории отечественной педагогики этому вопросу всегда уделялось большое внимание, а задача нравственного воспитания детей рассматривалась как приоритетная. Ряд исследователей таких как: А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и другие, освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.

Нравственное воспитание  пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.  Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание. Л.А. Григорович определяет, что нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

К сожалению, сейчас можно все чаще наблюдать детскую жестокость, агрессивность по отношению друг другу, к близким людям и  по отношению к животным. Всё чаще дети остаются наедине с компьютером, телевизором под влиянием которых у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы задачи развития у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания, способности к усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации [30].

Дошкольный возраст это время, когда происходит формирование человека, становление его как личности. В эту пору у ребенка накапливается багаж знаний об окружающем его мире, о нравственных нормах, формируются привычки.

С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому я считаю, что уже со среднего дошкольного возраста необходимо показать ребенку нравственную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как «добро» и «зло»,  «хорошо» или «плохо», «можно» или «нельзя»  целесообразно формировать у детей своим собственным примером.

Так же, на мой взгляд, одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок - и положительные и отрицательные - прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.  Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, следовательно, сказку возможно и необходимо использовать как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.

В связи с этим, я поставила перед собой цель:  создание условий для  использования русской народной сказки в нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста.

В соответствии с целью мною были определены задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме.

2. Разработать систему мероприятий по использованию русских народных сказок в воспитании нравственных качеств у  детей среднего дошкольного возраста.

3. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

4. Оказать родителям (законным представителям) воспитанников педагогическую помощь с целью, принятия ценности сказки, ее особой роли в нравственном воспитании ребенка.

В качестве конечных результатов реализация методической разработки по воспитанию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок предполагает:

 понимание детьми смысла сказок и они смогут сформулировать основную мораль сказки;

 умение применять накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме;

 умение различать  полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло», «можно» - «нельзя» и т. д. в сказке и в жизни;

 умение детей делать самостоятельный нравственный выбор;

 умение детей выражать свои чувства и переживания словами;

  развитие эмоциональной отзывчивости;

 формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе;

  создание оптимистической детской картины мира;

 гармонизацию отношений между взрослыми и детьми, со сверстниками.

В соответствии с задачами, указанными выше, разработала систему работы по воспитанию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Воспитание сказкой способствует  воспитанию уверенности в себе и своих силах. Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности.

Поэтому в моей группе работа велась в непосредственно организованной образовательной деятельности, совместной деятельности, самостоятельной деятельности детей  и во взаимодействии с родителями.

 Сказка - это могучее и действенное средство в нравственном воспитании детей. Она учит  всем положительным человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Изучая методическую литературу, я выделила основные этапы работы над сказкой.

1 этап  - это знакомство со сказкой, на котором решается задача развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки, через чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей - с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

2 этап - эмоциональное восприятие детьми сказки. На этом этапе решается задача закрепить содержание сказки и понять, как дети поняли суть сказки, и какое отношение возникло к героям, событиям и явлениям, через пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.

3 этап - это отражение отношения ребёнка к героям, событиям, явлениям сказки в продуктивной деятельности, цель которого развивать навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки, выражая своё отношения к героям и воплощая свои переживания в продуктивной деятельности, через продуктивные виды деятельности.

4 этап - подготовка к самостоятельной деятельности при разыгрывании сюжетов из сказок, игр драматизаций, театрализованных, творческих игр, что способствует развитию симпатии и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки героев и окружающих людей.

Самым целесообразными методами в плане формирования нравственных качеств у детей, на мой взгляд, будут являться те, которые позволяют наряду со знакомством с содержанием сказки, вовлекать детей в деятельность. Поэтому во время работы я использовала различные методы и приемы по ознакомлению детей со сказкой:

1.     Чтение сказки воспитателем, то есть дословная передача текста. Выразительное чтение сказки с применением интонации и мимики. При чтении педагогу необходимо следить не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей. Важно не читать, а рассказывать, так как необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. Рассказывая сказку и выполняя вышеназванные функции, педагог параллельно выполняет функцию наблюдателя. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его взволновали. По отношению ребенка к рассказываемому можно определить те или иные психологические проблемы, понять, что волнует ребенка в данный момент его жизни. По мере развития сюжета сопереживание героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками. Здесь педагог берет на себя функцию партнера, которая проявляется в его реакции на эмоциональную активность детей. Не следует делать детям замечаний, призывать сидеть тихо. Это может помешать им полноценно переживать события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывают сомнений. Сказки, которые невелики по объему, можно рассказать детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений лучше читать по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

2.     Следующий метод - рассказывание, то есть более свободная передача текста. В процессе рассказывания допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Однако, главное в передаче рассказчика - это яркое, красочное пересказывание с передачей характерных особенностей сказочных персонажей.

3.     Еще один прием - повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1 - 2 раза. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия, предотвратить забывание. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с занятиями рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети. Задача воспитателя поощрять разнообразное изобразительное творчество. Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста - выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

4.     Беседа по сказке. Это комплексный приём, включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок. Вместе с детьми педагог обсуждает героев, особенности их характеров. Важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта. В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, но и изменено под воздействием других ребят и при косвенном руководстве педагога.

5.     Рассматривание иллюстраций в книге, является методом усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию. Иллюстрация - рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой - то момент. Она может быть полностью понята, если известно содержание соответствующего отрывка. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки. Показывая какую - либо иллюстрацию, необходимо вновь обращаться к тексту, повторно прочитать эпизоды, в которых описывается изображенное на рисунках. Таким образом, осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрации.

6.     Не менее эффективным методом работы со сказками являются творческие задания, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Результатом таких заданий является изготовление продукта, такого как, поделка, рисунок.

7.     Для закрепления знаний полезны дидактические игры на материале знакомых сказок. Например, игры «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», пазлы, мозаики и другие. Необходимо отметить, что такие игры сопровождаются беседой по обсуждению героев сказок, их поведения. Вся беседа проходит непринуждённо, что делает ребёнка открытым для общения с взрослым.

8.      Технические средства обучения. Используется прослушивание записи в исполнении артиста или просмотр мультфильма по сказке.

Все вышеперечисленные методы и приемы я использовала в работе с  учетом возраста детей, их индивидуальных особенностей и даже  настроения.

Подбирая детям народную сказку для чтения, необходимо  учитывать множество факторов. Одним из основных является наличие в нем такого героя, которым дети могли бы восхищаться, которому у них бы возникло желание подражать. Это должен быть персонаж, обладающий такими положительными качествами, как верность друзьям, стремление к справедливости, готовность приложить усилия для достижения своей цели, способность к сочувствию и взаимопомощи, высокие моральные принципы и другие свойства личности, которые необходимо развить у детей.

При выборе книги со сказками необходимо ориентироваться также на качество ее переплета, на яркость обложки и, конечно же, на количество и качество картинок в ней. Все эти детали чрезвычайно важны, если речь идет о чтении этой книги детям: они довольно восприимчивы, и красивый внешний вид книги может произвести на них приятное впечатление, повлиять на их восприятие сказки. Картинки в книге облегчают запоминание детьми сюжета, внешнего вида героев, пейзажа, на фоне которого разворачивается действие сказки. Не менее важна и речь педагога, его дикция в процессе чтения книги детям. Яркая, эмоционально насыщенная речь способна с первых слов заинтересовать ребенка, увлечь его развитием сюжета, в то время как недостаточно выразительная речь, лишенная эмоциональной окраски, может лишить детей любой заинтересованности в ходе действия произведения.

Процесс формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста будет более успешным, если:

 задачи  будут реализовываться в условиях сотрудничества педагогов, родителей и воспитанников;

 если действия участников образовательного процесса будут соответствовать целям и задачам основной образовательной программы дошкольного образования;

 все формы и методы, которые будут использованы во время работы, будут способствовать установлению доверительных отношений между педагогами, родителями и детьми;

 целенаправленно использовать русскую народную сказку на занятиях и в совместной деятельности взрослого и детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что сказки имеют большое педагогическое и воспитательное значение. Сказки оптимистичны, они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа. Через них дети познают веками сложившиеся традиции народа, его душу - глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему, формирует у детей представление о труде, мудрость и находчивость, смышленость, послушание, ответственность. Систематическое использование сказок, бесед, игры в сказку - способствует закреплению положительного эффекта. Какими будут дети - внимательными, заботливыми, добрыми, отзывчивыми, дружными или напротив - эгоистичными, бестактными, агрессивными - зависти только от нас взрослых.

 Работу по использованию русских народных сказок в воспитании нравственных качеств у  детей среднего дошкольного возраста я начала с подбора литературы, как художественной (соответствующей возрасту детей), так и методической, поиск и изготовление дидактического материала.

Работа с детьми по воспитанию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русской народной сказки проходила через следующие формы работы:

- непосредственно организованная образовательная деятельность (знакомство со сказкой: чтение, рассказывание, пересказ, показ настольного театра, прохождение данной темы через другие виды деятельности - лепку, рисование)

-совместная деятельность взрослого с детьми (просмотр мультфильмов и обсуждение, проблемные ситуации, применения полученного опыта конкретным ситуациям)

-создание условий для самостоятельной деятельности детей включает в себя доступную развивающую предметно - пространственную среду, чтобы ребёнок мог свободно в ней действовать.

Подобрав сказки, направленные на формирование нравственных качеств у детей, я систематизировала нравственные качества каждой сказки в таблицу.

Сказка  в системе нравственного воспитания

п/п

Название сказки

Нравственные качества

(4-5 лет)

1

Сказка «Репка»

Общее дело, значимость даже малой помощи.

2

«Лисичка со скалочкой»

Справедливость

3

 «Теремок»

Умение жить дружно

4

«Кот, петух и лиса»

Дружба, взаимопомощь, отзывчивость

5

«Волк и семеро козлят»

Послушание / обман. Как добрые и миролюбивые побеждают, заботятся друг о друге и помогают друг другу.

6

«Лиса и заяц»

Добро/зло; мудрость/хитрость; гостеприимство/коварность; осмотрительность/неосторожность; беззащитность/непорядочность. Сочувствие, смелость, отзывчивость, справедливость

7

«Гуси – лебеди»

Послушание/непослушание; любовь, отзывчивость.

8

«Зимовье зверей»

Дружба, согласие

9

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Послушание/непослушание; осмотрительность/неосторожность; взаимная любовь, заботливость, терпение

10

«Маша и медведь»

Уважение, послушание, уважительное отношение к  родителям

11

«Петушок и бобовое зернышко»

Взаимопомощь, трудолюбие

12

«Коза Дереза»

Доверие, доброта, хитрость, обман

13

«Рукавичка»

Отзывчивость, доброта

14

«У страха глаза велики»

Смелость, трудолюбие

15

«Снегурушка и лиса»

Послушание /непослушание

16

«Жихарка»

Послушание/непослушание. смекалка. Взаимовыручка. Дружба

 

При ознакомлении со сказкой я использовала с детьми проведение непосредственно организованной образовательной деятельности , дидактические игры, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций, беседы предлагала детям решить проблемные ситуации - если бы колобок ушёл от лисы, как помочь Машеньке уйти от медведя? и так далее. Например, при знакомстве со сказкой «Снегурушка и лиса», я использовала дидактическую игру: «Такая разная лиса» с помощью которой, мы сравнивали поступки лисы в разных сказках. В ходе этой игры дети смогли оценить ее поступки, сделать элементарные выводы: лиса не во всех сказках отрицательный герой. Для того, чтобы закрепить содержание сказки и проанализировать поступки героев, я использовала дидактические игры (Приложение 8): например «Ступеньки доброты», «Назови героя-помощника», «Волшебный кубик со сказками», «Угадай и собери сказку», «Оцени поступок», «Собери цветок из сказок» и другие. В игре «Оцени поступок» детям были предложены карточки с сюжетами сказок. Затем они должны были рассказать о поступке того или иного героя и дать оценку его действиям. В дидактической игре «Ступеньки доброты» (они имеют цвета радуги) нужно распределить героев сказок по их качествам: синий, фиолетовый, голубой, зеленый-отрицательные герои, желтый, оранжевый, красный - положительные герои. Распределяя героев по ступенькам, ребенок объясняет свой выбор (Лиса из сказки «Лиса и заяц» злая. Она выгнала зайчика из избушки, значит, ее мы поставим на самую нижнюю ступеньку - фиолетового цвета. Петушок - отзывчивый, добрый. Он помог зайчику выгнать лису, его мы поставим на самую высокую ступень - красного цвета.) Очень нравится детям игра «Волшебный кубик по сказкам». В этой игре могут принимать участие сразу несколько детей, у каждого - свой кубик, на котором наклеены картинки с сюжетами сказок. Дети по очереди подкидывают свой кубик и рассказывают о той сказке, которая выпала на кубике, далее можно попросить ребенка восстановить последовательность действий данной сказки, какой нравственный урок она несет, дать характеристику отдельным героям. В игре «Собери цветок из сказок» детям предлагаются лепестки с сюжетами сказок, а серединка цветка - мордочка героя-животного. Например, дети выбрали мордочку зайчика. Теперь нужно вспомнить сказки, в которых встречается заяц, и выбрать лепестки с сюжетами этих сказок, выкладывая их вокруг серединки-мордочки. Закрепление впечатлений от сказок происходило и  в изобразительной деятельности. Дети сами выбирали понравившиеся сюжеты из сказок, любимых героев. Затем фантазируют, рисуют, лепят. Очень нравится детям выполнять коллективную аппликацию по мотивам сказок. В ходе работы дети активно обсуждают героев, их поступки, иногда спорят. В итоге мы приходили к единому мнению, сделав определенные выводы. После того, как дети достаточно хорошо запомнили содержание сказки, мы начинали подготовку к самостоятельной театрализованной деятельности. Это игры, драматизации, этюды, благодаря которым дети не только передавали образ героя, но и показывали свое отношение к тому или иному герою, что способствует умению оценивать поступки героев, а затем и поступки своих сверстников. Очень важно постоянно использовать ситуации, которые ставят ребенка перед выбором между собственными интересами и интересами сверстников. Именно такие ситуации учат детей умению стать на место товарища, оценить ситуацию объективно, прийти к гуманному решению.

Так же я использовала нетрадиционные методы и  приемы, которые усиливают эмоциональное воздействие на детей. Например, «Комната сказок», куда мы отправлялись с детьми при помощи волшебных слов «В лево, в право повернись, в комнате сказок очутись». В этой комнате (сидя в группе на ковре) мы с детьми читали и пересказывали сказки, рассуждали о поведении героев. Так же для усиления эффекта сказочности, мы с детьми окунались в мир сказок с помощью сказочного ларца. Дети уже знают, если в группе звучит волшебная музыка (заставка к передаче «В гостях у сказки»), то значит, в ларце появился какой либо сказочный предмет, который покажет нам дорогу к сказке. Для того, чтобы дети лучше поняли суть сказки, и какой нравственный урок она несет, мы используем «Дерево Дружбы». Оно помогало нам оценивать поступки не только сказочных героев, но и детей. Это дерево можно использовать на занятиях, в режимных моментах, в играх. Дети уже знают, если на дереве появились сухие цветочки (или они опали), значит что-то в группе случилось. Мы вместе с детьми выясняли, что же нам сделать, чтобы дерево вновь зацвело. (помириться тем, кто поссорился; помочь зайчику и др.).

Очень эффективным является метод проектирования. Проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, что способствует качественному формированию нравственных качеств. Применение метода проекта  в формировании у детей нравственных качеств позволяет обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к  окружающему миру,  формировать  социально-коммуникативные умения и навыки, этические  представления,  умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей, создаются благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты. Были реализованы следующие проекты «Чему учит сказка»,  «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

     Чтобы мораль сказки была понятна и доступна детям использовала приемы, основанные на методике Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» [30]

- Прием «Волшебная палочка». Детям он очень нравится. С помощью «волшебной палочки» можно спасти героя. Например: Снегурочку превратили в простую девочку, которая осталась такой же доброй и ласковой, но не растаяла, потому что не боится тепла. «Волшебная палочка» может превращать злого героя в доброго. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с помощью «волшебной палочки» мы изменили конец сказки: вместо наказания ведьмы, дети превратили ее в добрую старушку.

- Прием «Превращения». Дети любят «превращаться» в героев сказки, высказывать «свои» чувства, рассказывать «о себе». Этот метод позволяет ребенку говорить правду о своем герое, даже если он отрицательный. Дети думают, рассуждают, оценивают различные характеры, ситуации, учатся нравственным нормам жизни.

- Прием «Телеграмма». Вместе с детьми сочиняли телеграммы, где давали героям совет, предупреждали об опасности. Отправляли телеграмму Зайцу с предупреждением, что бы ни пускал коварную лису в избушку.

Используя вышеуказанные методы и приемы работы со сказкой, воздействовала на характер детей, мягко и бережно формировала положительные черты и корректировала негативное поведение. Данные формы работы со сказкой, позволяют развивать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Дети принимают активное участие в играх, и одновременно ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение. Такие виды деятельности помогают детям выражать свои мысли, чувства, учат их думать, рассуждать, оценивать различные характеры, ситуации, учатся нравственным нормам жизни.

Взаимодействие с родителями предполагает такие формы работы, как: консультации, родительские собрания, анкетирование, беседы, участие родителей в проектной деятельности, в подготовке костюмов и атрибутов к драматизации и развлечениям, в выставках совместной творческой деятельности детей и родителей. А так же выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок; оформление книги сказок, подбор иллюстраций к сказкам, конструирование сказок из бумаги, природного материала совместная работа с родителями) и участие в акции «Подари книгу детскому саду». Информировала родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей среднего дошкольного возраста. Информацию представляла в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения. В уголке для родителей помещала советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда, рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Рисуем сказку» и др.

В ходе целенаправленного и системного использования  русских народных сказок у детей заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников. 

Таким образом, проведенная работа позволила сделать вывод, что сказка оказывает огромное влияние на развитие личности. Считаю, что в результате проделанной работы у детей сформировались нравственные представления. По результатам наблюдения за детьми можно отметить, что дети стали более общительны, доброжелательны, стали реже конфликтовать друг с другом, у них появились представления о таких нравственных качествах как храбрость, честность, гуманность, ответственность. Использование нетрадиционных приёмов работы со сказкой оказало большое влияние на моральную сторону личности ребенка - все это будет способствовать более радостному проживанию ребенком периода детства и успешной подготовки его к будущей жизни. Нравственное воспитание ребенка возможно через русские народные сказки, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Так же проводимая работа позволила обогатить уровень знаний родителей по эффективному использованию русских народных  сказок в формировании нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста.

Содержащиеся в работе теоретические, научно-методические и практические материалы,   по воспитанию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русской народной сказки могут быть использованы в практике воспитателями дошкольных образовательных организаций и родителям воспитанников.

Исходя из этого, планирую продолжить работу по использованию русских народных сказок для воспитания нравственных качеств детей в  старшей группе, чтобы  научить детей ясно, лаконично формулировать основную мораль сказки, применять накопленные практические навыки нравственных норм в социуме и делать самостоятельный нравственный выбор. Для дальнейшей эффективной работы и достижения поставленной цели  планирую использование русских народных сказок по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста во всех образовательных областях.

Не зря И. А. Ильин – известный русский педагог и философ - говорил: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость» .

Список литературы

 

1.     Алексеенкова, Е. Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции. Вопросы психологии. - 2006. - № 6. - С. 39-47.

2.     Бозорова, Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. Молодой ученый. - 2014. - № 9. - С. 458-460.

3.     Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников - М.: Педагогика, 1979. - 224 с.

4.     Бунятова, А. Р. Роль сказки в формировании духовно – нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.Успехи современного естествознания. - 2010. - № 6. - С. 85 - 88.

5.     Виноградова, А. М. Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств. Книга для воспитателя детского сада. - 2-е изд., 61 испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.

6. Смирнова, Е. О. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-74.

7. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии - М.: ОЛМАПРЕСС, 2004. - 576 с.

8. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста - Харьков.: Фолио, 1996. - 464 с.

 

                                 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Родкина Наталья Анатольевна

Дата: 29.01.2022

Номер свидетельства: 599084

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Экспериментальный проект «Сказка ложь, да в ней намек…» как инструмент внедрения ФГОС во внеурочную деятельность средних общеобразовательных школ "
    ["seo_title"] => string(164) "ekspierimiental-nyi-proiekt-skazka-lozh-da-v-niei-namiek-kak-instrumient-vniedrieniia-fgos-vo-vnieurochnuiu-dieiatiel-nost-sriednikh-obshchieobrazovatiel-nykh-shkol"
    ["file_id"] => string(6) "197535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428254198"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства