Просмотр содержимого документа
«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Юсупова Асель Мырзагалеевна
Ясли-сад № 27 г. Костанай
Для развития речевой и высшей нервной деятельности ребенка, важное значение имеют движения пальцев и кистей рук. Профессионалы утверждают, что уровень развития детей напрямую зависит от того, насколько активно задействованы, развиты кончики пальцев ребенка, т.е., мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста, это полноценное развитие познавательной, речемыслительной, зрительно-пространственной, мышечной, творческой, слуховой, подражательной деятельности и активности. Речевая моторика напрямую зависит от двигательной – пальчиковой.
Таким образом, пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития речи у детей младшего возраста.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны [1].
Бехтерев В.М. в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог Сухомлинский В.А. писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить [2].
Пальчиковые игры представляют собой культурное наследие народа. С малых лет детей учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь, имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма. Так, в Китае широко распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус [3].
Развитие мелкой моторики очень важно и необходимо. Малыши, которые рано начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, раньше развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.
Для эффективности работы воспитателям необходимо провести работу с родителями и обьяснить о влиянии мелкой и общей моторики на речь детей младшего возраста.
Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, они подразделяются на группы и в каждой группе определено его назначение.
1. Игры-потешки:
"Сорока-белобока" - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
"Пальчик-мальчик, где ты был?", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка", "Пальчики пошли гулять" - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2. Пальчиковый театр:
Последовательность усложнения постановок для пальчикового театра представлена в его видах.
1. Театр «топотушек» - разновидность пальчикового театра, в котором пальчиковые куклы надеваются на детские пальчики, совершающие «топающие» движение по горизонтальной поверхности .
2. Перчаточный театр, в котором разыгрываемые пьесы осуществляются с помощью перчаточных кукол. В рамках работы решаются задачи на координацию движений пальцев рук, осуществляется работа по развитию движений всех пальчиков, умений совершать различные движения .
3. Театр пальчиков – собственно рассматриваемый в данном исследовании пальчиковый театр, в котором театральный сюжет разыгрывается посредством пальчиковых кукол.
4. Теневой театр – очень яркий и зрелищный вид пальчикового театра, в котором движения рук человека, находящегося за ширмой с источником света, создают причудливые изображения.
5. Театр марионеток или театр низовых кукол, представляет собой более сложную разновидность пальчикового театра. Куклы-марионетки управляются кукловодом, в руках которого находятся специальные нити, с помощью которых осуществляется управлением движением кукол.
Знакомить детей с пальчиковым театром можно с 3 лет. Воспитатели показывают детям небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: хорошо всем знакомый театр картинок (фланелеграф), театр петрушек. С большим удовольствием следят дети за движущимися на ярко освещённом экране фигурами. В театре теней сначала исполнители – взрослые, потом, дети непременно хотят попробовать роль актеров. С детьми разучиваются различные изображения птиц, животных, и др. персонажей путем складывания определенным образом пальцев. К концу года дети, накопив определённый опыт, пытаются самостоятельно участвовать в пальчиковом представлении. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять.
Интересный материал для занятий пальчиковыми играми предлагает Белой А.Е. [4], в которую включены игры для развития мелкой моторики пальцев рук ребенка. Это занятия с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, нитками, конструированием и др.
Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а также речи, памяти, внимания, мимики детей и учат общению [5].
Пальчиковые игры легко включаются в структуру режимных моментов в дошкольном учреждении. Их можно использовать во время умывания, одевания и раздевания, в различных видах деятельности . Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу. На прогулке при плюсовой температуре можно после наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предложить с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др. [6].
Таким образом, организованные движения пальцев рук, активность пальцев действительно обладают широким спектром возможностей не только для развития самой мелкой моторики, но и для развития психических функций: сенсорных и речевых.
Список литературы
1. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2003. – 48 с.
2. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика- Синтез, 2010 - 56 с.
3. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет – М.: Рипол-Классик, 2011 – 256 с.
4. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста – М.: изд. Корона-Век, 2012 – 128 с.
5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999 – 48 с.
6. Емельянова Н.В. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №2. - 18-22 с.