Просмотр содержимого документа
«Вежливость и этикет»
Вежливость и этикет
МБ ДОУ БГО ЦРР детский сад №18
ДАВАЙТЕ БУДЕМ ВЕЖЛИВЫМИ!!!
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «ЗДРАВСТВУЙТЕ» первым скажу.
Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «СПАСИБО»
Нельзя забывать говорить.
Прощаясь, мы все «ДО СВИДАНИЯ»
Друг другу всегда говорим,
«ПОЖАЛУЙСТА» -если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.
БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ ЭТО ТАК ПРОСТО!
Будь добрым-обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
Н.И.Пирогов говорил: «Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели». Воспитанием вежливости воспитатели детского сада занимаются во всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их. В практике ДОУ предпочтение часто отдается таким методам как разъяснение (разговоры, беседы). Не умаляя значения такого способа, как разъяснения детям правил этикетного поведения и необходимости их соблюдения, все же считаем, что самим действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета является личный пример взрослых.
«Вежливость воспитывается вежливостью». Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обучение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета. Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах). Вежливость- способ применения этикета. Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости ребенка - постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели» поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объёме как родители, так и педагоги. В детском саду дети общаются друг с другом и педагогом с 7.00 до 19.00 часов в день. Во время общения происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. У этикета есть словесные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами. Самых распространенных «волшебных слов», которые должны быть в «запасе», всего около 30. Их должны знать и воспитатели и родители. Посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость - «Чем больше отдаешь, тем больше получаешь».
Так что же мы отдаем детям в течение дня. Вспоминаем! Утром: «Доброе утро!», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй!», «Как ты себя чувствуешь?» За завтраком, обедом, ужином: «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно». Во время общения: «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста, «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения». После тихого часа: «Как спалось?», «Как твое здоровье?» Вечером: «Добрый вечер!», «До свидания!», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути!», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи!», «Приятных снов.