Просмотр содержимого документа
«Увлекательные игры при обучении детей чтению на индивидуальной работе»
Учитель-логопед
МБДОУ №10
Грушковская Л.К.
Увлекательные игры при обучении детей чтению на индивидуальной работе.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра». А.С.Макаренко
В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным, и жизненно важным для детей занятием. Играя, ребенок познает мир и взаимоотношения с людьми, реализует творческие потребности и познавательные интересы. Игра способствует развитию мышления ребенка. Он учится действовать по правилам, преодолевать возникшие затруднения, планировать свою деятельность в соответствии с замыслом. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра стимулирует познавательную активность детей, вызывая у них положительные эмоции в процессе занятий. Помня слова А.С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому педагогу необходимо научиться умело использовать игру на своих занятиях.
Обучение ребёнка грамоте – это очень важный этап в его развитии. От того, как ребёнок овладеет чтением, во многом зависит успешность обучения в школе.
Обучение ребенка грамоте – дело непростое, требующее терпения, времени, а также некоторых специальных знаний.
Цели:
Развитие фонематического слуха;
Различать и называть слова с определенным звуком;
Уметь определять место звука в слове (начало – середина – конец);
Уметь определять гласные и согласные звуки, твердые и мягкие звуки, звонкие и глухие звуки;
Делить слова на слоги;
Уметь читать слог и слово.
Задача: одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и
синтеза слогов и слов. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки
(буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо
читать и грамотно писать.
Игровые упражнения помогут дошкольнику научиться узнавать и различать звуки и
буквы, читать слияния гласных и согласных букв, слоги, короткие слова, состоящие из
знакомых букв.
Вначале детям предлагается игра «Найти картинку к заданному звуку».
Цель этой игры развитие фонематического слуха, т.е. ребёнок определяет первый звук вслове.
Можно предложить детям игру: «Сказочные герои».
Цель этой игры научить выделять гласный звук в начале слова.
Для составления и чтения слогов можно предложить игры:
Составь слово из слогов с крышками- «Цветные крышки»,
с ложками- «Цветные ложки», «Прозрачные стаканчики».
Цель: учиться составлять слоги, учиться определять порядок слогов в слове, формировать навык осмысленного чтения слов.
«Планшет - тренажер для составления слогов».
Цель - совершенствования навыков звукового анализа, составления и чтения слогов.
Игра «Составь слово».
Цель- развитие звуко-буквенного анализа слова, развитие памяти, внимания, логического мышления.
Дети получают задание выделить первый звук в названии каждого из этих слов, определить количество звуков в слове, определить гласные и согласные звуки, твердые и мягкие звуки в словах.
В дальнейшем ребенок овладевает навыками слогового анализа слов. Упражняя ребенка в делении слов на слоги, можно использовать такие игры: