kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уроки сказки в детском саду

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье автор делится опытом работы по взаимодействию педагога с детьми при помощи сказкотерапии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Уроки сказки в детском саду»

Аннотация: В этой статье автор делится опытом работы по взаимодействию педагога с детьми при помощи сказкотерапии.

Ключевые слова: сказкотерапия, сказка, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, судя по страницам психолого-педагогической периодики, в детских садах недостаточно используемый. Требование излечить душу ребенка наиболее удачно подходит именно к сказочному материалу: сказкам народным как огромному пласту зашифрованной социально-исторической и генетически-национальной информации, литературным – как мощному морально-нравственному моменту. Ведь еще Шарль Перро сказал, что сказки пишутся специально с целью определенного нравственного урока.

Кроме того, чрезвычайно важную задачу устранения внутренней дисгармонии ребенка возможно успешно решить только метафорическим проживанием определенных ситуаций, без навязчивого нравоучения. Конечно, можно целенаправленно учить ребенка, как поступать и что предпринимать в тех или иных жизненных ситуациях, но, как правило, это оказывается малоэффективным. Гораздо полезнее для ребенка косвенное воздействие, когда он сам делает выводы, определяет возможные модели поведения и методы решения проблемных ситуаций, изыскивая эти ресурсы из столь близкого его душе сказочного лицедейства.

Такое занятие строится, как сказочный спектакль, где артисты - дети, а воспитатель, ведущий сказочного действа, озвучивающий параллельно текст сказки и приглашающий участников выполнять определенные действия. Эта замечательная форма занятия-сказки позволяет включить в него ряд разнообразных упражнений, вплетая их в канву сказочного повествования. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, выражать свои чувства вербально и невербально; расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях и адекватным им телесных выражениях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение. Этот результат достигается как особой подачей сказочного материала воспитателем, где используется все разнообразие голосовых и мимических средств, так и другими средствами -логопедическими и физическими упражнениями, элементами медитации, релаксации.

Конечно, эти занятия требуют тщательной подготовки, включающей организацию определенной предметной среды, запись фонограммы, возможность использования средств цвето - и ароматерапии. Естественно, что подобные занятия, предполагают наличие у педагога режиссерского и актерского таланта. Дети же, как правило, все изумительно талантливые актеры и отвечают на усилия взрослого открытием своей маленькой прекрасной души.

Очень нравится детям то, что любое сказкотерапевтическое занятие начинается и заканчивается определенным ритуалом. Они с удовольствием выполняют в начале каждого занятия упражнение на единение и эмпатию такие, как передача по кругу “волшебного” огонька свечи, “волшебного” клубочка или цветка с добрыми пожеланиями друг другу. Дети знают, что войти в сказку можно лишь человеку с открытым сердцем и добрыми намерениями, и только тогда он познает все мудрые уроки сказки. Заканчивается каждое занятие релаксационной паузой или медитацией, когда дети представляют себе что-то заданное воспитателем, “переваривают” и усваивают полученную информацию, снимают возбуждение от активной деятельности, готовясь к возвращению в группу.

По окончании отдыха дети выполняют символические действия, забирая с собой все важное, что было сегодня с ними, и чему они научились у сказочных героев. Занятие заканчивается обязательным построением башенки из кулачков и произнесением слов: “Всем-всем – до-свидания и спасибо за внимание!”. Постоянное соблюдение этих ритуалов доставляет радость детям, облегчает их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности. Важно, что дети вскоре сами начинают следить за неуклонным соблюдением этих ритуалов, подсказывая воспитателю, какое действие перенесет их в сказку на этот раз.

Очень удачной оказалась предложенная детям идея передачи красивой стеклянной лампы-свечи. Они смотрят при этом друг другу в глаза с доброй улыбкой, согревают лампу своими ладошками. Передают ее очень бережно, зная какой хрупкий этот проводник в сказку, его невозможно уронить. Лампу из рук последнего в кругу ребенка принимает воспитатель и ставит ее на специальную подставку, зажигает ее. Лампа-свеча загорается, путь в сказку открыт, ведь дети были предупреждены, что лампа загорится, если их мысли были добрыми и улыбки искренними. Выключается лампа незаметно, пока дети расслабляются на ковре. Конечно, старшие дети знают, что свеча загорается от спички, но усомниться в ее волшебных качествах они не смеют. А малыши воспринимают манипуляцию с лампой, как настоящее чудо. Порой от воспитателя требуется мастерство фокусника, чтобы создать атмосферу сказки, безопасно включив в сказочное оформление - огоньки, цветовые переливы и другие возможности современной техники. Путь в сказку должен быть волшебным и легким для детей, но никто не утверждал, что он должен быть легким для того, кто сказку организует.

Любовь детей к сказочным занятиям, отзывы родителей о положительном влиянии таковых на детей, данные итоговой диагностики позволяют сделать вывод об эффективности этой работы и необходимости продолжать ее с целью формирования у детей положительного мировосприятия, адекватной самооценки, веры в собственные интеллектуальные и физические силы.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Уроки сказки в детском саду

Автор: Сосновская Елена Александровна

Дата: 05.09.2025

Номер свидетельства: 673871

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект выпускного бала в детском саду "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-vypusknogho-bala-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "223718"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438071630"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Перспективный план по безопасности в младшей группе детского сада "
    ["seo_title"] => string(74) "pierspiektivnyi-plan-po-biezopasnosti-v-mladshiei-ghruppie-dietskogho-sada"
    ["file_id"] => string(6) "146634"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419229633"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Сценарий выпускного бала " До свиданья, детский сад!" "
    ["seo_title"] => string(53) "stsienarii-vypusknogho-bala-do-svidan-ia-dietskii-sad"
    ["file_id"] => string(6) "219695"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434344855"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "«Необходимость преемственности детского сада и школы»."
    ["seo_title"] => string(52) "neobkhodimost_preemstvennosti_detskogo_sada_i_shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "575351"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1615642797"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) ""Театрализованные игры в детском саду." "
    ["seo_title"] => string(40) "tieatralizovannyie-ighry-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "207052"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430325466"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства