Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития основ связной речи детей среднего дошкольного возраста»
Игры для развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста
1. « Подскажи словечко».
Цель:
- знакомить с гласными звуками и буквами- А,О,У,Ы,Э;
-формировать навык звуко - буквенного анализа.
- учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
- учить определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце)
- фиксировать зрительное внимание на звуковые свойства предметов.
А. Всех на свете он добрей ,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит
Это доктор …… /Айболит/
Дать детям задание определить первый звук в слове, которое они подсказали.
О. Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке- жёлтые, солёные
Отгадайте молодцы, как зовут нас …. /Огурцы/
Дети определяют первый звук в слове «огурцы»
У. Он плывет по простыне,
Как кораблик на волне
Он хозяйкам добрый друг-
Электрический ….. /Утюг/
И так можно подбирать различные стихи и загадки.
2. « НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ».
ЦЕЛЬ: ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ -ЩИК, - ЧИК, - ИК, - ТЕЛЬ, -ЕЦ.
Ответь на вопросы.
Кто носит багаж? Багаж носит носильщик.
Кто сваривает трубы? Трубы сваривает ..(сварщик)
Кто делает часы? Делает часы .. (часовщик).
Кто управляет самолётом? Самолётом управляет лётчик.
На каждый вопрос дети выбирают и стараются найти именно ту картинку с изображением человека, который является той профессии.
3. Детская настольная игра « ИГРАЕМ В ЛОТО».
ЦЕЛЬ: игра учит ребёнка правильно произносить трудные звуки
4. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЛОТО, ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ПЯТИ ЛЕТ «НАЙДИ И НАЗОВИ».
ЦЕЛЬ: игра способствует развитию внимания, сосредоточенности, а также запоминанию соотношения картинок по виду и функциям.
5. РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «НАЙДИ ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ».
ЦЕЛЬ: тренировка внимание, развитие памяти логики и сообразительности.
Эта игра помогает малышам развивать логическое мышление, научиться рассуждать и делать выводы. В игре 12 карточек с картинками и 12 карточек с фигурами. Ребёнку необходимо назвать какой предмет или фигурка не подходит к остальным, и объяснить, почему.
Введение:
Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения'.
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
Но практическая работа показывает, что в связи с реализацией других направлений общеобразовательных программ ДОУ, целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников часто остается за пределами внимания. Вместе с тем представления о практических методах и приемах работы по данной проблеме были и до сих пор остаются нечеткими, неконкретными и основываются на педагогической интуиции. Дефицит времени на занятиях приводит к тому, что вопросы педагогов предполагают односложные ответы детей, недостаточно часто создаются ситуации для взаимодействия и диалога.
Пояснения и методические рекомендации
Система состоит из четырех блоков:
- игры и упражнения на развитие умения сотрудничать;
- игры и упражнения на развитие умения активно слушать;
- игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию;
- игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (умение говорить самому).
Каждый блок направлен на решение нескольких задач.
В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности.
Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.
При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:
продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;
воздействовать с помощью интонационно-вырази¬тельной окрашенности речи;
прогнозировать возможные реакции детей на
предлагаемые правила и условия;
помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права:
• на систему ценностей,
• на ответственность,
• на личное достоинство и уважение этого
достоинства,
• на индивидуальность и своеобразие,
• на независимость от других людей,
• на собственные мысли,
• на отстаивание своих прав.
Игры и упражнения на развития умения сотрудничать
• учить слышать, понимать и соблюдать правила игры;
• развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции;
• воспитывать доверительное отношение друг к другу;
• развивать чувство ответственности за другого человека.
Зайчики и лиса
Оснащение: маска лисы, искусственный куст.
Описание игры: С помощью считалки определяется водящий - "лиса". Он садится за куст. Остальные дети - "зайчики" собираются около одной из стен комнаты. Педагог встает у противоположной стены и произносит: "раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять!". "Зайчики" выбегают на середину комнаты и прыгают. Через минуту-другую педагог произносит: "вдруг лисица выбегает, зайку серого хватает". На последнем слове "зайчики" бегут к стене, а "лиса" пытается поймать кого-то из них. Пойманный ребенок становится "водящим", и игра возобновляется.