Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития речи детей.»
Упражнения для развития речи детей.
1. Учить подбирать определения и эпитеты – (какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные…);
2. Учить узнавать предметы по описанию – (зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – береза);
3. Учить подбирать действия к предмету – (ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает…);
4. Учить подбирать предметы к действию - (на небе сверкает, землю согревает. Что это? - солнце);
5. Учить подбирать действия к объекту - (кто или что плавает? летает? - рыба, самолет, бабочка, листья); подбирать обстоятельства - (трудиться можно как? - хорошо, спустя рукава, быстро);
11. Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе, т.к. это является распространенной ошибкой у малышей;
12. Про что можно сказать: холодный -…, холодная -…, холодное -…;
13. Учить произносить предложение («На улице идёт дождь») по-разному: радостно (и почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему?);
14. Учить находить антонимы (слова с противоположным значением) в стишке:
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.
Теперь скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу, ну отвечай…(конец).
15. Учить образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов (брат – братик, сестра – сестренка, книга – книжечка)
16. Учить образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.
17. Упражнять детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)».
18. Учить согласовывать числительные с существительными. «Сосчитай»: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)».
19. Учить употреблять притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки.