"Умелые ручки" программа по дополнительному образованию в первой младшей группе
"Умелые ручки" программа по дополнительному образованию в первой младшей группе
Методика программы позволяет интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены деятельности и переключения внимания. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа просходит естественно, не возникает психического напряжения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Умелые ручки" программа по дополнительному образованию в первой младшей группе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Первомайский детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» Первомайского района
ПРИНЯТО на заседании УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета Заведующая МБДОУ «Берёзка»
Протокол №__ от «___»_____20 г. А. Н. Панова _______________
Приказ № ___от «___»________20
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Умелые ручки»
Возраст детей: 2 года
Срок реализации:1год.
Автор составитель:
Мезина Елена Александровна,
воспитатель
с. Первомайское
Содержание.
Содержание
Стр.
1. Целевой раздел программы
3-4
1.1 Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи реализации программы
4
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
4-5
1.4. Планируемые результаты освоения программы
5
2.Содержательный раздел программы
6-7
2.1. Описание образовательной деятельности.
2.1.1 Учебно-тематический план
2.1.2 Содержание программы
7-12
2.1.3. Календарный план
12-14
3. Организационный раздел программы
14
3.1. Описание условий реализации Программы и особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды
3.2. Обеспеченность методическими материалами.
15
3.3. Организация режима работы
15
3.4. Средства, необходимые для реализации программы.
15-16
4. Работа с родителями.
16
5. Методы обеспечения
16
6. Приемы, используемые в программе
17
7. Используемая литература, для работы и организации образовательного процесса.
17
1.Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка.
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Умелые ручки» разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008);
Устава МБДОУ детского сада «Берёзка»;
Образовательной программы МБДОУ детского сада «Берёзка».
Программа «Умелые ручки» учитывает потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на развитие мелкой моторики рук детей младшей группы.
Направленность:
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Актуальность:
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей.
Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация движений. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), программа дополнительного образования «Умелые ручки » также предоставляет определенные возможности для развития ребенка и его интеллектуальных способностей. Насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни.
Особенности программы:
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Возраст детей: 2 года
Сроки реализации программы: 1 учебный год.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Основные задачи:
сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;
создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;
способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)
развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук,
прививать усидчивость, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувства товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
Принципы:
принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсомоторному воспитанию детей;
принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
К концу курса обучения по программе «Умелые ручки» дети должны
Уметь:
воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;
манипулировать мелкими предметами;
застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;
справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;
владеть приемами работы с пластилином (прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;
Развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;
владеть приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях развития мелкой моторики, отслеживаются педагогом с целью выявления качества усвоенных детьми знаний, умений и навыков в рамках программы обучения.
Формы подведения итогов реализации программы:
Открытые занятия для родителей 1 раз в квартал.
2.Содержательный раздел программы
2.1. Описание образовательной деятельности.
2.1.1 Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
Формы
аттестации/контроля
Теория
Теория, Практика
Всего
1
Массаж: «Крутись, карандаш»
Пальчиковая игра «Зайчики»
1
Наблюдение
2
Массаж: «Этот мячик не простой»
Пальчиковая игра:
«Моя семья»
1
Наблюдение
3
Массаж: «Не боюсь колючек»
Пальчиковая игра:
«Спрячь в ладошке»
1
Наблюдение
4
Массаж: «Этот мячик не простой»
Пальчиковая игра:
«Тесто»
1
Наблюдение
5
Массаж: «Колючий ёжик»
Пальчиковая гимнастика:
«Капуста».
Д/и «Сорока»
1
Наблюдение
6
Массаж пальчиков
грецким орехом.
Пальчиковая игра
«Стол»
Д/и «Подбери крышку»
1
Наблюдение
7
Массаж: «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальцев в разных направлениях );
«Сухой бассейн» дети перебирают пальчиками фасоль.
Пальчиковая гимнастика
«Этот пальчик хочет спать».
Д/и «Собери бусы».
1
Наблюдение
13
Массаж пальчиков
карандашами.
Пальчиковая гимнастика
«Утром пальчики
проснулись».
Пальчиковая живопись
«Снег идёт».
1
Наблюдение
14
Массаж пальчиков:
поглаживание пальцев
в разных направлениях.
Пальчиковая гимнастика
«Быстро тесто замесили».
Шнуровка
1
Наблюдение
15
Массаж пальчиков
мячиком-ёжиком.
Пальчиковая гимнастика
«Прятки».
Штриховка «Яблоко»,
«Груша»
1
Наблюдение
16
Массаж пальчиков
грецким орехом.
Пальчиковая гимнастика
«Мишка».
Лепка из пластилина с
использованием семян
гороха, дыни и.т.д.
1
Наблюдение
17
Массаж пальчиков:
«Катаем карандашики».
Пальчиковая гимнастика
«Сидели два медведя».
Д/и «Чудесный мешочек»
1
Наблюдение
18
Массаж пальчиков:
«Сильные пальчики»
нажимаем на резиновый
мяч с силой.
Пальчиковая гимнастика
«Вот кулак, а вот ладошка».
Д/и «Ежики и ежата»
(втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек)
1
Наблюдение
19
Массаж пальчиков: катание деревянных палочек по столу.
Пальчиковая гимнастика
«Киска».
Д/и «Весёлый круг»
1
Наблюдение
20
Массаж пальчиков:
поглаживание пальцев в разных направлениях.
Пальчиковая гимнастика
«Большие и маленькие шары».
Игра «Снежные хлопья»
1
Наблюдение
21
Массаж пальчиков
мячиком-ёжиком;
Пальчиковая гимнастика
«Бычок».
Д/и «Спрячь в ладошку»
11
Наблюдение
22
Массаж пальчиков
грецкими орехами.
Пальчиковая гимнастика
«Этот пальчик хочет спать».
Игра наматывание нитки
на катушку и сматывание
ее в клубок
1
Наблюдение
23
Массаж пальчиков
Карандашами.
Пальчиковая гимнастика
«Паучок».
Игра-шнуровка.
1
Наблюдение
24
Массаж пальчиков:
«Сильные пальчики»
нажимаем на резиновый
мяч с силой.
Пальчиковая гимнастика
«Наша мама».
Рисуем пальчиками
«Мимоза для мамы».
1
Наблюдение
25
Массаж пальчиков
«Сухой бассейн»
перебираем фасоль.
Пальчиковая гимнастика
«Стираем платочки».
Д/и «Развесь белье».
1
Наблюдение
26
Массаж пальчиков:
поглаживание пальцев в
разных направлениях.
Пальчиковая гимнастика
«Ой, ладушки».
Д/и «Тучки» (рваная бумага).
1
Наблюдение
27
Массаж пальчиков:
катание деревянных
палочек по столу.
Пальчиковая гимнастика
«Лодочка».
Выкладывание из палочек
геометрических фигур
1
Наблюдение
28
Массаж пальчиков
грецкими орехами.
Пальчиковая гимнастика
«Ладошки».
Мягкие пазлы «Поезд»,
«Самолет», «Корабль».
1
Наблюдение
29
Массаж пальчиков
карандашами.
Пальчиковая гимнастика
«Котик».
Лепка «Червячки для грачей»
1
Наблюдение
30
Массаж пальчиков:
«Сильные пальчики»
нажимаем на резиновый
мяч с силой.
Пальчиковая гимнастика
«Две веселые
лягушки».
Д/и «Дорожка короткая и длинная »
1
Наблюдение
31
Массаж пальчиков
мячиком-ёжиком
Пальчиковая гимнастика
«Тесто».
Д/и «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке»
1
Наблюдение
32
Массаж пальчиков:
поглаживание пальцев в
разных направлениях.
Пальчиковая гимнастика
«Рыбка».
Штриховка «Животные»
1
Наблюдение
33
Массаж пальчиков
грецкими орехами.
Пальчиковая гимнастика
«Счёт».
Рисование «Коврик».
1
Наблюдение
34
Массаж с мячиком:
нажимаем на резиновый
мяч с силой.
Пальчиковая гимнастика
«Апельсин».
Д/и «Бусы для мышки».
1
Наблюдение
35
Массаж пальчиков
грецкими орехами.
Пальчиковая игра:
«Зайки».
Д/и «Заборчик для Зайки»
1
Наблюдение
Всего:
35
35
Программа разделена на разделы:
Пальчиковая гимнастика. Массаж
Работа с сыпучими материалами
Работа с бумагой
Работа со шнурками, нитками
Рисование
Лепка, изготовление поделок из различных материалов
Моделирование
В разделе «Работа с бумагой» – представлены такие виды художественного труда как конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
Раздел «Работа со шнурками, нитками» – направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
В разделе «Рисование» – дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложно координированные движения руки.
В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» – используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.
В разделе«Моделирование» – подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В разделе«Пальчиковая гимнастика» – дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с предметами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе«Массаж» – одной из активных форм развития мускулатуры кисти является пальчиковый массаж. Он усиливает кровообращение мышц, делает их более эластичными, улучшает контроль центральной нервной системы за состоянием мышечно-связочного аппарата.
2.1.2 Содержание программы
Сентябрь.
1. Массаж: «Крутись, карандаш». Пальчиковая игра «Зайчики»
Задачи: Сделать массаж ладоней ребенка. Развивать мелкую моторику пальцев.
Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Материал для работы: Карандаши на каждого ребенка.
2. Массаж: «Этот мячик не простой». Пальчиковая игра: «Моя семья»
Задачи: Развивать мелкую моторику рук. Развивать координацию движения.
Материал для работы: Маленькие резиновые мячики на каждого ребенка.
3. Массаж: «Не боюсь колючек». Пальчиковая игра: «Спрячь в ладошке»
Задачи: Развивать тактильные ощущения.
Укреплять мышцы пальцев и кистей рук, умение загибать пальчики в порядке очередности, начиная с большого пальца.
Материал для работы: Колючие резиновые мячики на каждого ребенка.
4. Массаж: «Этот мячик не простой». Пальчиковая игра: «Тесто»
Задачи: Развивать мелкую моторику рук учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом.
Материал для работы: Колючие резиновые мячики на каждого ребенка.
Задачи: Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр.
Материал для работы: грецкие орехи на каждого ребенка, Д/и «Подбери крышку»
3. Массаж «Мы погладим наши пальчики» поглаживание пальцев в разных направлениях. Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит». Д/и «Бумажный мяч»
Задачи: Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления. Учить детей рвать салфетки и скатывать мелкие шарики. Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. Активизировать словарь. Учить разрывать лист бумаги на мелкие кусочки, подбрасывать их вверх.
Материал для работы: салфетка бумажная на каждого ребенка, листы А4 на каждого ребенка.
Задачи: Активизировать движение пальцев рук обогащение словарного запаса. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальчиков. Стимулирование тактильных ощущений.
Материал для работы: карандаши на каждого ребенка, песочные столы.
Ноябрь.
1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» нажимаем на резиновый
мяч с силой. Пальчиковая гимнастика «Пальчик – мальчик». Д/и «Цветные вкладыши»
Задачи: Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в
Задачи: Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные
ощущения, речь. Учить детей действовать по указанию педагога, брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. Стимулировать тактильные ощущения.
Материал для работы: грецкий орех на каждого ребенка, «сухой бассейн» (фасоль, горох).
Задачи: Развивать мелкую моторику, общую координацию и пластичность движений в соответствии с текстом потешки. Формировать умение рисовать прямые линии.
Материал для работы: колючие резиновые мячи на каждого ребенка, шнуровка «Пришей пуговицу»
Задачи: Учить детей сгибать пальчики поочередно; знакомить с цветом. Развивать у детей движения всей кисти и пальцев рук, нанизывать деревянные (или любые другие) бусы на нити. Закрепить умение чередовать предметы по цвету. Развивать моторику пальцев рук.
Материал для работы: «Сухой бассейн» (фасоль, горох), шнурки на каждого ребенка, деревянные бусины.
Задачи: Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать предметы на тесьму. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальчиков. Стимулирование тактильных ощущений.
Материал для работы: карандаши на каждого ребенка.
2. Массаж пальчиков поглаживание пальцев в разных направлениях. Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили». Шнуровка
Задачи: Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев, совершенствование знаний, умений, навыков детей, развитие личностных качеств – усидчивости.
Задачи: Развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.
Материал для работы: карандаши на каждого ребенка, Д/и «Чудесный мешочек»
2. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» нажимаем на резиновый
мяч с силой. Пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладошка».
Д/и «Ежики и ежата» втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек.
Задачи: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик)
Материал для работы: маленькие резиновые шарики на каждого ребенка.
Задачи: Развитие мелкой моторики пальцев рук. Учить застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, липучки. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.
Материал для работы: деревянные палочки на каждого ребенка, бизиборд.
Февраль.
1. Массаж пальчиков: поглаживание пальцев в разных направлениях.
Пальчиковая гимнастика «Большие и маленькие шары». Игра «Снежные хлопья»
Задачи: Развитие мелкой моторика пальцев
рук. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов. Приучать слушать речь, понимать, о чем говориться в потешке, соотносить слова с действиями пальцев, развивать речь. Развивать мелкую моторику рук и пальцев. Учить отрывать бумагу мелкими кусочками.
Материал для работы: бумага А4 на каждого ребенка.
Задачи: Развитие мелкой моторика пальцев рук. Формировать у детей положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений, развивать речь детей, мелкую моторику пальцев рук.
Материал для работы: карандаши на каждого ребенка,шнуровки на каждого ребенка.
Март.
1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» нажимаем на резиновый
мяч с силой. Пальчиковая гимнастика «Наша мама». Рисуем пальчиками
«Мимоза для мамы».
Задачи: Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание заботы о близких. Учить детей рисовать пальчиками – окунать в краску кончики пальцев и ставить на бумаге отпечатки. Вызвать интерес к рисованию. Развить чувство цвета и ритма
Материал для работы: резиновые мячики на каждого ребенка, альбомные листы с нарисованной вазой, гуашь желтая, влажные салфетки.
Задачи: Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления. Учить детей рвать салфетки и скатывать мелкие шарики. Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. Активизировать словарь.
Учить разрывать лист бумаги на мелкие кусочки, подбрасывать их вверх.
Материал для работы: бумага на каждого ребенка белая, голубая, клей карандаш.
4. Массаж пальчиков катание деревянных палочек по столу. Пальчиковая гимнастика «Лодочка». Выкладывание из палочек геометрических фигур.
Задачи: Развивать координацию пальцев рук, внимание, воображение. Учить детей работать по образцу, выкладывая палочки. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал для работы: деревянные палочки на каждого ребенка, палочки от мороженного.
Задачи: Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев.
Учить детей раскатывать пластилин прямыми движениями ладоней.
Материал для работы: карандаши на каждого ребенка, пластилин.
3. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» нажимаем на резиновый
мяч с силой. Пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки». Д/и «Дорожка короткая и длинная »
Задачи: Способствовать точной точечной
координации рук, развитию
мышления. Развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев; формировать тонкие движения рук, развития мускульной и тактильной памяти.
Материал для работы: резиновые мячи на каждого ребенка,Д/и «Дорожка короткая и длинная »
Задачи: Воспитание усидчивости. Развивать мелкую моторику рук, совершенствовать знания, умения, навыки детей, расширять их представлений о декоративно-прикладном искусстве. Совершенствовать мелкую моторику рук. Упражнять детей в умении ритмичному нанесению штрихов
Материал для работы: штриховки «Животные» на каждого ребенка.
Задачи: Совершенствование координации и движений пальцев рук. Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. Вызвать интерес к рисованию. Развить чувство цвета и ритма
Материал для работы: грецкие орехи на каждого ребенка, цветные карандаши, бумага.
3. Массаж с мячиком нажимаем на резиновый мяч с силой. Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Д/и «Бусы для мышки»
Задачи: Совершенствование мелкой моторики пальцев, Развивать мелкую моторику рук. Учить детей нанизывать деревянные (или любые другие) бусы на нити. Закрепить умение чередовать предметы по цвету. Развивать моторику пальцев рук.
Материал для работы: резиновые мячики на каждого ребенка, шнурки, деревянные бусы.
4. Массаж пальчиков грецкими орехами. Пальчиковая игра «Зайки».
Д/и «Заборчик для Зайки».
Задачи: Развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев; формировать тонкие движения рук, развития мускульной и тактильной памяти.
Материал для работы: грецкие орехи на каждого ребенка, брусочки разного цвета на каждого ребенка.
2.1.3. Календарный план
№
п/п
Месяц
Число
Время проведения занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
1
сентябрь
4.09
16.10
Беседа
Практическое
занятие
1
Массаж: «Крутись, карандаш». Пальчиковая игра «Зайчики»
Помещение группы
Беседа, игра
2
сентябрь
11.09
16.10
Беседа
Практическое
занятие
1
Массаж: «Этот мячик не простой». Пальчиковая игра: «Моя семья»
Помещение группы
Беседа, игра
3
сентябрь
18.09
16.10
Беседа
Практическое
занятие
1
Массаж: «Не боюсь колючек». Пальчиковая игра: «Спрячь в ладошке»
Помещение группы
Беседа, игра
4
сентябрь
25.09
16.10
Беседа
Практическое
занятие
1
Массаж: «Этот мячик не простой». Пальчиковая игра: «Тесто»
Массаж с мячиком нажимаем на резиновый мяч с силой. Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Д/и «Бусы для мышки»
Помещение группы
Беседа, игра
35
май
28.05
16.10
Беседа
Практическое
занятие
1
Массаж пальчиков грецкими орехами. Пальчиковая игра «Зайки».
Д/и «Заборчик для Зайки».
Помещение группы
Беседа, игра
3. Организационный раздел программы
3.1. Описание условий реализации Программы и особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды.
Условия реализации программы:
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, для детей подобраны дидактические развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями – направленные на овладение детьми практических навыков развития мелкой моторики. Оформление в приемной группы консультаций для родителей по развитию у детей мелкой моторики рук.
Форма обучения:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
исследовательский – самостоятельная работа детей.
Место проведения: помещение группы.
3.2. Обеспеченность методическими материалами.
Художественные средства:
методические пособия и книги по развитию мелкой моторики;
Данная программа интегрируется по содержанию с другими предметными дисциплинами: рисование, лепка, формирование целостной картины мира, а также видами детской самостоятельной деятельности, способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка. Программа предназначена для детей 2 лет (первая младшая группа) и рассчитана
на 35 занятий в год, составлена с учётом интеграции образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие.
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Проводится 1 занятие в неделю (подгруппа из 5 человек), 35 занятий в год, длительность: 8-10 минут, физкультминутка. Содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Режим занятий
Группа
Количество занятий
Кол-во детей в группе
В месяц
в год
Группа раннего возраста (2г)
4
35
5
Срок реализации программы: с сентября по май включительно.
Планируемые результаты как продукт образовательной деятельности
К концу курса обучения по программе «Умелые ручки» дети должны
знать:
воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;
манипулировать мелкими предметами;
застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;
справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;
владеть приемами работы с пластилином (прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;
развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;
владеть приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях развития мелкой моторики, отслеживаются педагогом с целью выявления качества усвоенных детьми знаний, умений и навыков в рамках программы обучения.
Выделяются следующие виды контроля:
текущий – осуществляется на каждом занятии
промежуточный – осуществляется по результатам первого полугодия через мониторинговое исследование
итоговый – осуществляется по результатам года через мониторинговое исследование
Низкий уровень — ребенок на неоднократные предъявления взрослого отказывается участвовать в игровой ситуации.
Средний уровень — ребенок выполняет задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения, а ребенок выполняет вслед за ним, включаясь в движения.
Высокий уровень — ребенок по первому предъявлению взрослого включается в игровую ситуацию и самостоятельно читает стишок и выполняет руками
Используемая литература, для работы и организации образовательного процесса.
Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
Белая А.Е. Пальчиковые игры. – М.: “Астрель”, 2001.
Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб – учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.