Просмотр содержимого документа
«"Украсим сарафаны матрёшкам"»
Рисование в средней группе «Украсим сарафаны матрёшкам».
Цель: Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.
Формирование самостоятельности в продуктивной деятельности у детей.
Задачи:
образовательные: создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить сарафан матрёшки мордовским узором, используя готовую заготовку; продолжать учить детей работать последовательно; побуждать детей к самостоятельному выбору и применению элементов для украшения одежды матрёшек.
воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность, уверенность в своих силах и умение доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа:
Знакомство с куклой – матрешкой, еёконструктивными особенностями.
Материал и оборудование: деревянные куклы Матрёшки, 2 готовые заготовки матрешек, бумажная накладка на лицо матрешки с«грустным выражением», заготовки матрёшки на каждого ребенка, краски, кисти, салфетки, клеёнки.
Ход занятия.
Воспитатель: Я для вас принесла одну игрушку. Эта игрушка существует уже много лет в нашей стране. Русский народ очень ее любит. Попробуйте отгадать, что я вам принесла:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Конечно, это Матрешка! Она пришла к нам в гости! Вы рады ей?
Дети: Да!
Основная часть
Воспитатель: Это кукла матрёшка – русская народная игрушка. Вы знаете, из чего сделана Матрёшка? (Дети обследуют матрешку). Матрешка сделана из дерева, какая это игрушка? (Деревянная). Матрёшка – деревянная кукла. Матрёшек на фабрике делают из деревянных заготовок. Затем художники вручную расписывают их красками. Поэтому матрешки получаются такими яркими, красивыми. Посмотрите, какие красивые матрёшки (показывает на иллюстрации, закрепленные на мольберте). Вот какой нарядный сарафан на матрёшке!
Матрёшка(здоровается): Я к вам, детки торопилась, постаралась нарядилась! Долго я наряжалась, постаралась. Вам нравится мой наряд? Посмотрите, какое у меня платье. Оно до пола и нет рукавов. Как называется такое платье? (Сарафан). Что надето у меня на голове? (Платок). Это русский народный костюм. Какая кукла носит сарафан и платок? (Матрёшка).
Воспитатель: Мне кажется, что Матрешка пришла к нам не одна. Эта игрушка не простая. У нее есть подружки. Где же они? (ответы детей)
Воспитатель: "Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
Разрумянилась немножко
Это русская (матрёшка)."
Воспитатель: Давайте попросим Матрешку открыться.
Все вместе: Ты, матрешка, не шути,
Есть подружка? - покажи!
(Воспитатель открывает матрешку, и перед детьми появляется еще одна кукла).
Воспитатель: Вот и подружка! Ребята, вам нравится Матрешка?
- Ребята, а может у наших матрешек есть еще одна подружка? Давайте спросим.
Все вместе: Ты, матрешка, не шути,
Есть подружка? - покажи!
(Воспитатель открывает матрешку и демонстрирует детям еще одну куклу)
- Ребята, внутри этой куклы есть еще одна подружка. Давайте и на неё посмотрим.
Все вместе: Ты, Матрешка, не шути,
Есть подружка? - покажи!
(Воспитатель открывает матрешку и появляется последняя кукла, на лице – грустное выражение).
Воспитатель:(с сожалением) Ой, какая матрешка! Только она почему-то грустная. У нее наверное, что-то случилось? Давайте спросим у матрешки(дети спрашивают).
Матрёшка: Я же к вам в гости пришла не одна, я к вам подружек позвала! Только вот беда, мои подружки убежали и спрятались. Вы их не видели, моих подружек – хохотушек? Пожалуйста, помогите мне их найти.
Воспитатель. Конечно, Матрешенька, мы поможем тебе. (В поисках матрешек воспитатель обращает внимание на стол). Вы слышите, кто-то под столом шепчется? Посмотрим (воспитатель с ребятами достает из-под стола шаблоны – заготовки матрёшек) Да это Матрёшкины подружки- хохотушки, ненаглядные красавицы!
"Посмотрите, вот они
И румяны и пышны.
В сарафанах пёстрых
Наши русские матрешки".
(Воспитатель раскладывает силуэты на столе).
Воспитатель:Ой, только посмотрите, ребята, и вовсе матрёшки эти не нарядные. Где же их расписные, красивые сарафанчики? Что же нам делать? Как же быть? Как нарядить матрешек? Поможем Матрешкам? Давайте разукрасим их сарафаны!
Воспитатель обращает внимание на то, что все сарафаны у кукол-матрешёк расписаны ярким рисунком.
Воспитатель: Ребята, прежде чем начать расписывать матрёшек, нужно вам пальчики размять. Встаньте поудобнее, мы поиграем.
"Раз, два, три, четыре, пять (сжимаем руки в кулаки)
Будем дружно рисовать. (соединяем три пальца вместе)
Нарисуем солнце, (круг)
Лучик золотой, (прямая линия)
Яркие цветы (точки)
В траве густой, (покачивание кистями)
Птичку в небе, (скрестить руки и помахать ими)
Рыбку в речке, (соединить руки ладонями)
И матрёшку на крылечке (соединить руки ладонями вверх).
Воспитатель: Сегодня я для вас приготовила много матрешек (воспитатель предлагает детям бумажные заготовки, выставляет 2 образца на выбор).
Мы составим узор с помощью чёрной и красной краски, так как эти цвета являются основными в мордовском творчестве.
Дети получают заготовку и начинают рисовать. Педагог находится рядом, рисует вместе с детьми, подсказывает индивидуально каждому ребёнку, если требуется помощь.
Итог занятия.
Дети подходят по одному к столу и прикрепляют матрешек на магнитную доску.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша матрёшка улыбается, она рада, что ее подружки нарядились в такие красивые, замечательные сарафаны.
- Что в работе вам показалось самым трудным? Что вам понравилось выполнять больше всего? За что бы вы себя похвалили?
- А мне понравилось то, что все сарафаны нарядные.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими новыми подружками и пригласим их в гости к нам снова.