Участие родительской общественности в оценке качества образовательных услуг
Участие родительской общественности в оценке качества образовательных услуг
В статье дается описание форм оценки родительской общественностью качества образовательных услуг ДОУ, в том числе с помощью методики. разработанной С. Молчановым
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Участие родительской общественности в оценке качества образовательных услуг»
Участие родительской общественности в оценке качества образовательных услуг
Качество дошкольного образования- это общая характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающих меру их соответствия государственным стандартам, социальному заказу, обеспечивающих своевременное развитие детей на основе разнообразия содержания и форм работы с ними; социальную защиту ребенка от некомпетентных педагогических воздействий; достижение каждым ребенком минимального необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе
Родительская общественность- это передовая часть родительского сообщества, выражающая его мнение, которая целенаправленно совершенствуется в реализации образовательной функции, осознанно распространяет результаты взаимодействия с детьми в широкой практике семейного и общественного воспитания, являясь авторитетным и мобильным транслятором передового опыта
Родительская общественность- это коллектив грамотных, авторитетных, мобильных родителей, владеющих психолого-педагогической и общекультурной компетентностью, активно участвующих в управлении и организации педагогического процесса, включающихся во взаимодействие с детьми, транслирующих результаты положительного опыта семейного и общественного воспитания с целью совершенствования его качества
Факторы эффективной реализации контрольно-оценочной позиции родителей:
осознание родителями ответственности за реализацию собственной воспитательной и контрольно-оценочной функции;
правовая и психолого-педагогическая компетентность родителей в области дошкольного образования;
наличие в ДОО признанных лидеров в области семейного и общественного воспитания;
авторитетность родительской общественности
Номативно-правовая и психолого-педагогическая компетентность родителей- это сложное, многоаспектное образование, в структуру которого входит:
знания об основах психического развития ребенка в разные возрастные периоды дошкольного детства, об отдельных элементах воспитательного процесса (цели, задачи, методы, условия, результат);
осознание своих прав и обязанностей по отношению к ребенку, потребность в реализации собственной воспитательной и контрольно-оценочной функции;
интерес к процессу организации взаимодействия педагогов с детьми в ДОО, к проблемам образовательной организации, к процессу и результату личностного развития детей;
культура взаимоотношений между участниками педагогического процесса, построенная на принципах взаимопонимания и общности целей
Основные параметры для оценки качества образования родительской общественностью:
наличие условий для выполнения требований ФГОС;
удовлетворенность образовательными услугами и услугами по уходу и присмотру;
обеспечение свободного доступа родителей и законных представителей к информации о деятельности ДОО;
учет запросов родителей по оказанию различных услуг;
возможность участия родителей в решении образовательных задач;
В нашем ДОУ родители ежегодно принимают участие в опросе «Удовлетворённость родителей образовательной услугой». Результаты опроса мы используем для планирования направлений дополнительного образования, при принятии управленческих решений, и конечно, при планировании мероприятий с родителями и совместных детско-родительских мероприятий.
В 2021-2022 году в нашем ДОУ прошла апробация методики С.Г. Молчанова «Отбор содержания социализации», с которой он знакомил нас на семинаре «Духовные скрепы».
По мнению С.Г. Молчанова, начиная с 3-4 летнего возраста, большое значение приобретает «оценка личных качеств ребенка, а положительные личностные качества становятся одним из мотивов выбора детьм другу друга для совместной деятельности и общения». Отсутствие инструментального оценивания «личных качеств ребенка», т.е. его социальных компетенци, приводит к неуправляемости воспитания, делает социальное вмешательство педагога хаотичным, стихийным и выливается в недостаточную сформированность позитивной социальной компетентности у «выпускника» детского сада. Негативные проявления у детей, а зетем и взрослых, связаны, по мнению Молчанова, с отсутствием , прежде всего, социальной ответственности, которая проявляется гендерно: как социальная ответственность мужчины и женщины. Принципиально инновационным основанием для организации и содержания воспитания является принцип гендерности, который предполагает акцент в воспитании мальчиков- будущий отец, глава семейства, «добытчик», защитник; девочек- будущая мать, хранительница семейного очага, хозяйка дома, воспитательница детей.
И здесь на помощь педагогам приходят родители. В начале учебного года на групповых родительских собраниях мы предложили родителям заполнить «Матрицу позитивных гендерных и универсальных качеств личности», в которой мамы и папы выбирали из большого списка качеств только 10, которые они хотели бы видеть в сверстнике и сверстнице своего ребенка.
Вот таких мальчиков-сверстников своего ребенка хотели бы видеть родители:
Вера в себя- 35 выборов
Доброта- 30 выборов
Мужественность- 29 выборов
Чувство юмора-22 выбора
Ответственность-22 выбора
Честность-21 выбор
Трудолюбие-18 выборов
Уважительность-13 выборов
Общительность-12 выборов
Способность защищать свои взгляды-11 выборов
А эти качества они больше всего приветствовали бы у сверстницы своего ребенка:
Умение понимать других-36 выборов
Жизнерадостность-32 выбора
Женственность-31 выбор
Верность-29 выборов
Умение уступить-29 выборов
Нежность-27 выборов
Доброта-25 выборов
Мягкость-21 выбор
Забота-19 выборов
Сострадание-12 выборов
Такие перечни были сделаны для всех групп, и этот перечень- есть не что иное, как социальный заказ родителя, причем родитель выступает не только как социальный заказчик, но и как эксперт, представляющий всю родительскую общественность , имеющих детей данного возраста.
По результатам проведения методики ОСС была запланирована воспитательно-образовательная работа по формированию сооветствующих качеств у дошкольников.