Просмотр содержимого документа
«"Творчество с малышами в кругу семьи"»
Родительское собрание во второй младшей группе детского сада «Творчество с малышами в кругу семьи».
Форма работы: круглый стол.
Цель собрания: Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного искусства.
Задачи собрания:
- способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества;
- познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста.
План:
1. У истоков большого искусства (собеседование).
2. Взаимодействие ДОУ и семьи по художественно-эстетическому развитию детей (консультация).
3. Нетрадиционные изотехники (практикум).
4. Обсуждение и принятие решений.
Ход собрания
1. Удивительным явлением искусства – является рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей».
Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытым, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.
Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.
Родители рассказывают, как они дома развивают творческие способности детей, о разнообразии материалов, используемых в жизнедеятельности. Делятся опытом, какими материалами пользуются в аппликации.
2. Воспитатель предлагает родителям модель развития творческого потенциала детей родителями:
- создание условий для творческого развития ребенка дома: обеспечение материалами для творчества ребенка (бумага, клей, пластилин и т.д.); организация места для творчества; позволение ребенку использовать старые, ненужные вещи для создания различных конструкций, поделок.
- активное участие родителей в творческом развитии ребенка – рисование, лепка, конструирование, аппликация вместе с ребенком; организация выставки детских работ; приобщение ребенка к тем видам деятельности, которые интересны вам (рукоделие, работа по дереву и т.д.).
- стимуляция творческой активности ребенка – поощрение его творческой деятельности; поощрение стремления ребенка исследовать окружающий мир; умение ценить его достижения, его самого как личность.
Воспитатель должен подчеркнуть важность участия родителей в конкурсах рисунков, поделок, которые проводит ДОУ, т.к. конкурсные работы – это сотворчество родителей и детей. Воспитатель рассказывает и показывает результаты сотворчества воспитателя и детей.
3. Познакомить родителей и провести практикум по нетрадиционным изотехникам:
- другие члены семьи____________________________________
7. Любили ли Вы рисовать в детстве?
- да.
- нет.
- затрудняюсь ответить.
8. Какие мероприятия Вы предпочитаете организовать со своим ребенком?
- совместное творчество
- прогулка.
- другое…
9. Представьте, что Ваш ребенок красками или другим материалом для творчества испачкал все вокруг. Как бы Вы поступили? ___________________________________________________