Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов "Психологический климат"»
Тренинг для педагогов
«Психологический климат»
Подготовила:
Педагог-психолог
Скавинская Вероника Владимировна
Г. Соликамск, 2018
Тренинг для педагогов «Психологический климат»
Цель: сплочение педагогического коллектива
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними
- осознание каждым участником своей роли, функции в группе
- повысить коммуникативные навыки педагогов
Необходимые материалы:
- листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры
- мяч
- листы с буквами
- листы со сказочными героями
- карточки с цифрами
Ход тренинга:
Педагог-психолог: Здравствуйте уважаемые коллеги! Чтобы настроиться на работу, нам нужно поприветствовать друг друга, для этого возьмите из коробочки карточки, на них написаны цифры, в соответствии с цифрами разбейтесь на 3 команды.
Упражнение «Приветствие»
Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями. Задание: разделитесь на три группы: европейцы, японцы, африканцы. Поприветствуйте друг друга: европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.
Педагог-психолог: Молодцы. И сегодня мы поговорим о психологическом климате в коллективе, что такое, по вашему мнению, психологический климат?
Педагоги:
это эмоциональный настрой всего коллектива
это обстановка внутри коллектива
межличностные отношения коллектива
Педагог – психолог: Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение. Как вы думаете, что нужно делать, для того чтобы добиться в коллективе благоприятного психологического климата?
Педагоги: относится с уважением друг к другу, должна быть взаимовыручка, каждый должен чувствовать ответственность за свои действия.
Педагог-психолог: все верно. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело.
Упражнение «Мое настроение»
Цель упражнения: выражение настроения
Педагог-психолог: Каждый из нас уникальный человек, каждый неповторимый, и у каждого из нас свое настроение, давайте попробуем изобразить свое настроение в данный момент, для этого возьмите карандаши и листы бумаги и нарисуйте свое настроение.
Педагог-психолог: Подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…», а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым. Какие эмоции вы испытали, даря свое настроение и получая взамен чужое?
Педагоги: радость, счастье
Педагог-психолог: Не смотря на то, что все мы разные есть у нас что-то общее, а вот что мы сейчас и узнаем.
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»
Цель: снятие агрессии.
Педагог-Психолог: Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)
По окончании упражнения задаются вопросы: Какие эмоции испытывали во время упражнения? Что нового узнали о других?
Педагог-психолог: Любой коллектив это как механизм часов, если одна деталь выходит из строя часы начнут отставать, а того и глядишь встанут вовсе, чтобы убедится на практике, что каждый из нас незаменим предлагаю выполнить упражнение «Печатная машинка»
Упражнение «Печатная машинка»
Цель: Выработка навыков сплоченных действий.
Педагог – психолог раздает каждому участнику буквы, которые составляют фразу: «Один за всех и все за одного».
Педагог-психолог: Вы должны отгадать фразу. Буквы — ее составляющие, распределяются между всеми. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем каждый произносит свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
После окончания упражнения обсуждение по следующим вопросам:
Что помогало справиться?
Трудно ли было?
Педагог-психолог: Скажите, так ли важно в коллективе взаимопонимание?
Педагоги: Важно, оно повышает эффективность работы, улучшает климат в группе.
Педагог-психолог: всегда ли у нас, получается, понять друг друга?
Педагоги: не всегда
Педагог-психолог: Сейчас мы с вами усовершенствуем навыки взаимопонимания. В этом нам поможет упражнение «Найди пару»
Упражнение "Найди пару"
Цель упражнения: - развитие прогностических возможностей и интуиции; - формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Педагог-психолог: Каждому из вас при помощи булавки я прикреплю на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д. Каждый должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет".
Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.
Педагог-психолог: Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить коллективу, чтобы взаимодействие стало еще эффективнее, а отношения – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас подарит коллективу. Я, например, дарю вам оптимизм.
А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:
Что для вас сегодня было важным?
Какие чувства вы испытывали?
Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?
Педагог-психолог: Ну, вот и все, подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Спасибо всем за участие!