Тренинг для педагогов направлен на сплочение педагогического коллектива в ДОУ, способствует установлению позитивных взаимоотношений, повышает групповую сплоченность, улучшает эмоциональное состояние педагогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов на сплочение»
Тренинг для педагогов на сплочение
Задачи:
- способствовать позитивным взаимоотношениям;
- повысить групповую сплоченность;
- снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;
- улучшить эмоциональное состояние педагогов.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть. Наша традиционная встреча в начале учебного года направлена на объединение нашего коллектива, на создание эмоционально позитивной атмосферы. В начале нашего общения предлагаю вспомнить правила тренинга… (Здесь и теперь. Говорю за себя или персонификация высказываний. Уважать мнение друг друга.Активность.Правило «Стоп».Конфиденциальность)
Вводная часть. Приветствие
- Я предлагаю вам поприветствовать друг друга пожатием рук. Но это будет не простое рукопожатие. Каждый из участников группы должен подойти по очереди ко всем остальным, скрестить свои руки (показываю), взять в них сложенные накрест руки партнера и во время рукопожатия сказать ему что-то приятное, комплимент или пожелание.
Упражнение «Аббревиатура»
- Сейчас я предлагаю вам сесть в круг (раздать листочки и ручки).
Вам надо записать на листе бумаги свое имя и расшифровать его, представив его как аббревиатуру, называя свои характеристики: каждый придумывает положительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени (например, Ж – жизнерадостный; А - активный; Н - необычный; А – артистичная и.т.).
Далее все участники группы зачитывают свои имена и придуманные прилагательные
- Мы с вами сидим в одном большом кругу, и я предлагаю нам поближе познакомиться друг с другом. Сейчас вы по кругу будете называть свое имя, говорить, что оно обозначает (значение имени), читать свою абрревиатуру и называть качества, которые вам нравятся в себе. И еще немного рассказать нам о себе, о своих интересах, чем вы любите заниматься в свободное время или о том, что у вас лучше всего получается.
- Давайте я начну…меня зовут Ольга, мое имя переводится с др.-сканд. «святая, священная»….и я очень люблю…. и т. д. Качества, которые мне нравятся в себе: это….
Рефлексия: Что нового узнали о других? Что интересное узнали? Что вы узнали о других членах группы, что было особенно интересным и неожиданным для вас?
Игра «Крокодил»
Разбиться на команды.
- Я предлагаю поиграть во всем знакомую игру «Крокодил». Участники каждой из команд по очереди будут вытаскивать карточку с пословицей или поговоркой и с помощью жестов, мимики донести до другой команды ее смысл.
Слезами горю не поможешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Один в поле не воин.
Клин клином вышибают.
Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
Тише едешь – дальше будешь.
Как вы лодку назовёте – так она и поплывёт.
Яйца курицу не учат.
Сколько волка не корми – он всё в лес смотрит.
Глаза боятся, а руки делают.
Куй железо – пока горячо.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Одна голова - хорошо, а две лучше.
У страха глаза велики.
Семь раз отмерь, - один раз отрежь.
Не плюй в колодец, придется воды напиться.
Первый блин комом.
Вопросы для обсуждения:
• Насколько легко передавать другому человеку какую-либо информацию?
• Что мешало?
• Как вы думаете, для чего это упражнение?
Основная часть. ДЕЛОВАЯ ИГРА «КАТАСТРОФА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ»
Это групповая (командная) игра, способствующая проявлению групповой сплоченности, формирование осознания ее важности, умения эффективно преодолевать спорные и конфликтные ситуации.
Введение в игровую ситуацию. – Возьмемся за руки и закрываем глаза.
- Как хорошо быть в кругу друзей! Ваша команда сейчас находится в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже не разглядеть лиц внизу, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки — и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над океаном. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. Но что это? На горизонте появляется небольшая точка, и эта точка приближается! Это гигантский орел, он смотрит на вас недобрыми глазами! Он кружит над вами, взмывает над шаром, исчезает из поля вашего зрения — и вдруг вы слышите клекот, царапанье по обшивке шара, удары и шипение. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу — и раненый орел медленно скользит в сторону и вниз. Но и ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, шар перевернется. Вдалеке, по направлению ветра, несколько островов, по всей видимости необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей, и долететь до островов. Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих необитаемых островах, а сколько там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах ничего не известно: сейчас тепло, но какова зима?..
Все открыли глаза — и оказались в своей группе. Все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и последовательно будут «выкидывать» вещи, чтобы долететь до острова. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер — во вторую, семнадцатым номером – то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего обсуждать нельзя. На всю работу у вас 10 минут.
Список вещей, находящихся в корзине шара:
Миски, кружки, ложки
Ракетница с сигнальными ракетами
Подборка полезных книг про все
Консервы мясные
Топоры, ножы, лопата
Канистра с питьевой водой
Бинты, вата, перекись водорода, зеленка
Винтовка с запасом патронов
Презервативы и другие средства контрацепции
Шоколад
Золото, бриллианты
Большая собака
Рыболовные снасти
Туалетное зеркало, шило, мыло, шампунь
Теплая одежда и одеяла
Соль, сахар, набор витаминов
Медицинский спирт
После того как каждый сделал свой выбор, дается следующее задание для всей команды.
- Вам грозит гибель, единственная надежда – долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего – упадете и утонете в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь или сразу все, - погибнете. Свой выбор сделал каждый, теперь каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет «против», решение не принимается. При этом не тяните время: можете погибнуть, у вас 15-20 мин.
Если группа сумела принять все 17 решений при 100%-ном согласии, надо поздравить участников и попросить их подуматьнад причинамиуспешного выхода из столь критической ситуации. Если они не смогли принять все 17 решений за отведенное время, то ведущий объявляет, что экипаж разбился, и просит подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры дает возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему мнению.
Стоит обсудить с группой, что, на их взгляд, важнее — умение доказать свою правоту или работать в целом на спасение группы? Важно обсудить ход прошедшей дискуссии и вклад в нее каждого. Какова общая стратегия, кто какой вклад внес, кто спасал группу, а кто наоборот? На это обязательно надо отвести 10 минут. Если же этот момент пропустить, то все происшедшее окажется только увлекательной игрой в приключение, но не уроком жизни.
Интересно будет выяснить, чьё индивидуальное решение оказалось ближе к групповому (а значит, было самым мудрым или кто лучше всех умеет убеждать других).
Можно составить список победителей обсуждения. Делается это так. У каждого есть свой список и список общегрупповой. По каждому пункту надо подсчитать модуль разности, т.е. если по п. 1 (кружки и др.) у Татьяны 3-й ранг (она решает выкидывать это третьим по очереди), а группа поставила это на 5-е место, то по этому пункту разница равна 2; если бы у Татьяны этот пункт был на 5-м месте, а у группы на 2-м, разница была бы 3. Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение Татьяны оказалось далеко от группового, и сравнить, чье решение к групповому оказалось ближе.
Игра «Ужасный секрет»
Игра выполняется в круге.
- Один из участников сообщает на ухо своему соседу «ужасную» тайну о себе, например: «Иногда я люблю ковыряться в носу!» Сосед передает это сообщение таким же образом дальше по кругу, изменивфразу так: «Один из нас иногда любит ковыряться в носу!» В такой форме фраза идет по кругу, а второй игрок, дав отойти первой фразе на двух-трех участников, посылает вслед секрет о себе. Все фразы передаются по кругу в варианте: «Один из нас…». Каждый секрет проходит круг и возвращается владельцу.
После того как передача секретов завершилась, участники обсуждают, какие секреты они узнали:
- Оказывается, мы храпим, мы ковыряемся в носу, мы грызем ногти, мы любим поспать… Какой ужас!!!
Затем все участники хором произносят: - И мы об этом ничего не скажем!
Завершающее упражнение «Пожелания»
- Предлагаю высказывают пожелание друг другу на день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание, и одновременно произносите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.