Просмотр содержимого документа
««Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка».»
Тема : «Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка».
Подготовила Ахмадиева Г.М.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:
словаря;
грамматического строя;
диалогической и монологической речи;
совершенствованию звуковой стороны речи.
Виды театрализованных игр:
Настольные театрализованные игры, куда входят:
настольный театр игрушек;
настольный театр рисунков;
2. Стендовые театрализованные игры:
стенд – книжка;
фланелеграф;
теневой театр.
3. Игры – драматизации, включающие:
пальчиковый театр;
театр би – ба – бо;
кукольный театр;
игра – драматизация с шапочками на голове;
импровизация.
Работу в этом направлении необходимо проводить начиная с младших групп. Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению (игра “Назови мне свое имя”, инсценирование потешек А. Барто «Бычок», «Мишка», «Зайка»).
Нам, воспитателям надо стараться учить детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных);
Учить детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (“Прогулка в лесу”, где давали понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами);
Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают).
Учить детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.).
В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем:
Продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение “Сеня в лесу встретил лису”). Например: говорить предложение побудительно, восклицательно, вопросительно.
Закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, пальчиковые игры). Например: апельсин, гости, горшок, дом.
Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение “Лиса и журавль”).
Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра “Угадай чей голос»). Например: ребенок закрывает глаза, воспитатель предлагает другому ребенку закричать голосом животного (кукареку). Угадывающий ребенок должен назвать животное и имя ребенка кто говорил.
Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью .
В старших и подготовительных группах важно уделять большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировки).
Продолжается развитие монологической и диалогической речи: например постановка спектакля «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок».
Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок. Например:
Ехал грека через реку.
Видит грека - в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку грека - цап!
Волк вальсировал с волчицей:
"Нам волчиться не годится".
Голубь в голубой горжетке
Голубику ел на ветке.
Ёжик желтой сыроежке
Рад, как белочка орешкам.
В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекались к режиссерской работе, развивались навыки без конфликтного общения.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.
Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.
Игра играет особую роль в психическом развитии ( развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии.