kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста  является актуальной задачей. Как показывает статистика, 25% детей до 8 лет имеют нарушения речи [2]. При недоразвитии речи ограничиваются коммуникативные и познавательные возможности детей, а это препятствует успешному обучению в школе.  Развитие речи детей,  является одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) [10].

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР"»

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Лалетина О. Я.

МБДОУ №271, г. Красноярск

На сегодняшний день развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста является актуальной задачей. Как показывает статистика, 25% детей до 8 лет имеют нарушения речи [2]. При недоразвитии речи ограничиваются коммуникативные и познавательные возможности детей, а это препятствует успешному обучению в школе. Развитие речи детей, является одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) [10].

Именно связная речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, ведь связная речь лежит в основе общения, коммуникации, взаимодействия людей, без которого нормальное психическое развитие и функционирование личности невозможно.

Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее взаимопонимание и общение [9].

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и направлять ответы других, подавать уместные реплики, формировать вопросы. Совершенствуется связная речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части рассуждения) с опоры на наглядный материал и без опоры.

У детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи (ОНР) формирование связной речи многократно усложняется, приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу. Старшие дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи.

Формирование связной речи имеет большое значение в развитии детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Развитие речи в детском саду осуществляется в процессе различной практической деятельности при проведении наблюдений за окружающим, режимных моментов, специальных корректирующих занятиях и т.д. В методической литературе описаны различные виды деятельности по формированию связной речи детей с ОНР, но недостаточно информации о роли театрализованной деятельности в развитии речи детей с ОНР [7].

Основной деятельностью детей является игра. Детская игра позволяет открыть волшебный театр, который так разнообразен. И дети так увлекаются этой игрой, что этот вид деятельности становиться результативным средством общения. Театрализованная деятельность учит ребенка анализировать, обобщать, делать выводы. За счет новых образов, проигрывания сцен из знакомых сказок, театрализованная деятельность раскрывает мир новых возможностей. Исполняя роль, произнося реплики, ребенок старается ясно, четко, понятно высказываться.

Особенно важна театрализованная деятельность в развитии речи детей с ОНР. Очень часто нарушения речи у детей сопровождаются скованностью, зажатостью, нарушением эмоционально-волевой сферы, пассивным поведением или повышенной активностью. Театрализованная деятельность, игра включает в себя не только процесс говорения, но и неречевые средства общения, которые помогают детям с ОНР в развитии речи.

В ходе изучения данной темы, была проведена диагностика уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР и разработаны методические рекомендации по организации театрализованной деятельности. Диагностика осуществлялась среди детей старшей возрастной группы с ОНР. Дети были разделены на контрольную и экспериментальную группы.

С помощью диагностических методов мы измеряли параметры связной речи, такие как содержательность, композиция высказывания, грамматическая правильность, связь между предложениями, лексические средства и звуковое оформление высказывания.

По результатам констатирующего эксперимента было выявлено, что у большинства обследуемых детей экспериментальной и контрольной группы, отмечается низкий уровень развития связной речи – 68,75% (11 детей с ОНР). Дети не могут передать содержание готового литературного текста, допускают грамматические ошибки, не владеют правильным произношением звуков. Средний уровень развития связной речи – 31,25% (5 детей с ОНР). Дети могут пересказать небольшое по объему литературное произведение, допускают грамматические ошибки примерно в половине всех употреблеямых слов, используют однотипные предложения, наблюдаются ошибки в произношении звуков, речь ребенка не выразительна.

Далее нами были разработаны методические рекомендации по организации театрализованной деятельности, направленной на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Цель методических рекомендаций: представить комплекс занятий направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

При разработке методических рекомендаций были использованы: авторская программа «Театр – творчество - дети» Н. Ф. Сорокиной; Т. С. Григорьевой «Театр маленького актера» для детей 5-7 лет [4,8].

Фрагмент методических рекомендаций с использованием театрализованной деятельности представлен ниже.

Таблица

Тема, занятие


Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудувания

1

«Волшебный театр»

Знакомство детей с

понятием «Театр»,

развивать знания детей о различных видах

кукольных театров

(настольный, пальчиковый,

театр марионеток, и т.д.), уметь различать их и называть, развивать

интерес к театральной

деятельности.

Беседа о театре. Рассматривание

иллюстраций, фотографий.

Знакомство с правилами

поведения в театре.

Работа над жестами и мимикой: «Вкусный арбуз», «Я на скрипочке играю», «Ем лимон»,

«Мне грустно», «Сердитый

дедушка».

Чтение стихотворения «Мы идем в театр» Э.Успенского.

Тематический

альбом «Какой он – театр?»,

2

«Хочу быть артистом»

Такие

разные

эмоции

Знакомство с понятием «Пантомима»; «Эмоция».

развивать

воображение детей;

Знакомить с

пиктограммами,

изображающими радость, грусть, злость и т.д.; обучать

распознавать

эмоциональное состояние

по мимике; обучать детей

подбирать нужную

графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать

соответствующую эмоцию

у себя на лице.

Обучать детей выразительно

произносить фразу,

стихотворение, несущие

различную эмоциональную

окраску.

Воспитывать доброе

отношение к животным;

Побуждать детей к

активному участию в

театрализациях.

Игры: «Передавалки»,

«Приветствие», с карточками – рисунками.

Чтение стихотворение про «Киску» Б.Заходера

Рассматривание сюжетных картинок. Упражнение «Изобрази эмоцию».

Этюды на изображение этих эмоций.

Рассматривание графических карточек. Беседа. Игра «Угадай

эмоцию».

Упражнения на различные

эмоции. Игра «Испорченный

телефон»

Карточки-рисунки

с выражением

лица человечка

на

каждого ребенка;

игрушка-котенок.

Пиктограммы,

сюжетные

картинки,

музыкальное

сопровождение



После проведения занятий, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР и по результатам контрольного эксперимента было выявлено, что у большинства обследуемых детей экспериментальной и контрольной группы, отмечается положительная динамика в развитии связной речи. Низкий уровень развития связной речи составил – 56,25% (9 детей с ОНР). Дети могут с помощью воспитателя передать содержание готового литературного текста, допускают меньше грамматических ошибок, владеют правильным произношением некоторых звуков. Средний уровень развития речи составил – 43,75% (7 детей с ОНР). Дети могут пересказать небольшое по объему литературное произведение без помощи воспитателя, допускают грамматические ошибки примерно в половине всех употребляемых слов, наблюдаются ошибки в произношении звуков, речь ребенка более выразительна. Соответственно, прирост по показателям среднего уровня составил 12,5%.

Таким образом, можно утверждать, что разработанный нами комплекс занятий с использованием театрализованной деятельности явился эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.





















Библиографический список

1.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С. 24-32..

2. Ахутина Т. В. Задержка речевого развития// ttps://regnum.ru/news/society/2247952.html// 9.03.2020.

3.Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: дидактический материал. Москва: 2016. 89 с.

4.Григорьева Т.С. Программа «Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012.189 с.

5.Головина Б. Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей. «Издательские решения», 2016. 20 с.

6.Елецкая О.В., Тараканова А.А., Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебно-методическое пособие. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. 312 с.

7.Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей // Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. С. 67-85.

8.Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр : Программа «Театр - Творчество - Дети»: Пособие для воспитателей, педагогов доп. образования и муз. рук. дет. садов - 3. изд., испр. и доп. М. : АРКТИ, 2002. 207 с.

9.Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера. 2014. 272 с.

10.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: "Центр педагогического образования" , 2014. 32 с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лалетина Ольга Ярославна

Дата: 14.10.2020

Номер свидетельства: 559988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ispol_zovaniie_didaktichieskikh_ighr_v_rabotie_s_diet_mi_s_obshchim_nied"
    ["file_id"] => string(6) "359149"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479217662"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ispol_zovaniie_didaktichieskikh_ighr_v_rabotie_s_diet_mi_s_obshchim_ni_1"
    ["file_id"] => string(6) "359150"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479217665"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ispol_zovaniie_didaktichieskikh_ighr_v_rabotie_s_diet_mi_s_obshchim_ni_2"
    ["file_id"] => string(6) "359151"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479217668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства