Просмотр содержимого документа
«Связь педагогики с другими науками»
Связь педагогики с другими науками
1.Связь педагогики с психологией. Эти науки переплетаются между собой. Психология тесно связана с обучением и воспитанием ребенка. Система педагогических взглядов основана на данных наук о человеке, включая Психологию. Психологические знания педагога повышают эффективность обучения и воспитания ребенка. "Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить" [К.Д.Ушинский]. В том случае, если Педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений она превращается в простой набор психологических советов и рецептов и перестаёт быть полинной наукой, способной помочь учителю. Эти две науки тесно переплетаются друг с другом. О наличии взаимосвязи педагогики и психологии говорят их общие базовые понятия, например, такие, как личность, развитие, взаимодействие, активно используемые обеими науками. Пока у педагогики было недостаточно собственного научного опыта, она использовала в качестве теории психологию. На основе взаимосвязи психологии и педагогики возникла такая наука как педагогическая психология или психология образования. Педагогика и психология объединены в учебной дисциплине «Педагогика и психология», по которой выпущен ряд учебников.
2. Связь педагогики с анатомией и физиологией . Педагогика взаимосвязана с физиологией и анатомией . Исходя из природных особенностей человека,формируются все педагогические процессы и явления.Анатомия и физиология - основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе. Научные знания о высшей нервной деятельности используются педагогикой для изучения закономерностей управления физическим и психическим развитием детей. Те же знания являются основополагающими при разработке режима жизни детей, организации различных видов деятельности, исследовании принципов оформления предметно-материальной среды в образовательных учреждениях, особенно тех, которые предназначены для детей раннего и дошкольного возраста.
3. Связь педагогики с философией. Тесная связь существует у педагогики с философией, ведь педагогическое знание, долгое время являлось частью философских наук. В настоящее время педагогика использует философские концепции и общенаучные подходы, заимствованную в философии логику построения рассуждений и формулирования умозаключений. Современные базовые педагогические теории основываются на постулатах, разработанных в философии: прагматическая теория воспитания и развития личности – на философии прагматизма, экзистенциалистская – на философии экзистенциализма . Роль философских знаний в педагогике так велика, что изучению связей педагогики с философией посвящён целый раздел педагогической науки: философия образования.
4.Связь педагогики с гигиеной. Из других отраслей знаний школьная гигиена особенно тесно связана с педагогическими науками: педагогикой, методиками преподавания отдельных предметов, преддошкольной педагогикой, дошкольной педагогикой, специальной педагогикой и психологией. Связь школьной гигиены с теорией педагогики выражается в том,- что она вооружает педагогику определёнными положениями и нормативами гигиены, соблюдение которых обеспечивает нормальное физическое и нейропсихическое развитие детей, подростков и молодёжи и содействует успешному проведению учебно-воспитательной работы, влияя положительным образом на их поведение и учебную успеваемость.
5.Связь педагогики с экономикой. Педагогика тесным образом связана с экономикой ,в частности ,с экономикой образования ,данные которой необходимы для решения таких педагогических задач ,как: определение затрат на обучение в связи с удорожанием жизни ;стоимости обучения в различных типах образовательных учреждениях; затрат на учительские кадры ,на строительство , оборудование,наглядные пособия.
6.Связь педагогики с социалогией . Наблюдается связь педагогики с социалогией,исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общество.Взаимодействуя с социологией , педагогика учитывает влияние социальной среды на человека и отношения между людьми .В результате интеграции этих наук возникла социальная педагогика.
7.Связь педагогики с историей . Тесно связана педагогика с историей.Вструктуре системы педагогических наук есть даже такая дисциплина - история педагогики, наука об истории развития педагогических идей и теорий. Связь педагогики с собственно историей предполагает, прежде всего, обязательный учет исторических особенностей развития общества при исследовании проблем обучения и воспитания, анализе идей и теорий прошлого, определении возможностей их использования в настоящее время. Подлинно научная теория, обоснованные научные рекомендации тем и отличаются от прожектерства, что учитывают особенности конкретных исторических условий, в которых изучаемое педагогическое явление происходит и в которых будут применяться научные рекомендации. Разработки, осуществляемые с учетом исторического опыта, по-настоящему жизненны, в наиболее полной мере отражают потребности современности.